Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 23:11, доклад
Степень обеспечения социальной безопасности во многом зависит от эффективной системы управления этим процессом, его организационно-управленческого обеспечения. Современная организационная структура управления обеспечением социальной безопасности молодежи не является эффективной и нуждается в совершенствовании. В этих целях необходима разработка новой модели организационно-управленческого обеспечения социальной безопасности молодежи, механизмов социально-экономической защиты, реализация которых обеспечит твердые гарантии получения качественного образования и воспитания, постоянное внимание со стороны государства ко всем сферам жизнедеятельности молодых людей.
Заходякин Константин
Молодежь
в системе обеспечения
Современное
состояние России характеризуется
общественно-экономической и
Степень
обеспечения социальной безопасности
во многом зависит от эффективной
системы управления этим процессом,
его организационно-
Реформирование российского общества, социальное и экономическое развитие России и ее субъектов в значительной мере зависят от «молодежного фактора», в том числе от степени обеспечения социальной безопасности молодежи.
Социальная безопасность молодежи – важнейшая составляющая общей социальной безопасности, что определяет необходимость выделения самостоятельного теоретического пространства исследования этой проблемы.
Особый интерес к молодежи вполне понятен и обоснован. Молодежь – будущее страны, образ завтрашнего дня. Опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что политических и экономических успехов, а также стратегического преимущества добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи. В докладе ООН «О положении молодежи в мире», опубликованном в декабре 2007 года в Нью-Йорке, отмечается: «Молодежь составляет четверть трудоспособного населения планеты. Современная молодежь – самое образованное поколение в истории, однако главными препятствиями при вступлении во взрослую жизнь остаются бедность и трудности в поисках достойной работы. Мы призываем правительства обеспечить молодому поколению возможность использовать свой потенциал» .
Совсем недавно возникала новая наука, в которой объектом научного исследования становится деятельность молодежи в глобальном, национальном и региональном аспектах. Эта наука получила название «ювентология». Она представляет собой комплекс наук, изучающих молодежь с социологических, психологических, культурологических, историко-этнографических, педагогических, демографических, медико-физиологических и правовых сторон.
Молодежь является особой социальной группой, которая может занимать и занимает ведущие позиции во многих сферах жизнедеятельности. Высокий уровень профессиональной подготовки и личностной культуры, активный интерес к практическому участию в жизни страны помогает молодежи выступать реальным партнером государства в решении разнообразных государственных задач.
Однако необходимо отметить, что молодежь в силу своей специфики наиболее остро, чем другие возрастные группы, нуждается в помощи со стороны взрослых, так как у нее отсутствуют необходимые навыки и средства для самостоятельного функционирования (образование, опыт, умения, материальные средства и др.).
Важное место в системе социальной безопасности молодежи занимают, во-первых, нормативно-правовое обеспечение, которое включает документы, законы, принципы, правовые нормы, регулирующие проблемы формирования и реализации социальной безопасности молодежи; во-вторых, организационно-управленческое обеспечение этого процесса.
Выделяются различные группы правовых документов.
1. Документы, принятые на международном уровне, которые в той или иной мере влияют на обеспечение социальной безопасности молодежи:
• Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
• Конвенция о правах ребенка и Декларация прав ребенка ООН (1959 г.); и т.д.
2. Нормативно-правовые акты Российской Федерации, направленные на формирование правовой системы социальной безопасности молодежи.
• Конституция Российской Федерации (1993 г.), выступающая основным документом, который имеет высшую юридическую силу. В ней провозглашено построение социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие личности, гарантирующего гражданам право на труд, на социальное обеспечение и защиту, медицинское обслуживание, жилье, образование, охрану семьи, материнства, отцовства и детства.
• Закон Российской Федерации «О Безопасности» (1992 г.), который определяет безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»; признает основными объектами безопасности «личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность»; закрепляет понятие системы безопасности Российской Федерации и рассматривает в качестве элементов системы органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, а также граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
• Действующее Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об Основных Направлениях Государственной Молодежной Политики В Российской Федерации» (1993 г.), в котором было зафиксировано официальное действующее определение государственной молодежной политики (ГМП) .
• Федеральный Закон «О Государственной Поддержке Молодежных И Детских Общественных Объединений» (1995 г.), который является единственным принятым законом, касающемся молодежной политики, на федеральном уровне. Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений в документе понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ГМП в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.
• Концепция Национальной Безопасности Российской Федерации (1997 г.) вводит такие социально-правовые категории, как «национальная безопасность Российской Федерации» и «национальные интересы». Под национальной безопасностью в Концепции понимается «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации», а национальные интересы России определены как «совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах». Важнейшими составляющими национальных интересов России Концепция признает защиту личности, общества и государства от терроризма, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.
• Федеральный Закон «Об Основах Системы Профилактики Безнадзорности И Правонарушений Несовершеннолетних» (1999 г.), в котором определяются функции и назначение органов по делам молодёжи, даётся перечень учреждений по делам молодёжи.
• Концепция Государственной Молодежной Политики (2001 г.). В соответствии с данным документом субъектами реализации ГМП в Российской Федерации были призваны выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические лица, осуществляющие деятельность по созданию условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.
• Стратегия Государственной Молодежной Политики В Российской Федерации До 2016 Года (2006 г.).
Стратегия ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи. Реализация «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года» позволит улучшить положение молодежи в обществе, увеличить вклад молодых людей в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие страны
Особое место в системе социальной безопасности молодежи занимает ее организационно-управленческое обеспечение. Социальная безопасность молодежи формируется в русле разных объективных процессов и рассматривается через систему функциональных элементов. Среди них: социальные интересы молодежи, угрозы социальной безопасности, обеспечение социальной безопасности молодежи. Для устранения угрозы приходится прибегать к защите или обеспечению социальной безопасности. Методы защиты могут быть разными. Так, государство для защиты своих интересов, интересов общества и интересов граждан располагает экономическими, военными, социальными, информационными, культурными, интеллектуальными и духовными ресурсами. В соответствии с этим обеспечение социальной безопасности молодежи определяется взаимодействием различных министерств, комитетов и других ведомств, осуществляющих функции защиты.
В современных условиях решение задач, стоящих перед государством и обществом по обеспечению социальной безопасности молодежи, влечет за собой становление структуры управления этим процессом. Данная структура управления включает в себя определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом для реализации управляющих воздействий с целью поддержания жизнеспособности субъекта управления.
Обеспечение социальной безопасности
молодежи – это осознанное целенаправленное
взаимодействие государственных и общественных
институтов, а также самих молодых граждан,
с целью повышения уровня социальной защищенности
молодежи, решения многочисленных проблем
молодого поколения, улучшения его
положения.
Социальная безопасность молодежи, как одно из эффективных условий успешного решения многочисленных проблем молодого поколения, в XXI веке может стать для России важнейшим фактором и базовым условием успешного экономического и политического реформирования общества.
Информация о работе Молодежь в системе обеспечения социальной безопасности