Субкультура молодежи, являясь
одним из институтов, факторов социализации
школьников, играет противоречивую роль
и оказывает неоднозначное влияние на
подростков. С одной стороны, она отчуждает,
отделяет молодежь от общей культуры общества,
с другой - способствует освоению ценностей,
норм, социальных ролей.
Проблема в том, что ценности
и интересы молодежи ограниченны в основном
сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными
мероприятиями, часто малосодержательным
общением. Молодежная субкультура носит
развлекательный и потребительский характер,
а не познавательный, созидательный и
творческий. В России, как и во всем мире,
она ориентируется на западные ценности:
американский образ жизни в его облегченном
варианте, массовую культуру, а не на ценности
национальной культуры. Эстетические
вкусы и предпочтения школьников часто
довольно примитивны и формируются главным
образом средствами телевидения, музыкой.
Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической
печатью, современным массовым искусством,
оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее
воздействие. Культуру молодежи отличает
и наличие молодежного языка (сленга),
который тоже играет неоднозначную роль
в воспитании подростков, создает барьер
между ними и взрослыми.
В своей работе я попыталась рассмотреть
множество субкультур, существующих в
современном обществе и выделяемым по
различным признакам. Выяснила, что именно
условия жизни в большом городе создают
предпосылки для объединения молодежи
в разнообразные группы, движения, являющиеся
сплачивающим фактором, формирующие коллективное
сознание в этих группах, коллективную
ответственность и общие понятия о социально-культурных
ценностях. Таким образом, появляются
молодежные субкультуры, которые являются
неотъемлемым звеном всей культуры в целом.
По данной работе можно сделать следующие
выводы:
- Субкультура - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Контркульту́ра - специфический вид субкультуры, которая противостоит, находится в конфликте
с господствующими ценностями
- Субкультура и контркультура являются
частью одного целого, между ними много
общего и переход из субкультуры в контркультуру
вполне возможен;
- Все классификации субкультур очень
условны, и созданы для упрощения работы
с ними, субкультуры не поддаются четкой
типологизации, так как построены на индивидуальности,
а не на стандартности;
- В мире существует большое количество
субкультур, все они отражают внутренний
мир молодежи и являются способом удовлетворения
потребности в самовыражении.
Библиография
Список литературы
Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы.
Кто есть кто? М.,1990г.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи:
Учеб.пособие. Ростов н/Д, 2001.
- Запесоцкий А., Фаин А. «Эта непонятная
молодёжь. Проблемы неформальных молодёжных
объединений» Москва ПРОФИЗДАТ, 1990.
Козлова А.Г., Гаврилова М.С. Молодежная культура и ценности
будущего. СПб., 2001.
- Куницина В.Н., Какринова Н.В.
Межличностное общение. Учебник для вузов. С-Пб, 2001.
Латышева Т.В. Феномен молодежной субкультуры:
сущность, типы/ «Социс» –2010. – №15. – с. 94.
Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учеб.пособие.
М., 2004.
Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебник.
СПб., 1996.
Луков В.А. Особенности молодежных субкультур
в России // Социол. исследования. 2002. №10. С. 79–87.
- Ольшанский Ф.Д. «Неформалы:
групповой портрет в интерьере» Москва
«Педагогика» 1990
Омельченко Е. Молодежные культуры
и субкультуры. М., 2000;
Щепанская Т. Антропология молодёжного активизма // Молодёжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ). СПб.: Норма, 1999. С. 262 – 302.
Список интернет-ресурсов
- http://www.sub-culture.ru/
http://neogot.ru/Istoria_gotiki.html
- http://www.rusnauka.com/2_ANR_2010/Philosophia/4_56814.doc.htm
- http://www.subcult.ru