Многодетная семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:07, реферат

Краткое описание

Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Содержание

1. Введение. ……………..…………………………………………………
2. Многодетная семья…………………………………………………..
2.1 Категории многодетности……………………………………..
2.2 Проблемы многодетных семей ……………………………………
2.3 Причины, способствующие многодетности……………………………………
2.4 Здоровье детей в многодетной семье……………………………
2.5 Ребенок в многодетной семье………………………………………
2.6 Взаимоотношения в многодетной семье……………………………
2.7 Система социальной помощи многодетным семьям
3. Заключение……………………………………………………………
Список литературы (интернет-ресурсов)………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Многодетная семья реферат.docx

— 56.15 Кб (Скачать файл)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Институт детства

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Дисциплина: Возрастная анатомия, физиология и основы педиатрии детей раннего дошкольного возраста.

 

на тему: «Многодетная семья»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса 16 группы

                                                                            Балан Д.А.

                                                                                   Преподаватель: Айзман Л.К.

 

 

Новосибирск  

2013 г.

Содержание

 

  1. Введение. ……………..…………………………………………………

 

  1. Многодетная семья…………………………………………………..
    1. Категории многодетности……………………………………..
    2. Проблемы многодетных семей  ……………………………………
    3. Причины, способствующие многодетности……………………………………
    4. Здоровье детей в многодетной семье……………………………
    5. Ребенок в многодетной семье………………………………………
    6. Взаимоотношения в многодетной семье……………………………
    7. Система социальной помощи многодетным семьям

 

  1. Заключение……………………………………………………………

 

Список литературы (интернет-ресурсов)………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Введение

Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом  и духовном воспроизводстве населения.

Виды семей в зависимости  от состава семьи: 
 
- нуклеарная – родители и дети (наиболее распространенный тип); 
 
- расширенная – родители, дети и другие родственники; 
 
- полная – участие обоих родителей 
 
- неполная – один из родителей отсутствует;

В социологии семья рассматривается  одновременно и как малая социальная группа и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

  • вступление в первый брак — образование семьи;
  • начало деторождения — рождение первого ребенка;
  • окончание деторождения — рождение последнего ребенка;
  • «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;
  • прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

На каждом из этапов семья  обладает специфическими социальными  и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная  семья, можно свести к следующим:

  • репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства — главная функция семьи;
  • воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
  • хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
  • функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:
  • духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;
  • социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

 

 

2. Многодетные  семьи.  
В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Новая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих правил.  
Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обуславливалось традициями русского народа и православной морали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как «дар Божий», не было контрацептивов, не были распространены аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.  
В настоящее время многодетной семьей считается семья, имеющая 3-х и более детей. 

 

2.1 Категории многодетности

Различают три категории  многодетных семей:  
1. Сознательная многодетность.  
В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.  
2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или матери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.  
Эти две категории вполне благополучны.  
Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.  
Психологическая атмосфера семьи — взаимопонимание, одинаковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.  
3. Неблагополучные многодетные семьи.  
Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.  
В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус. 

 

2.2 Проблемы многодетных семей.

Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.  
В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.  
Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.  
Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.  
Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в РФ (тыс. чел.) — многодетные родители в 1991 г. — 1,2; в 1996 г. — 107,4. Семья с тремя несовершеннолетними детьми (по оценкам лаборатории НИИ Минтруда и социального развития РФ) при обоих работающих родителях, получающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бедности, в 1996 г. около 76 %.  
Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее доходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.  
Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50 % таких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда потребностей, что является в современных условиях непозволительной роскошью.  
Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно.  
Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в обществе.  
Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.  
Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но загружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений.  
Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи — отец; домашние дела — на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству.  
Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одежде, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного.  
Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.  
Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т. е. автономности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми.  
Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемости детей в школе, отсюда — частые пропуски занятий; подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу.  
Школу не посещают не только подростки 15—18 лет, но есть и случаи непосещения школы детьми 7—14 лет; рано начинают работать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты» поведения.  
В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке.  
Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.  
Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде; с родственниками, чаще мужа, которые не одобряют факта многодетности, особенно в современных условиях; негативное отношение сверстников ощущают дети из многодетных семей — трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д.  
Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг общения. Мало времени уделяют на организацию совместного провождения досуга.  
Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10— 15 %.  
Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества.  
Социальная незащищенность таких семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи: 53,8 % семей относятся к группе риска. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков.  
Можно проследить прямую зависимость здоровья детей от здоровья родителей. Отмечается низкий показатель систематического наблюдения за детьми, поздняя обращаемость в случае заболевания, самолечение, неудовлетворительная диспансеризация и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-курортное лечение.  
Есть данные о заболеваемости детей в зависимости от порядкового номера рождения ребенка — вероятность влияния пренатальных факторов, начиная с 4-го ребенка, показатель общей заболеваемости становится выше. Дети первых 3-х порядков рождения более длительный срок находятся на грудном вскармливании, но страдают режим, качество питания. В структуре заболеваемости детей на 1-м месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте — нарушения питания, обмена веществ, на 3-м месте — заболевания нервной системы, органов зрения.  
Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, неврозы. Подростки имеют здоровье ниже средних показателей. 

 

2.3 Причины, способствующие  многодетности.

Во-первых, происходит полная реализация родительского чувства. Не остается недосказанности ни сожалений. Нередко можно встретить женщин, сожалеющих, что не родили они мальчика (девочку) или просто — "мне еще  одного не хватило". А можно жить, испытывая чувство полноты, глядя  на веселую компанию собственных  детей.

Во-вторых, в многодетных  семьях вырастают более приспособленными к жизни, имеют к совершеннолетию багаж полезных навыков и умении и привыкают к ответственности.

В многодетных семьях дети гораздо отзывчивее, чутче, у них нет ярко выраженных эгоистических устремлений, они в силу обстоятельств все понимают, принимают и помогают родителям, младшим братьям и сестрам. Они научены жить в семье, в коллективе. Пример из нашего недавнего опыта. В 1950–60-е годы десятки миллионов людей в СССР перебирались из деревень в города. До сих пор они жили в многодетных семьях, имели привычку к труду, перенесению трудностей и отнюдь не были эгоистичны. Но, оказавшись в индустриальных условиях и создав свои семьи, они стали жить по-другому: родили одного-двух детей и ограничились этим. Потому что специфика становления ребенка и воспитания меняется: городская жизнь, работа, отделённая от дома, профессии, требующие квалификации, знаний… Как общество вступило после войны в промышленную, научно-техническую фазу, так молниеносно пресеклись традиции многодетной семьи. И не только в городах, но и на селе, которое стало подражать городу.

Однако, существуют этнические диаспоры, живущие в таких же условиях. Как им удается поддерживать высокий уровень рождаемости? Современность не зря приходит к модели семьи с одним-двумя детьми. Дело не только в гедонизме и нежелании приносить жертвы. Нынешнее воспитание — штучный процесс. Образование: два десятка лет, начиная с детского сада, ребенок переходит из одного учебного заведения в другое! Семья становится вторичной. Часто молодые не у дел и вынуждены изобретать себе "молодежную жизнь".

У детей чеченцев и азербайджанцев нет "переходного возраста" и "молодежных течений", потому как не существует самостоятельного выбора. В городе диаспоры живут, как на природе, черпая от изобилия окружающего мира и ни за что не отвечая. Взросление сводится к одному: с какого-то возраста начать зарабатывать и становиться таким же оборотистым, как отец. Девочки сидят дома, возятся с младшими и ожидают, когда родители подберут им жениха. Вся жизнь регламентирована обычаем.

