Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:34, доклад
Одной из наиболее часто цитируемых является классификация моделей социаьного государства, данная Эспинг-Андерсоном в работе «Три мира капиталистического государства благоденствия» (The Three Worlds of Welfare Capitalism): консервативная (корпоративистская), социал-демократическая и либеральная3. Эти модели различаются как политическими и социальными задачами, решаемыми государством при выработке социальной политики, так и используемыми при ее реализации инструментами.
^ Модели социального
государства
Одной из наиболее часто цитируемых является
классификация моделей социаьного государства,
данная Эспинг-Андерсоном в работе «Три
мира капиталистического государства
благоденствия» (The Three Worlds of Welfare Capitalism):
консервативная (корпоративистская), социал-демократическая
и либеральная3. Эти модели различаются как
политическими и социальными задачами,
решаемыми государством при выработке
социальной политики, так и используемыми
при ее реализации инструментами.
Либеральное социальное государство обеспечивает
равные социальные шансы гражданам и исходит
из остаточного принципа финансирования
малообеспеченных, стимулируя активный
поиск ими работы. В рамках этого подхода
государство использует рыночные механизмы
и вовлекает субъекты рынка в предоставление
услуг, таким образом, фактически предоставляя
выбор – получить минимальный набор услуг
зачастую невысокого качества или получить
аналогичные услуги более высокого качества,
но на рыночных условиях. В государствах
с либеральной моделью осуществление
социальных реформ проходило под сильным
влиянием идей либерализма и протестанских
традиций и привело к принятию постулата,
что у каждого есть право, по крайней мере,
на минимально достойные условия жизни.
Эта модель наиболее ярко выражена в США
и, в меньшей степени, других англо-саксонских
странах (в Великобритании принято говорить
о либеральной модели Бевериджа, в рамках
которой гражданам предоставляется больше
гарантий и благ (например, бесплатный
доступ для всех к системе здравоохранения).
Отчасти это объясняется культурными
традициями и ролью рыночных отношений
в жизни общества. Показательным являются
ответы европейцев и американцев на вопрос
о том, являются ли бедные люди ленивыми?
На этот вопрос утвердительно отвечают
60% американцев и 26% европейцев. Распределение
ответов говорит о ценностях, которые
лежат в основе системы социальной защиты
в европейских странах и США.
Консервативное социальное государство
исходит из необходимости обеспечить
равновесие патерналистских мер власти
с адресными программами социальной поддержки
различных профессиональных и имущественных
групп и слоев. Оно ориентируется на приоритетное
социальное обеспечение семьи, а не отдельного
индивида. Эта модель характеризуется
несколькими чертами: доступ к благам
увязан с местом работы и статусом (а не
гражданством или потребностью), большинство
благ монетизированы (а не представляются,
напрмер, в форме социальных услуг), финансирование
осуществляется через взносы, увязанные
с уровнем заработка (а не через налоги),
управление системой является «корпоративным»,
т.е. они не управляются напрямую государством.
Данная концепция на протяжении десятилетий
реализуется в таких европейских странах,
как Германия, Франция, Бельгия, Голландия,
Италия, Испания, Австрия.
Социал-демократическое социальное государство
постулирует равные социальные права
граждан и обеспечивает их одинаковыми
социальными условиями и льготами. Здесь
обеспечивается действительное равенство
социальных условий. Именно в рамках этой
модели наиболее полно получила отражение
концепция социальных прав, так как доступ
к социальным благам в меньшей степени
зависит от «участия» человека в экономике
и в большей степени корреспондирует индивидуальным
потребностям (хотя, получаемые блага
соотносятся с доходами). В рамках этой
модели круг социальных благ существенно
расширен (сфера социальных услуг включает
детские сады, дома престарелых и помощь
на дому и пр), а качество предоставляемых
услуг поддерживается на относительно
высоком уровне.
Вопросы классификации социальных моделей
были затронуты и А. Сапир, который в 2005
году подготовил для Еврокомиссии исследование,
в котором речь шла еще об одной модели
- средиземноморской4. Эта модель (Греция, Италия,
Португалия и Испания) характеризуется
преобладанием пенсионных выплат в социальных
трансфертах, высокой степенью сегментации
получателей пособий по их статусу. Система
социальной защиты направлена на сохранение
рабочих мест и вытеснение пожилых работников
с рынка труда. «Средиземноморскую» или
«южную» модель выделяют и другие исследователи5.
Сегодня дискуссии о моделях социальных
государств, основанные на анализе опыта
социального реформирования, постепенно
начали разворачиваться в сторону выявления
не только политических или экономических
факторов, влияющих на их формирование,
но и общественных ценностей, которые
детерминируют наличие тех или иных элементов
социальных моделей6. В частности, речь идет о таких
традиционных американских ценностях,
как индивидуальная свобода и частная
инициатива или характерная для европейцев
общественная солидарность, восходящая
к идеалам гуманизма.
Международный Институт Рынка
Доклад
На тему: Модели социального государства
Выполнила: Быкова Галина
Студентка ГМУ-11