Молодежные неформальные объединения как социально - культурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных молодежных субкультур как социального феномена в условиях современной России. Для достижения указанной цели предполагается решить следующие основные задачи:
Дать общую характеристику неформальных объединений в современной России.
Определить место молодежных неформальных объединений в культурной среде;

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3-5стр.
Глава 1
Анализ молодежных неформальных объединений в современной России………………………………………………………………….6 стр.
Понятие «неформалов» и история их возникновения ………………………………………………………………...……..6-12 стр.
Общая характеристика неформальных молодежных объединений: классификация, и основные признаки ………………………………………………………………...……13-22 стр.
Возникновение молодежных неформальных объединений как социального феномена …………...................................................23-27 стр.
Глава 2
Неформальные молодежные объединения в культурной жизни общества………………………………………………………….......28 стр.
2.1 Анализ участия неформальных молодежных объединений в культурной жизни общества на примере байкеров города Иркутска и Шелехова ……………………………………….…………...……28-33 стр.
Заключение…………………………………………………34-35 стр.
Список использованной литературы……………………36-37 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 3.30 Мб (Скачать файл)

Подводя черту сих рассуждений, думаю, что не ошибусь, если сделаю следующий вывод: молодежная культура - это фаза развития, переходная стадия становления молодежи, имеющая, безусловно, важное и даже необходимое значение в юности и утрачивающая его по мере адаптации молодого человека к миру взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Неформальные молодежные объединения в культурной жизни общества

2.1 Анализ участия неформальных молодежных объединений в культурной жизни общества на примере байкеров города Иркутска и Шелехова

Значение неформальных субкультурных движений в развитии культуры и искусства поистине неоценимо. Стремление к самовыражение и самореализации, являющееся одной из фундаментальных основ любого неформального движения, уже в самой своей сути указывает на наличие неразрывной связи с творчеством, при этом не редко много более плодотворным по сравнению с узаконенным творчеством официальных деятелей. Причем понять причины подобного явления сравнительно просто. Будучи нежелательной, враждебной для власти, либо для какого-то отдельного слоя общества, уже этим самым неформальная культура дает великолепный стимул к творческой деятельности.

И здесь играет роль несколько факторов: желание выразить свое отношение к окружающей социальной действительности; сладость "запретного плода" (хорошая "щекотка" для нервов власти); стремление через творчество показать окружающим изнанку правильной, по их мнению жизни; попытка, наконец, предложить свой вариант решения проблем.

Вот что заставляет в таких условиях художника взять кисть, музыканта - гитару, а драматурга - перо. Немаловажным является тот факт, что окружающая действительность предстает пред творцом в совершенно ином качестве. Все, что раньше было знакомо, обыкновенно, привычно в условиях запрета и нездоровой атмосферы запутавшегося в проблемах общества, в этом случае оказывается пародией на всеобщие крики о том, что "у нас все хорошо!". Искаженная действительность порой создает в глазах тонко чувствующей натуры художника эффект кривого зеркала, что отражается в реалистично-фантастических полотнах, революционной по сути своей музыке, гиперболизированных на сцене персонажей, характерных современной действительности. Каждое произведение было, как бы зашифровано, завуалировано, насмешливая и ироничная его подоплека была ясна далеко не каждому. Уместно будет привести здесь знаменитое в неформальных кругах высказывание писателя Д. Савицкого: "Мы не будем молчать в угоду вам. Как и не будем кричать в ущерб себе. Но если вы думаете, что мы не прошепчем, вы глубоко ошибаетесь. А имеющий уши да услышит".

И эта атмосфера подпольности, полувзглядов - полунамеков, при которой, допустим, передавались из рук в руки запрещенные рукописи, царила на протяжении всего периода советской власти, начиная, пожалуй, с "хрущевской оттепели" и заканчивая последним днем перестройки. Некоторые историки отмечают, что за это время появилось больше талантливых актеров, режиссеров, писателей и музыкантов, чем за многие десятилетия, и плоды их творчества действительно уникальны и представляют несомненную ценность для общероссийского культурного наследия.

На территории Иркутской области много подростков и молодых людей, по внешней атрибутике которых, можно узнать к какому неформальному объединению они относятся. Так, например, байкеры. В своей курсовой работе я буду опираться на исследование субкультуры байкеров города Иркутска и Шелехова.

BIKE.ALLMC – название мотоклуба, в который входят байкеры города Иркутска и Шелехова.