"Семья и брак - основа  общества и поэтому любому, кто  хочет понять и осознать проблемы  общества, необходимо понимать и  то, что происходит в этой области  и каковы причины кризиса семьи.  Советский Союз - единственная страна  в мире, где люди жили при  социализме более 70 лет, то  есть за это время полностью  сменилось целое поколение. Какие  изменения произошли в русском  обществе, и в каком состоянии  находится детство? Каждый год  население России сокращается  примерно на полмиллиона человек.  В некоторых регионах умирает  в три раза больше, чем рождается.  Состояние здоровья детей такое,  что большая их часть уже  рождается с теми или иными  патологиями. В последние годы  возникла новая проблема - это  сироты при живых родителях.  Всего у нас в специальных  детских учреждениях пребывает  около 200 тыс. детей. 95% из них  - имеют родителей. Велика проблема  беспризорников. Причем среди беспризорников, задерживаемых в Москве, только 14% - москвичи, половина - из стран бывшего  СССР, а остальные из других  регионов России. Из стран бывшего  СССР такое же неблагополучное  положение складывается на Украине,  значительно лучше - в Белоруссии. Но в целом это общая беда  бывшего СССР.

Чем обусловлены такие  катастрофическое данные? Предпринимались многие попытки проанализировать ситуацию. И все исследования наталкивались на то, что причину в экономической или социальной сфере найти невозможно. У такого положения дел нет никаких экономических причин. Падение нравов, засилье псевдокультуры, формирование извращенных понятий о добре и зле, потеря авторитета семьи - вот истинные причины. Люди, которые разводятся, делают аборты, бросают своих детей, становятся наркоманами, совершают те или иные антисоциальные поступки, делают это вне всякой связи с их экономическим положением. Даже наоборот, богатые люди более подвержены различным порокам. Мало того, что Россия не относится к числу беднейших стран и даже на уровне отдельной семьи этой связи между доходом и устойчивостью семьи не наблюдается.

 

2.4 Здоровье детей  в многодетной семье.

Заболеваемость детей, родившихся после 4-го, оказалась в два раза меньшей, чем заболеваемость перворожденного (в той же семье), и соответствовала заболеваемости второго по порядку рождения ребенка. Удивительно было то, что здоровье матери при этом ухудшалось, особенно заметно — после рождения 9-го ребенка.

Поразительный факт: больные  матери в позднем возрасте (до 55 лет) продолжают рожать здоровых детей. Это явно противоречит логике и здравому смыслу. Однако многие акушеры, работавшие в горных районах Карпат (где распространены многодетные семьи), нередко наблюдали случаи, когда больные женщины с явным противопоказанием к беременности и родам рожали здоровых детей. Это противоречило всем медицинским законам и не могло получить объяснения без привлечения слова «чудо».

Позже мне стало известно, что на самом деле это не такой уж исключительный факт: по мировым данным, только 3%  беременных врачи находят здоровыми, но большинство из них рожают здоровых детей. Следовательно, не существует прямой зависимости между болезнью матери и здоровьем ребенка (плода); есть особый механизм, защищающий его здоровье. Что же это за механизм?

Впервые возможность понять его появилась только в 70-х годах, и связана с открытием русскими учеными Ю.С. Татариновым и В.Н. Масюкевичем «новых» плацентарных белков. Потребовалось еще около 20 лет, чтобы понять их роль в нарушенной репродукции человека (работы Л.В. Посисеевой и др.). Было, в частности, установлено, что нормальное течение беременности, развитие плода и его здоровье в период внутриутробной жизни полностью управляются «новыми» плацентарными белками.

Нарушение же их функционирования ведет к спонтанному аборту, бесплодию, внутриутробным нарушениям в развитии плода, тяжелым осложнениям беременности, задержкам в развитии плода, что, несомненно, сказывается на здоровье ребенка. Было установлено также, что функционирование «новых» плацентарных белков чаще всего нарушается при гинекологических заболеваниях женщины и половых заболеваниях мужчины.

Информация о работе Многодетная семья