Конечно, долгосрочные
эффекты образования зависят
не только от школы, но и
от социальных, экономических, демографических,
культурных и географических
факторов. Очевидно, при выборе показателей
следует учитывать весь этот
комплекс, хотя это очень сложная
задача. Конечной задачей должно
быть формирование комплексной
национальной системы мониторинга
качества образования с использованием
самых разнообразных показателей
и систем измерения.
В-пятых, важнейшей
задачей остается развитие человеческого
потенциала. Нужна не косметическая
перелицовка концепций педагогического
образования, а такое развитие
этой системы, которое позволит
ей готовить педагогов, ориентированных
на достижение образовательных
результатов. Педагогические работники
должны уметь строить систему
требований к результатам обучения
и помогать учащимся достигать требуемых
показателей. И именно эти умения следует
оценивать при прохождении практики в
школе будущими учителями и при аттестации
действующих педагогов. Учителя, директора
школ и представители региональных органов
власти должны научиться собирать и использовать
информацию о результатах своей деятельности
для улучшения учебного процесса.
Для этого подготовка
и повышение квалификации педагогических
работников должны быть более
гибкими. При аттестации педагогических
вузов и институтов повышения
квалификации следует уделять
больше внимания главному показателю
– насколько учителя способны
изменить учение школьников (вместе
с ними добиться желаемого
эффекта), а не учебной программе
педагогических учебных заведений.
При этом педагоги должны научиться
работать не только с потенциальными
победителями олимпиад, но и с
учащимися с особыми потребностями,
а также с теми, чья учеба
была прервана или носит неровный
характер из-за хронического заболевания,
семейных неурядиц, психологического
стресса и других «чрезвычайных
обстоятельств». Наращивание потенциала
предусматривает также подготовку
специалистов по созданию оценочных
материалов и разработке учебных
программ по основным предметам
для того, чтобы выйти в этих
областях на уровень ведущих
мировых компаний. Возможно, необходимо
направить больше ресурсов на
переподготовку и повышение квалификации
учителей, так как педагогические
вузы довольно консервативны
и лишь небольшая часть их
выпускников идет на работу
в школу.
В-шестых, для повышения
ответственности школы за результаты
ей необходима самостоятельность
в принятии решений и реализации
стратегии. Существует опасность
того, что «установление порядка»
и введение избыточного внешнего
контроля качества в российское
образование скажутся на уникальном
характере российской инновационной
педагогики, строящейся на самостоятельности
и творческих способностях учителей.
Следует принять специальные меры для
обеспечения поддержки и инноваций и налаживания
обмена передовыми практическими методами.
(…)
1) гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья
человека, свободного развития личности.
Воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье;
2) единство федерального,
культурного и образовательного
пространства. Защита и развитие
системой образования национальных
культур, региональных культурных
традиций и особенностей в
условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования,
адаптивность системы образования
к уровням и особенностям развития
и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования
в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм
в образовании;
6) демократический, государственно-общественный
характер управления образованием. 17:10:57
Недостатки:
Изменилась структура
приема студентов в высшие учебные
заведения. Прием на инженерные специальности
уменьшается, а на экономические
и юридические резко возрастает.
Такая тенденция начинает приобретать
негативный характер в связи с
диспропорцией подготовки специалистов
и потребностей в трудовых ресурсах,
прогнозов развития экономики Российской
Федерации, научно-технического прогресса
(Данные Федеральной программы).
Развитие образования
происходит в сложнейшей ситуации.
На деятельность образовательных учреждений
дестабилизирующее воздействие
оказывают факторы, среди которых
основными являются:
социальная и экономическая
нестабильность в обществе, острый
дефицит финансовых средств в связи
с кризисным положением в экономике;
неполнота нормативной правовой
базы в области образования;
систематическое неисполнение
норм законодательства в области
образования.