«Colours» (англ. — «цвета») — герб мотоклуба, его графические начертания названия и местонахождения, а так же буквы «МС». Coloursобычно исполнены в одном или нескольких цветах национального знамени. Например, Colours «Hell’sAngels MC» (США) — красный с белым, «SilverBullets MC» (Украина) — синий. Не членом мотоклуба копирование, использование и стилизация графического начертания гербы и названия запрещено.

Существуют два варианта создания мотоклуба. Оба варианта подразумевают существование группы людей, готовых пойти на все ради МС и друг друга. Первый вариант: открывается новый МС со своими Colours, развивающийся самостоятельно. Позже он может стать Chapter’омдругого МС. Второй вариант: ведутся переговоры с каким-либо из МС об открытии Chapter (отделение данного мотоклуба, основанного в другой местности, состоящее не менее чем из 6 байкеров), и в том и в другом случае недопустимо использование чужих Colours.

В МС определяется инициативная группа людей — Officers (англ. «офицеры»). Высшая ступень иерархии — президент. На его жилетке есть специальная нашивка — «President» или «Pres». Следующий — вице-президент (нашивка — «VicePresident» или «VicePres.»). Секретарь — ведет всю «бумажную» работу в клубе. RoadCaptain (англ. «дорожный капитан») — наиболее компетентный человек в МС, касательно планирования поездок по определенному маршруту. То есть он должен отлично знать данную дорогу, все заправочные станции и места отдыха на ней. Для каждого нового маршрута может выбираться новый RoadCaptain. Treasury (англ. «сокровищница») — кассир, управляющий финансами МС. «Sergeantofarms» (англ. «войсковой сержант», «вооруженный сержант») — совершенно жесткая фигура. Органы власти проявляют к нему особый интерес. Всегда, даже на отдыхе, следит за порядком в МС. Определяет меру наказания для провинившихся «Member» (англ. «действительный член») — член мотоклуба, может встречаться название «FullMember» (англ. «полноправный член»). «Prospect» (англ. «кандидат», «перспективный новичок») — кандидат, готовящийся стать. Еще не имеет права голоса на собраниях и права принятия решений. В его Colours нет названия и герба МС. «Hangaround» (англ. «болтающийся около») — возможный Prospect, в данный момент выполняющий «черновую» работу в МС. На его жилетке нашито лишь название области.

Также очень важна жилетка байкеров. Жилетка может быть кожаной или джинсовой. На нее наносятся Colours и значки за особые отличия, если таковые имеются. После нанесения первого из Colours, жилетка становится собственностью клуба. Не допустимо, чтобы жилетка оказалась в руках не члена мотоклуба.

Существует специальная схема следования по дороге. Схема очень жесткая, соблюдается всегда, ибо МС всегда в движении, скорость высокая, передвижение происходит в любую погоду, и несоблюдение данной схемы может привести к аварии. Первым едет RoadCaptain, за ним параллельно друг другу движутся President и VicePresident, за ними попарно Officers, за Officers — попарно FullMembers, затем попарно Members, после — попарно Prospects и за Prospects — Hangarounds. Замыкает колонну клубный автобус.

Техническая информация:

- Движением колонны управляет  Ведущий (RoadCaptain). По усмотрению ведущего может быть выбран Замыкающий, имеющий одинаковые права с Ведущим. Решения Ведущего и Замыкающего не объясняются и изменению не подлежат.

- Все участники колонны  обязаны иметь исправные фару  ближнего света, тормозную систему  и задний стоп-сигнал. Проверка  оборудования производится во  время построения колонны. Водитель  мотоцикла с неисправным оборудованием может быть отстранён проверяющим от движения в колонне.

- Движение в колонне  – по двое. Порядок, сформированный  при первоначальном построении, сохраняется до конца движения. Если один из мотоциклов выбывает, на его место становится идущий  сзади прямо за ним.

- Обгон и маневрирование  между рядами – ЗАПРЕЩЕНЫ! Исключение  составляет самовольная остановка  водителя на обочине по техническим  причинам.

- Водитель после остановки (по любым причинам) не занимает  своё место, а продолжает движение  в хвосте колонны в свободном  ряду.

- Употребление алкоголя  до и во время поездки –  запрещены!

Ведущий и замыкающий колоны имеют право отстранить любого водителя от движения в колонне без объяснения причин. Претензии не принимаются.

- Прохождение светофоров.

Ведущий волевым решением определяет время прохождения светофора. Если во время движения колонны цвет светофора сменяется на красный, движение не прекращается. О продолжении движения предупреждать звуковыми сигналами и жестами рук (относится к пассажирам).- Автомашины сопровождения двигаются за мотоколонной, прикрывая её от обгона полностью! Это – основная задача авто-сопровождения! Исключение составляют машины спецслужб (скорая помощь, ГИБДД, милиция, пожарные) с включенными проблесковыми маячками синего и (или) красного цветов.

