Модели комплексно-ориентированных теорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 17:09, доклад

Краткое описание

Наиболее распространенными технологиями, используемыми при работе с ролевой теорией, являются следующие: перемена ролей; групповая дискуссия (предметом которой, в частности, могут быть биография клиента, межличностные отношения в группе и т.д.); групповая поведенческая терапия, целью которой является освоение новых ролей в группе и с помощью группы коррекция поведения клиента, в данном случае используются такие методики, как: угасание, переобусловливание, моделирование, научение социальным навыкам, межличностным контактам; арттерапия, цель которой – раскрытие клиентом своей роли перед группой, интерпретация ее, стимулирование активности клиента; методика “запрограммированных ролей” и др. Понятие “социальная роль” позволяет и более рельефно описать отношения “социальный работник – клиент”.

Вложенные файлы: 1 файл

докслад ТСР.docx

— 14.14 Кб (Скачать файл)

Комплексно-ориентированные  подходы к теории социальной работы ориентируется на целостное видение  социальных проблем человека. При  этом широкое развитие получает ролевая  теория, основателем которой считается  Якоб Леви Морено. В ее развитие важную роль сыграли как социология, так и психология. Представление о личностных ролях, используемое в ролевой модели социальной работы, предполагает, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий, а также того, как каждый человек формирует свои представления о собственной роли в жизни. Можно сказать, что социальная роль – это поведение, которое ожидается от человека другими людьми при выполнении им социальных функций. Действуя согласно этим ожиданиям, человек как бы исполняет свою социальную роль. Наиболее распространенными технологиями, используемыми при работе с ролевой теорией, являются следующие: перемена ролей; групповая дискуссия (предметом которой, в частности, могут быть биография клиента, межличностные отношения в группе и т.д.); групповая поведенческая терапия, целью которой является освоение новых ролей в группе и с помощью группы коррекция поведения клиента, в данном случае используются такие методики, как: угасание, переобусловливание, моделирование, научение социальным навыкам, межличностным контактам; арттерапия, цель которой – раскрытие клиентом своей роли перед группой, интерпретация ее, стимулирование активности клиента;  методика  “запрограммированных ролей” и др. Понятие “социальная роль” позволяет и более рельефно описать отношения “социальный работник – клиент”.

Среди других разновидностей моделей этого подхода выделяется социально-педагогическая модель. В  ее основе лежит положение, что воспитание выступает частью процесса социального  становления человека, как сознательное целенаправленное воздействие на индивида, социальную группу со стороны субъектов воспитательной деятельности, ставящих своей целью выработку у воспитуемых определенных социальных качеств. На процесс социального становления человека, формирования его личности влияют разнообразные социальные факторы, под воздействием которых в отдельных случаях могут сформироваться неадекватные данному обществу социальные качества личности, приводящие в последующем к разного рода социальным конфликтам. Поэтому процесс социализации в основном является институционализированным, реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействия каких-то факторов либо нейтрализовать их.

Следующая модель комплексно-ориентированных  теорий представляет когнитивная модель. Один из принципов организации социальной работы согласно этой модели практики заключается в том, что социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. В когнитивной модели выявляются возможности регуляции социального поведения клиента путем обучения его “отрабатывать” механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной социальной ситуации, в которой он оказался. Одной из методик в процессе консультирования клиента, разрабатываемого на основе когнитивной модели, является объяснение, в основе которого лежит рациональный контроль социального работника за поведением клиента. Данная модель чаще всего используется при работе по месту жительства. Процессы урбанизации, появление городов-спутников во многих развитых странах, расширение миграционных потоков поставили социальных работников перед необходимостью осваивать новые формы социальной работы. Когнитивная модель социальной работы является комплексной, так как она включает и социологические, и психологические подходы к организации социальной работы. Такое понимание этой модели практики социальной работы во многом обусловлено тем, что адаптация понимается не только как индивидуально-личностная потребность, но и как имеющая социальные последствия: она оказывает влияние на социальную среду, изменяясь, в свою очередь, под ее воздействием через изменения личности. Но порой социальная адаптация ограничивает ее независимость, различные социальные институты могут заставить человека пойти на компромисс с его жизненными целями и установками, усиливая возникший внутриличностный дискомфорт, хотя внешне социальный конфликт может казаться разрешенным.

Таким образом, при организации  социальной работы эффективным является комплексное использование теоретических  подходов и моделей, включающих методологические основы психологии, социологии, правоведения, экономики и других наук, особенно тех, которые носят интегративно-комплексный  характер.


Информация о работе Модели комплексно-ориентированных теорий