Неудовлетворительное финансирование
является одной из основных причин
кризисных ситуаций в системе
образования. В целом потребность
образовательных учреждений в финансовых
средствах обеспечивается за счет средств
бюджетов всех уровней менее чем
на четверть. Сохраняется тенденция
сокращения реального объема ассигнований
на нужды образования. В текущих
ценах они сократились примерно
в 5 раз, что в сопоставимых ценах
составляет более чем двадцатикратное
уменьшение. Задержки выплаты заработной
платы работникам образовательных
учреждений в большинстве субъектов
Российской Федерации носят постоянный
характер. Не восполнена задолженность
государства за прошлые годы.
В нарушение законодательства
не обеспечивается защита образовательных
учреждений от штрафов и пеней, начисляемых
независимо от отсутствия или несвоевременности
финансирования из бюджетов.
Острейший дефицит финансовых
ресурсов породил опасность потери
лучшего из того, что имелось и
еще имеется в системе образования
Российской Федерации. Сохраняют угрозу
углубления кризисные тенденции
в системе образования, способные
нанести серьезный ущерб состоянию
безопасности государства.
Государственные образовательные
учреждения и другие организации
системы образования вследствие
отсутствия бюджетных средств на
оплату отопления, электроснабжения и
других коммунальных услуг отключаются
от систем жизнеобеспечения в нарушение
решений Правительства Российской
Федерации.
Далеко не все положения
законодательства в области образования
нашли свое отражение в соответствующих
нормативных правовых актах органов
исполнительной власти, что создает
сложности в исполнении указанных
положений. Особой проблемой является
создание действенных механизмов контроля
за исполнением норм законодательства,
защиты прав субъектов образовательного
процесса, соблюдения гарантий государства
в области образования.
Одной из проблем обеспечения
деятельности высших учебных заведений
и средних специальных учебных
заведений является усиление на федеральном
уровне координации деятельности отраслевых
систем высшего и среднего профессионального
образования как в масштабе Российской
Федерации, так и субъектов Российской
Федерации.
Поддержание вертикальных связей
между отдельными уровнями управления
образованием осуществляется посредством
договоров и соглашений о разграничении
предметов ведения и полномочий.
Вместе с тем практика реализации
указанных договоров и соглашений
показывает необходимость дальнейшего
совершенствования всей системы
взаимодействия государственных и
муниципальных органов управления
образованием.
В последние годы отчетливо
проявляются тенденции ухудшения социального
положения и Учебно-материальная база
образовательных учреждений приходит
в негодность, устаревает. Резко сократились
капитальные вложения, темпы износа зданий
существенно опережают темпы их реконструкции
и нового строительства.
Недостаточными темпами
ведется строительство объектов
системы образования, практически
прекращено строительство образовательных
учреждений в сельской местности. В
ряде субъектов Российской Федерации
это привело к
переполнению школ.
Достижение современного
уровня содержания общего образования,
гуманизация, ориентация на развитие личности,
формирование системы жизненных ценностей,
социальных норм и других элементов культуры
являются наиболее важной проблемой.
Растет угроза нарушения
единства образовательного пространства
в части обучения русскому языку
как государственному языку. Увеличиваются
разночтения федеральных и национально-региональных
компонентов стандартов гуманитарных
дисциплин.
Усугубляются проблемы разрыва
преемственности уровней общего
образования и высшего профессионального
образования. На протяжении ряда лет
уменьшается количество выпускников
средней школы, способных выдержать
вступительные экзамены в высшие
учебные заведения без дополнительной
подготовки.
В ряде случаев в нарушение
законодательства взимается плата
за обучение в государственных и
муниципальных образовательных
учреждениях в рамках государственных
образовательных стандартов.
Финансирование учреждений
высшего профессионального образования
осуществляется с нарушением федеральных
законов. Тенденция переноса центра
тяжести с бюджета на внебюджетные
средства, в том числе и личные,
в совокупности с происходящим расслоением
общества по уровню доходов ведет
к угрозе превращения российской
демократической системы образования
в сословную, элитарную.
В то же время в недостаточной
мере осуществляется режим экономии,
мобилизации внутренних резервов, максимального
использования имеющегося потенциала
системы образования.
Имеет место не регулируемое
государством увеличение выпуска вариативных
учебников, часто низкого качества.
