Мода как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Мода в самом широком смысле слова – это существующие в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение к неким формам культуры: к стилю жизни, традициям сервировки и поведения за столом, автомобилям, одежде. Но при употреблении слова мода, которое всегда подразумевает стремление к изменению всех форм проявления культуры, обычно имеют в виду одежду.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…5
Глава 1Социальное явление - «мода»………………………………………….7
1.1 Понятие «мода», его содержание………………………………………….7
1.2 Мода, как социо-культурное явление………………………………………10
1.3 Мода как социально-психологический феномен ………………………..15
Глава 2 Российская мода……………………………………………………….21
2.1Гардероб женщины………………………………………………………….21
2.2 Гардероб мужчины………………………………………………………….22
2.3 Проведение социологических опросов…такое название не годится…………………………………23
Заключение…………………………….…………………………………………27
Список использованных источников…………………………………………...30
Приложение А………………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

ПРОВ.Манакова. все.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

Факт  долгого существования моды и её распространения практически во всех странах мира свидетельствует о том, что мода как массовое явление психики выполняла и продолжает выполнять важные социальные функции. Эти функции действительно существуют, и их достаточно много. 

Основные  из них:

  1. выражение культуры, вкусов населения, их индивидуальных особенностей;
  2. дифференциация и объединение людей в социальные группы по их психологическим особенностям;
  3. облегчение поиска себе подобных среди масс людей;
  4. привлечение к себе внимания со стороны окружающих людей;
  5. повышение уровня самосознания и удовлетворенности собой;
  6. обновление и развитие культуры.

Кратко  рассмотрим каждую из названных психологических  функций моды в отдельности.

В современном обществе всегда имеется  несколько модных объектов в распоряжении людей, и те, как правило, вольны выбирать для себя любые из них. [17, с.123]

1) Поэтому первая функция  моды – выражение культуры, вкусов  населения, их индивидуальных особенностей  – заключается в том, что, следуя моде и делая выбор из множества доступных её вариантов, человек тем самым представляет себя, свою культуру для окружающих его людей. Через моду, которую он предпочитает, человек демонстрирует людям свои вкусы, свои индивидуальные особенности. При этом он сознательно или бессознательно рассчитывает на то, что другие люди, вступая с ним в общение, смогут через демонстрируемую им моду правильно воспринять и оценить его. Это, естественно, может предупредить возникновение многих недоразумений в общении, связанных с неправильным восприятием и оценкой людьми друг друга.

2) Вторая функция моды - дифференциация и объединение  людей в социальные группы по их психологическим особенностям – связана с первой и проявляется  в том, что благодаря моде происходит, с одной стороны, объединение  психологически похожих друг на друга людей, с другой стороны, их отделение от множества окружающих людей, следствием чего становится появление особых социальных групп.

3) Третья  функция моды – облегчение поиска себе подобных среди масс людей –  также является близкой к двум уже названным ее функциям, но обладает и своей спецификой. Она состоит в том, что мода почти всегда имеет внешнюю форму выражения – через одежду, суждения, предметы, которыми пользуется человек. По ним люди могут быстро найти среди множества других людей себе подобных и отличить их от тех, кто психологически на них не похож. Это, конечно, облегчает процесс общения, способствует взаимопониманию и помогает избегать недоразумений и конфликтов. К примеру, одной из разновидностей моды в современном обществе является форменная одежда. По ней люди быстро могут определять профессиональную принадлежность друг друга и решают задачи, связанные с профессией.

4) Четвертая функция моды – привлечение внимания к человеку со стороны окружающих людей – проявляется в том, что мода – это всегда нечто новое по сравнению с тем, что уже было. По известному из общей психологии закону, все новое и необычное привлекает к себе повышенное внимание. Поэтому некоторые люди, которым недостает внимания со стороны окружающих, стараются с помощью моды вызвать к себе интерес.

5) Пятая функция моды – повышение  престижа, уровня самосознания и удовлетворенности   собой –  состоит  в   том, что  с ее помощью   индивид  решает сразу  три обозначенные выше социально-психологические  задачи. Зная о том, что модное – это всегда дорогое, редкое и желательное (привлекательное), человек через моду старается повысить свой статус среди окружающих людей, выделиться на их фоне (на него начинают обращать повышенное внимание, ему завидуют, и это может его радовать). Известно также явление, в соответствии с которым люди склонны относить к себе как личности те вещи, которыми они обладают. Если эти вещи ценные, то соответственно повышается самооценка человека. Он начинает больше себя уважать, и, как следствие, улучшается его самочувствие и настроение.

6) Шестая  функция – это обновление и развитие человеческой культуры. Здесь имеется в виду не столько  развитие культуры отдельно взятого  человека, сколько общества в целом. Всякая мода – это всегда новое  и, как правило, более совершенное, чем старое. Соответственно, переход от одной моды к другой может означать психологическое обновление и совершенствование. Появление новой моды в обществе – это, соответственно, признак его развития.