- Установка коммерческих  флагов (не мотоклубов или мотодвижений) оговаривается заранее с организаторами  колонны. Самовольная установка  реклам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Целью данного  исследования являлось  рассмотрение  основных молодежных субкультур  как социального феномена в  условиях современной России. Среди  особенностей субкультур можно выявить как позитивные, так и негативные.

Позитивные:

• субкультура помогает адаптации молодых людей в обществе;

• предоставляет молодому человеку право выбрать свой первичный статус;

• передает специфические для определенного социального слоя ценностные представления;

• работает как важнейший социальный подготовительный институт;

     Среди отрицательных  черт выделяется то, что молодежная  субкультура способствует таким  процессам среди молодых людей  как заражение и подражание, завышение  притязаний, эффекту стадного инстинкта, агрессивного непринятия конкурентов  и потеря своего личностного  ”Я”.

     В ходе данного  исследования  были также решены  поставленные задачи:

        1. Мы дали полную характеристику молодежным неформальным объединениям в условиях современной России. Изучили классификацию и основные признаки.
        2. Познакомились с представителями неформального объединения – байкеры. Определили их место в культурной среде. Изучили статьи, фото и видео материалы. Также лично пообщались на форуме их официального сайта.

В целом, можно сказать, что проделанная работа позволила достичь цели исследования и привела к решению всех поставленных задач.

    Таким образом, в ходе анализа сущности неформальных  молодежных  объединений мы выяснили, что неформальные молодежные  объединения разнообразны и многочисленны. Направленность их тоже различна  и зависит от целей, задач, идей  самого движения. Также нам стало  ясно, что в большинстве случаев причинами вступления в неформальные молодежные объединения становятся недовольство, неудовлетворенность чем-либо, а также такие факторы, как стремление к большей самостоятельности, независимости от законов, традиций, устоев мира взрослых. В большинстве случаев решающим фактором при вступлении подростков в неформальные молодежные объединения становится атрибутика «неформалов»: их одежда, знаки, символика. Из этого можно сделать вывод, что, когда подросток входит в неформальные молодежные объединения или решает стать «неформалом», то главной привлекающей силой становится не глубокое осмысление подростком сущности данного движения, а скорее внешняя оболочка неформальных молодежных объединений.

Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Вообще обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе.

Избрав для курсовой работы столь сложную проблему, мы стремились показать, что наступила пора повернуться к неформалам лицом. Они сегодня реальная и достаточно мощная сила,  которая может способствовать, и препятствовать развитию общества или государства.

 

Список использованной литературы.

        1. Абраменкова В. В. «Подростковая субкультура как пространство

самореализации» // Мир психологии. 2008. - № 1.

        1. Аверьянов Л. Я. «О проблемах молодежи и не только о них» // Социол.

исслед. 2008. - № 10.

        1. ГромовА.В., О.С. Кузин «Неформалы, кто есть кто?», М.,1999
        2. ЗапесоцкийА.С. «Молодежь в современном мире: проблемы

индивидуализации и социально-культурной интеграции». – СПб.:  ИГУП, 1996.

        1. Исламшина Т.Г. «Молодежные субкультуры. – Казань: Изд-во Казан.

гос. технол.ун-та», 1997.

        1. Кофырин Н.В. «Проблемы изучения неформальных групп молодежи.

Социологические исследования». 1991. №1

        1. ЛисовскийВ.Т.. «Социология молодёжи». М.1996. С.340.
        2. Сикевич З.В. «Молодёжная культура: "за" и "против"». Л. 1990.
        3. «Социология молодежи». Под ред. В.Т. Лисовского, СПГУ,1996
        4. Юшенков С. "Неформальные движения: общая характеристика и

основные тенденции развития", М., 1998

11. http://www.dissercat.com/content/pank-dvizhenie-kak-fenomen-sovremennoi-neformalnoi-molodezhnoi-subkultury#ixzz2u2xQ4P7H

12. http://www.fos.ru/sociology/10672.html

13. http://www.33333.ru/teoriya/glossariy/glossariy.php?st=342

14. http://www.sub-culture.ru/

15. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00194358_0.html

16. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=584111

17. http://student.zoomru.ru/pedagog/neformalnye-molodezhnye-obedineniya/85542.692007.s2.html

18. http://www.bestreferat.ru/referat-56255.html

Информация о работе Молодежные неформальные объединения как социально - культурный феномен