Положение с изданием учебников
по предметам федеральных и национально-региональных
компонентов государственных образовательных
стандартов становится критическим. Не
обеспечен высокий уровень российского
гуманитарного образования. Проблемы
совершенствования содержания учебной
литературы, приведения содержания учебников
истории, обществознания, литературы в
соответствие с уровнем указанных
наук и российскими традициями нравственно-эстетического
и гражданско-патриотического воспитания
обучающихся и воспитанников
являются наиболее актуальными.
В ряде субъектов Российской
Федерации возникают трудности
с подготовкой и изданием учебников
на языках народов Российской Федерации.
Уменьшается количество предприятий
промышленности, осуществляющих производство
различных видов продукции для
системы образования, сокращается
объем их производства, не решена проблема
обеспечения образовательных учреждений
классно-лабораторным оборудованием,
наглядными пособиями, техническими и
информационными средствами обучения
и специализированной мебелью.
В целом остается проблемой
кадровое обеспечение образовательных
учреждений. Сохраняется устойчивая
тенденция старения педагогических
работников образовательных учреждений
всех типов и видов, недостаточно
молодых специалистов вследствие низкого
уровня оплаты труда и социального
престижа профессии педагога, слабой
социальной защищенности педагогических
и научно-педагогических работников
образовательных учреждений.
"Утечка умов" является
в ряде случаев проблемой для
кадрового обеспечения образовательных
учреждений различных уровней
системы образования. В пределах
Программы указанная проблема
становится проблемой сохранения
потенциала педагогических и
научно-педагогических работников
образовательных учреждений, а также
научных школ и направлений
научно-технической деятельности
высших учебных заведений.
Ухудшается положение
с подготовкой кадров для образовательных
учреждений, расположенных в сельской
местности, в районах Крайнего Севера,
на Дальнем Востоке и в Сибири.
Обеспечение прав граждан, проживающих
в сельской местности, на получение
качественного образования является
особенно большой проблемой.
Увеличение количества негосударственных
образовательных учреждений всех уровней
образования создало проблему необходимости
усиления государственного и общественного
контроля их деятельности, качества
предлагаемого образования. Особую озабоченность
вызывает значительное увеличение количества
негосударственных высших учебных
заведений, их филиалов, не имеющих
необходимой учебной базы и профессорско-преподавательских
кадров. Органы управления образованием
в субъектах Российской Федерации
в силу ряда причин слабо влияют
на ситуацию в указанных образовательных
учреждениях. Периодичность аттестации
образовательных учреждений раз
в пять лет не дает достаточной
гарантии обеспечения качественного
образования.
гражданственность и патриотизм.
Актуальной проблемой
является устранение неодинаковой вследствие
социально-экономических условий
мобильности обучающихся и выравнивание
возможностей доступа представителей
различных групп населения к качественному
образованию всех уровней в выбранных
образовательных учреждениях.
Большая часть трудоспособной
молодежи не обучается в учреждениях
профессионального образования, что
ведет к снижению профессионального
уровня трудовых ресурсов. По общим
показателям доступа молодежи к
профессиональному образованию
и получению такого образования
Россия существенно отстает от многих
стран мира. Более того, в последние
годы обозначилась тенденция снижения
уровня образования всего населения.
Значимость для государства
научной деятельности, ведущейся
в образовательных учреждениях,
предопределена не только непосредственной
заинтересованностью в использовании
новых научных результатов в
тех или иных отраслях экономики,
но и тем, что без участия в
научно-исследовательской работе субъектов
образовательного процесса не может
осуществляться подготовка специалистов,
а также научно-педагогических работников
и повышение их квалификации. Доля
ежегодных бюджетных ассигнований, выделяемых
на финансирование научной деятельности
высших учебных заведений, за последние
пять лет сократилась в несколько раз
и более чем в 30 раз в сопоставимых ценах
по сравнению с 1990 годом. Принцип многоуровневого
финансирования (единый заказ - наряд -
программы - гранты), разумный при наличии
необходимых средств, но реализуемый в
кризисный для развития экономики период
при значительном уменьшении бюджетных
ассигнований, отрицательно сказался
на социальном статусе научных работников
и не отвечает потребностям практики.
Научные работники фактически стали членами
временных творческих коллективов, финансируемых
без учета реально сложившихся научных
направлений и школ.