Метод социологического исследования. Социологический опрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Методология - это система принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур, техник, методов, включая приёмы сбора и обработки данных. Именно методология является основным критерием отбора наукой фактов и знаний об окружающем мире, в связи с этим изучение методологии актуально в наше время. С формальной точки зрения, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Важным уровнем социологического познания являются эмпирические социологические исследования. С одной стороны, конкретные методологические части программы исследований и методические приёмы должны отвечать необходимым требованиям, а с другой стороны должны отвечать реальным возможностям их выполнения.

Содержание

ВВЕДЕНИ.…………………………………………………………..….……..…..3
Глава I. Методы социологических исследований…………………………..…..6
Контент – анализ…………………………………………………………...….6
Опросные методы………………………………………………………..……8
Социологическое наблюдение………………………………………….…..18
Кейс-стади……………………………………………………………….…...21
Социологический эксперимент………………………………………….….23
Глава II. Практическая часть………………………………….………………...24
2.1 Описание социологического опроса…………………………………….….24
2.2 Сущность метода соцопроса…………………………………………….…26
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 97.11 Кб (Скачать файл)

Специфика этого метода состоит в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.

Опрос является ведущим методом при изучении сферы сознания людей. Этот метод особенно важен в исследовании социальных процессов и явлений, малодоступных непосредственному наблюдению, а также в случаях, когда изучаемая сфера слабо обеспечена документальной информацией. Социологический опрос в отличие от других методов сбора социологической информации позволяет «уловить» через систему оттенки их настроения и структуры мышления, а также выявить роль интуитивных аспектов в их поведении. Поэтому многие исследователи считают опрос наиболее простым и доступным методом сбора первичной социологической информации. В самом деле, оперативность, простота, экономичность этого метода делают его весьма популярным и приоритетным по сравнению с другими методами социологических исследований. Однако эта простая доступность нередко являются кажущимися. Проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в получении качественных его данных. А для этого необходимы соответствующие условия, соблюдение определенных требований. К основным условиям опроса (что проверено практикой социологических исследований) относятся:

1) наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования;

2) создание благоприятной, психологически комфортной обстановки  опроса, что далеко не всегда  зависит только от подготовки  и опыта лиц, его проводящих;

3) тщательная подготовка  социологов, которые должны обладать  высоким интеллектуальным быстродействием, тактом, умением объективно оценивать  свои недостатки и привычки, что  прямо сказывается на качестве  опроса; знать типологию возможных  ситуаций, тормозящих проведение  опроса или провоцирующих респондентов  на неточные или неверные ответы; обладать опытом составления  анкет по социологически корректным  методикам, позволяющим перепроверять  достоверность ответов, и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

В приложении я представлю диаграммы, где наглядно показаны итоги проведения социологического опроса одного из моих рабочих дней (апрель 2014 года).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Социология  - это очень познавательная и интересная наука. Я считаю, что дальнейшие развитие этой науки в России будет завесить, прежде всего, от политической и экономической ситуации в стране, а также и от роли науки в обществе.

       В данной работе  мы ознакомились с методами и техниками исследования социологической информации. Таким образом, все эти приемы, какими бы изощренными и трудными они ни были, не помогут извлечь научное знание знания, если же исследователь не использует некоторые теоретические концепции. В настоящие время современной социологии используют два разных подхода к теории - количественный и качественный.

        Сторонники одной теории исходят из того, что социолог должен изучать общие тенденции и закономерности социальных изменений, а так же обращаясь к фактам, он обязан строго фиксировать тождественность, повторяемость, типичность событий и явлений в массовых процессах.

        Мы живем в мире социологических исследований. Но каждый человек обладает уникальным потенциалом собственного опыта оперирования индивидуальными структурами.

        Таким образом, можно сделать вывод, что социологические исследования очень важны, и не только для социолога, но и для простого гражданина. Социологические исследования помогают нам выявить: различные стороны социальной жизни, дефекты в различных ситуациях, например, с помощью социологического исследования «Отношения людей к собакам бойцовской пароды» можно определить почему собаки так агрессивны к свои хозяевам, а так же почему люди боятся собак. Узнав, причины мы можем, устранить их. С помощью методологии мы можем определить то, каким образом будет проводиться то или иное исследование.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Халтобин В. О. Методология и методы социологических исследований.- Запорожье, ЗИГМУ, 2005.
  2. Социология труда. Учебник для вузов. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012.
  3. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. — Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010.
  4. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 2002.
  5. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие — М.: Институт социологии РАН. 2011.
  6. Зборовский Г. Е. Прикладная социология: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006.
  7. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2011.
  8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования, 2010.
  9. Басков А., Бенкер Г. Современная социологическая теория, - М 2011.
  10. Социология от А до Я. – Режим доступа: [http://www.glasnet.ru].
  11. Г. В. Щекин "Система социологического знания" 2013.

 

 

1 Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие — М.: Институт социологии РАН. 2011.

 

2 Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие — М.: Институт социологии РАН. 2011.

3 Халтобин В. О. Методология и методы социологических исследований.- Запорожье, ЗИГМУ, 2005.

4 Кузнецов И. Н. Технологии социологического исследования: учебно-методич. пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

5 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования, 2010

 

6 Социология труда. Учебник для вузов. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012.

 

7Басков А., Бенкер Г. Современная социологическая теория, - М 2011.

 

 

 


Информация о работе Метод социологического исследования. Социологический опрос