Молодежная субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 18:48, реферат

Краткое описание

Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат (который, собственно, породил российский феномен -- "неформалов") продолжает удивлять мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным проблемам или попытками решать их административными методами . Повлиять на эту ситуацию в государственном масштабе нам вряд ли удастся, но в наших силах не повторять подобных ошибок и не способствовать им, а для этого надо, как минимум, познакомиться с тем, что молодёжь требует и чем вызваны подобные требования.

Содержание

Введение
1. Строение современной молодежной субкультуры в России.
2. Неформальные объединения молодежи
3. Семья в процессе социализации подростков
4. Особенности молодежной субкультуры
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document (6).docx

— 72.90 Кб (Скачать файл)

24,6% - много слушаю  магнитофон 23,7% - мало ем, не то  ем, не ем в

школе

24,3% - мало помогаю  по дому 23,5% - мало помогаю по  дому 24,3% - ссорюсь с братом (сестрой) 23,3% - меня не понимают 

24,3% - плохо веду  себя в школе 23,3% - из-за выбора  профессии

Как видно, главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями являются учеба  и борьба за самостоятельность, за право  поступать по своему разумению, что  родители расценивают как непослушание.

Но возвращаясь  к общим проблемам старшеклассников, замечаем, что пятое место в  ряду проблем, вызывающих обеспокоенность  подростков, заняли неблагополучные  отношения между родителями. Конфликты  родителей являются источником низкой самооценки детей, формируют у ребенка  состояние повышенной тревожности, вины. Интересно, что во всех без  исключения семьях с высоким уровнем  конфликтности супругов дети принимают  сторону матери.

Остальные проблемы, характеризуются невысокой наполняемостью ответов.

Исходя из признания  школьниками наиболее важной проблемой - проблему приобретения профессии, проанализируем, какие требования предъявляют школьники  к своей будущей профессии.

 
Ориентации  школьников (%)  
Предпочтительные  качества будущей профессии Москва Подмосковье  
Требует высокой квалификации, новых знаний

Высоко оплачивается

Самостоятельная

С гарантией  от безработицы

Не вредна для здоровья

С нерегламентированным рабочим днем

Требует предприимчивости, изобретательности

Престижная

Связана с разъездами, новыми впечатлениями

Не требует  физического и умственного напряжения

Интересная

36

58

13

25

47

17

21

37

25

4

6

22

76

19

43

42

8

18

30

23

9

--

 
       

Именно в ответах  на данный вопрос с наибольшей отчетливостью  проявились новые тенденции в  развитии общества, изменения в его  ценностях и направленностях. В  соответствии с переоценкой ценностей, которая наблюдается в нашем  обществе, первостепенным требованием  к труду школьники выделяют высокую  оплату. Однако и здесь проявляется  специфика ценностных ориентации: для  молодежи области этот фактор значительно  более значим чем для москвичей. В Москве высокая зарплата интересует прежде всего мальчиков(34%) и значительно меньше девочек (24%).

Второе по значимости качество для будущей профессии, повреждениям здоровья по видимому это  связано с ухудщением экологисческой ситуации в мире, многочисленные публикации по этому вопросу в средствах массовой информации формирует у нового поколения новое экологическое сознание.

Третье по наполняемости  ответов требование в будущей, профессии - гарантирантии от безработицы, т.е. должна быть востребована в любых экономических ситуациях. Этот факт свидетельствует, что молодежь понимает, сколь серьезную угрозу представляет перспектива не иметь работу, причем у юношей эта проблема стоит на много острее, чем у девушек (соответственно 77% и 33%).

Четвертые и  пятые места отданы традиционно  важным качествам будущей профессии, но теперь они сошли на второй план. Это престижность и высокая квалификация будущей работы. Именно эти качества больше волнуют москвичей, чем подростков Подмосковья: действие этих качеств  ощутимо в крупных высоко урбанизированных центров, каковым является Москва.

В общем, сравнивая  ответы школьников Москвы и Подмосковья, выяснилось, что школьники столицы  ориентируются на высокооплачиваемый труд, нерегламентированный рабочий  день и престижную работу, школьникам же области предпочтительнее независимость самостоятельность в осуществлении трудовой деятельности, большее значение придают уровню оплаты труда, гарантиям от безработицы.

Теперь интересно  сопоставить эти данные с другим опросом, который выявлял конкретные жизненные планы учащихся (сопоставляя  с мнением целителей)

 
Жизненные планы учащихся (в  собственных оценках  и оценках их  
родителей), %  
Контингент

9-е классы

подростки

родители

10-11-е классы

подростки

родители

Намереваются  стать  
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
  -

2,2

0,5

0,5

5,5

5,6

5

11,8

38,8

40

28,1

39,6

11,4

8,3

14,3

8

2,5

3,9

2,5

3,2

4,5

7,8

4,4

8,6

3

2,8

3,5

1,6

0,5

0,6

1,5

1,1

20,4

0,4

15,8

-

11,9

11,8

-

0,6

 
                       

1. рабочими 5. работниками  в сфере

2. гос. служащими обслуживания

3. служащими  в фирме 6. научными работниками

4. предпринимателям 7. не работающими

8. Военнослужащими

Прежде всего следует отметить: практически ни кто из респондентов не хочет, что-бы его ребенок стал рабочим. Такую же позицию занимают и сами подростки. Желающие скорей видеть своих детей государственными служащими не служащами в какой либо фирме среди родителй девятиклассников и в 4 раза меньше среди родителей учащихся 10-11-х классов. Довольно близки к эти позициям и жизненные планы самих подростков. Настораживает тот факт, что около 3% родителей и подростков предпочли бы, чтобы последние вообще не работали.