Выводы по главе 1 таким образом… Подводя итог, заметим…История моды стара, как и история костюма. С давних времен люди стремились прикрыть свое обнаженное тело, что можно было бы объяснить целомудрием и чувством стыда. Однако такое толкование представляется слишком узким и ограниченным. Одежда говорит о человеке, она раскрывает определенные мысли. Одежда является  наиболее индивидуальным творением человеческой культуры, и в то же время рядом с модой, которая как тень следует за одеждой, шествует могущественный инстинкт подражания. Психологически этот момент подражания можно интерпретировать как форму биологической самозащиты, естественный рефлекс стадных существ. Человек подражает другим, но и в то же время старается в этой форме подражания осуществить собственную модную импровизацию, свое представление о самом себе. Таким образом, одежда человека - это не оболочка, внешний облик или случайное, несущественное добавление: она в гораздо большей степени, чем многое остальное вещественное окружение людей (мебель, квартира, предметы обихода), представляет собой непосредственный символ их индивидуального существования, существования определенной группы, целой нации или целой эпохи. Мода представляет собой процесс, постепенно прогрессирующий внутри старых социальных форм. Социально значимое значение мода приобрела в XIX в. в результате буржуазных революций (прежде всего Великой французской революции) и промышленного переворота. Тогда сформировалось общество «равных возможностей», в котором были отменены все границы и запреты, и  массовое производство начало развиваться. Мода связана с массовым выбором и массовым поведением. Мода - не только средство демонстрации социального статуса, но и средство общения между людьми, форма массовой коммуникации. Мода может функционировать не только как межгрупповая коммуникация, ног и как внутригрупповая коммуникация. История развития моды демонстрирует нам взаимодействие верности традиции и стремления к переменам, которые свойственны человеческому духу, что мода как массовое явление психики выполняла и продолжает выполнять важные социальные функции. первая функция моды – выражение культуры, вкусов населения, их индивидуальных особенностей. Вторая функция моды - дифференциация и объединение  людей в социальные группы по их психологическим особенностям. Третья  функция моды – облегчение поиска себе подобных среди масс людей. Четвертая функция моды – привлечение внимания к человеку со стороны окружающих людей. Пятая функция моды – повышение  престижа, уровня самосознания и удовлетворенности. Шестая функция – это  обновление  и развитие человеческой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Российская  мода

2.1 Гардероб женщины оформление заголовков

 

Лучшие украшения женщины - красота и естественность. Проигрывает та женщина, которая увешивает себя драгоценностями. Есть крылатое выражение: успех имеет не платье, а Золушка в платье. Гардероб женщины соответствует ее образу жизни, возрасту, увлеченности. Ее одежда модна и элегантна, хороша «в пир, и в мир, и в добрые люди». Главное гармония.

Ныне женская мода восстала против долго господствовавшей идеи: чем старше женщина, тем темнее цвета ее одежды. Белые одежды тем более нужны даме, далеко перешагнувшей «бальзаковский» возраст. Половиной своей красоты женщина, как говорят, обязана портнихе - имеющей хороший вкус. А хороший вкус - это разборчивость. Нужно не себя подгонять к вещам, а вещи к себе.

Наши российские женщины - одни из самых привлекательных женщин мира. Несмотря на нынешнее жесткое время, они сумели остаться обаятельными, по-современному одетыми. Это подтверждает известный модельер В. Зайцев: «Российская женщина, говорит он, - потрясающе выглядит, например, когда подбирает себе белую блузку к прямой черной юбке или к темному свитеру приторачивает ниточку золотистого металла.»

Одежду женщины «поднимают» аксессуары - обувь, шарфы, шляпы, сумочки. И чем разнообразнее они, тем легче изобрести приличествующий вариант одежды, ее гармонию. Головной убор - ведущая часть женского туалета. Оценивают красоту женщины и по тому, каковы у нее прическа и обувь. В ансамбле важен ...каблук. Стертый каблук - враг элегантности. Хорошая обувь для женской ноги - обувь удобная. Француженки говорят: «Ничего так сильно не отражается на лице, как боль в ногах».

Завершают внешний вид женщины тонкие духи. Их употребление - крайне сдержанное, иначе может вызвать подозрение: нет ли здесь стремления заглушить другие запахи. Наши дамы помнят: самые лучшие духи храниться в самых маленьких флаконах. Природа создала женщину гармоничной, созидательной и красивой. И эту гармонию обеспечивает ее одежда. Правила этикета требуют от женщины одеваться элегантно, но не лучше других. Одеваться для того, чтобы жить, а не жить, чтобы одеваться.

Очень мало для главы

2.2 Гардероб мужчины

 

Одежда мужчины скромна, модна, целесообразна, без вычурности и кричащих красок. Современный костюм, свежая сорочка, умело подобранный галстук уже создают гармонию мужской одежды. Один - два костюма, две - три рубашки, спортивный костюм, куртка, пара туфель - это почти весь мужской гардероб.