Полученные данные свидетельствуют также о том, что резко упал престиж научной  работы. На этот вид деятельности нацелено около 8% родителей и практически  вдвое меньше подростков. Такие ориентации, несомненно, не могут сказаться негативно  на престиже общего среднего образования  и планах на продолжение обучения в средней школе. Кстати, сами респонденты  отмечают: их выбор во многом связан с тем, что положение в обществе и место жизни, по их мнению, сегодня  ни как не связано с уровнем  образования. Эта позиция в опросе получила поддержку и среди родителей, и среди подростков (средний балл по 4-балльной шкале в поддержку  этой позиции колеблется в пределах 1,98-2,12 балла у подростков и 2,08 - 2,21 балла у их родителей).

Следует также  отметить довольно высокий престиж  предпринимательской деятельности, причем в большей степени это  отмечается среди подростков. Так, если 8 - 8,3% родителей хотели бы видеть своих  детей предпринимателями, то среди  подростков на такой вид деятельности нацелено 11,4% девятиклассников и 14,3% их более старших товарищей. Принимая во внимание, что в средней школе намерены продолжать обучение около 80% подростков, можно говорить о практическом совпадении позиций разных возрастных когорт старшеклассников.

4. Особенности молодежной  субкультуры.

Молодежная субкультура, как особая неформальная культура.

Исследования  интересов подростков.

Преступность  подростков.

У современной  молодежи отдых и досуг - ведущая  форма жизнедеятельности, она вытеснила  труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Субкультура -часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

В конце 1989 года были исследованы неформальные молодежные группы, называемые "дворовыми тусовками". Они образованы по месту жительства:

70% их участников  составили юноши, 30% - девушки.

"Уйти в  неформалы" побудили молодых  людей внутреннее одиночество,  потребность в друзьях, конфликты  в школе и дома, недоверие к  взрослым, протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что "не знал, как жить дальше".

Наиболее распространенными  способами проведения свободного времени  являются "тусовки", посещение видеосалонов, где подростки предпочитают смотреть фильмы ужасов, комедии и эротику.

Молодежная субкультура  во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество  как псевдо самостоятельность, подражание отношениями взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, а также стремление походить на взрослых является употребление наркотиков.

В апреле-мае 1994 года в городе Жуковском проводились  исследования школьников 9-11 классов, которые  ставили своей целью выяснить чем интересуется сегодняшняя молодежь. Результаты опроса приведены в таблице:

 
Интересы  подростков (в самооценках  и оценках их родителей),%  
Контингент

9-е  классы

подростки

родители

10-11-е  классы

подростки

родители

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12  
  1,68

1,46

1,77

1,62

1,63

1,47

1,67

1,47

2,58

2,43

2,58

2,32

2,6

2,66

2,57

2,58

2,36

2,43

2,54

2,42

1,88

1,22

2,21

1,52

2,4

2,42

2,41

2,32

2,33

2,07

1,95

1,97

2,31

1,78

2,15

1,71

2,09

1,99

2,24

2,08

1,87

1,69

2,1

1,67

1,67

1,43

1,68

1,52

 
                           

1 .Политика 7.Природа

2.Социальные  науки 8.Техника

3.Спорт 9.Бизнес

4.Мода 10.Проблемы  морали

5.Культура 11 .Проблемы  религии

6.Проблемы секса  12.Проблемы педагогики

Из таблицы  видно, что резко сменились ценностные ориентации подростков по сравнению  даже с концом восьмидесятых: сегодня  ведущими интересами у подростков стали  спорт и мода. Достаточно велико число тех, кто интересуется проблемами культуры и искусства, правда, как  отмечают многие исследователи, речь в  данном случае идет ни столько об искусстве, сколько об интересе к современной музыке, характерной для массовой культуры. В оценках таких интересов как доминирующих близки друг другу подростки и их родители. Высок интерес подростков к проблемам секса. Причем родители оценивают интересы своих детей к указанной проблеме значительно ниже самих подростков. Одновременно в качестве негативного факта следует отметить, что упал интерес к политическим проблемам и социальным наукам, не в последнюю очередь это связано с деятельностью средств массовой информации.

Особую тревогу  вызывает втягивание в преступный мир  молодежи. В 1993 г. 16,1% выявленных преступников - это несовершеннолетние. Ближайший  резерв преступного мира - часть  молодежи, которая выбывает из школы.

Общее представление  о криминализации молодежи младших  возрастов можно получить из таблицы:

 
  Правонарушения  и преступность среди  несовершеннолетних

в 1993 г. (в тыс. чел.)

 
  Возраст Имели

привод  в милицию

Состоят в милиции 

на учете

Совершили

преступления

 
  до 13 лет 

14-15

16-17

ИТОГО

168,6

206,2

281,5

656,3

81,6

128,1

166,1

375,9

66,9

136,9

203,8

 
           

Информация о работе Молодежная субкультура