Это ведь только французский дворянин XVI в. имел 300 костюмов, т.е. почти каждый день новый, чтобы не повториться и не испытывать в обществе чувство стыда. Но у народов Востока есть поговорка: «Не вытягивай ног дальше одеяла». Это наказ соизмерять свои желания с возможностями, а возможности с разумной необходимостью.

Мужчины-модники создают ансамбль из трех предметов: рубашки, галстука и носков - и выглядят элегантно. К серым, серо-голубым, синим костюмам подходят сорочки белые, светло-серые, голубые, однотонные и с мелкой полоской, тоненькой клеточкой. К костюмам коричневым, бежевым, терракот - сорочки белые, беж, кремовые, серовато-розовые. К черным - сорочки белые. Мужчины помнят: сорочка лучше выглядит и удобнее себя чувствуешь, если размер ее воротника на номер больше, а рукава впору или немного длиннее.

Особое внимание в гардеробе мужчины - Его Величеству галстуку. Он - визитная карточка мужчины. Многие женщины видят в галстуке мужчин утонченность вкуса. Галстук выбирается по цвету и рисунку, чтобы подходил к костюму и рубашке. К однотонной сорочке идут галстуки с рисунком, к сорочкам в полоску или клетку - однотонные, спокойных тонов. Хорошо с костюмами светлых тонов носить яркие галстуки. Галстук должен сочетаться также и с тоном шляпы и носков. Ныне в моде галстуки, свободно прилегающие к сорочкам, не слишком затянутые, без заколок и украшений.

Костюм завершает обувь, ведь хорошо одетый человек - это прежде всего хорошо обутый человек, к темным костюмам - темно-коричневые или черные туфли; к светлым костюмам - обувь цветная: бежевая, кремовая, серая, красновато-коричневая.

Итак, красивая походка, стройный внешний вид, элегантный костюм создают облик современного культурного мужчины. И обязательно улыбка - важный этикетный знак. На Западе и Востоке говорят: не умеешь, улыбаться - не умеешь торговать. Однако пленительная улыбка нужна не только в торговле, а всюду, всегда и во всем.

Улыбка - мягкая и добрая - сближает людей. Ведь лицо - зеркало отношений. Тот, кто умеет улыбаться, находится во власти положительных эмоций. Даже при написании письма улыбка влияет на его содержание. Проверьте это на собственном опыте.

Вспомните полные бодрости и энергии слова Дейла Карнеги: «Когда Вы выходите на улицу из дома, то высоко поднимите голову; вдохните полной грудью; приветствуйте друзей улыбкой; вкладывайте душу в каждое рукопожатие; не бойтесь, что Вас неправильно поймут; на своих в своих врагов не тратьте ни минуты; соберите все свое мужество; сдаться нетрудно. Трудно держать голову высоко. Вы - Бог!».

 

2.3 Проведение социологических опросов перефраз

Для того, чтобы рассмотреть и узнать, какое же место занимает мода в жизни современных людей, нами было проведено несколько опросов, а именно на следующие темы: разве это не один опрос, в котором несколько вопросов?

  1. Важна ли мода при выборе одежды?
  2. Влияет ли мода (цвет, фасон одежды) на чувство уверенности в себе?
  3. Что такое мода?

Итак, о каждом опросе по порядку. При  проведении первого опроса на тему:

«Важна ли мода при выборе одежды?» нами было опрошено 20 человек разного пола, возрастной категории старше 25 лет. На поставленный вопрос мы получили следующие результаты, которые приведены в диаграмме (диаграмма рисунок 1): где эти рисунки?

  1. 7 приводите %человек ответили, что покупают исключительно модную одежду, отслеживая ее в журналах и интернет - порталах.
  2. 3 человека сказали, что главное комфорт, а не красота одежды.
  3. 5 человек сказали, что редко покупают одежду, но считают, что являются модными.
  4. 5 человек отказались комментировать , сообщив ,что «выглядят не для опросов».

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство граждан все- таки следят за модой, они покупают современные вещи. Но также есть и некоторое количество людей, которые предпочитают удобство и, таким образом, их не беспокоит мнение окружающим об их внешнем виде.

Со следующим вопросом «Влияет ли мода на чувство уверенности в себе?» мы  обратились к другой группе случайных прохожих на улицах города. Необходимо ответить, что мы провели два опроса: отдельно для женской половины и отдельно для мужчин.

Нами были опрошено 15 женщин разной национальности, возрастной категории старше 20 лет, но моложе 40 лет. Были получены следующие ответ (диаграмма рисунок 2):

10 девушек заявили, что  выбирают модные вещи, помогают  чувствовать себя увереннее перед  другими и привлекают внимание  окружающим, что является немаловажным для них.

1 девушка отказалась отвечать  на вопрос.

4 других девушки сказали, что модные вещи может смотреться  глупо, ведь главное-чувство стиля.

Следующими опрашиваемыми стали мужчины. Отвечать на наши вопросы согласилось также 15 человек: (диаграмма 3)

5 человек сказали, что для них важно быть «в тренде».

Информация о работе Мода как социальный феномен