Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:43, доклад
Свобода совести – устойчивый международный термин freedom of conscience (англ.). Означает право на свободу выбора своего отношения к любой конкретной религии к религии вообще: быть верующим, последователем той или ной религии; не быть последователем ни одной религии и не следовать религиозной вере вообще; изменять свое отношение к религии – становиться и переставать быть приверженцем религии, иметь право отстаивать свои убеждения относительно религии и действовать в соответствии с ними.
Молодежь
и религия
Что
такое свобода
совести?
Свобода совести
– устойчивый международный термин
freedom of conscience (англ.). Означает право на
свободу выбора своего отношения к любой
конкретной религии к религии вообще:
быть верующим, последователем той или
ной религии; не быть последователем ни
одной религии и не следовать религиозной
вере вообще; изменять свое отношение
к религии – становиться и переставать
быть приверженцем религии, иметь право
отстаивать свои убеждения относительно
религии и действовать в соответствии
с ними.
Какие
международно-правовые
акты определяют гарантии
прав и свобод человека?
Наиболее общеизвестными
международно-правовыми актами универсального
и регионального характера, определяющими
гарантии прав и свобод человека, является
Всеобщая декларация прав человека (1948г.),
Международный пакт о гражданских
и политических правах (1966г.), Конвенция
о защите прав человека и основных
свобод (1950г.), Конвенция Содружества
Независимых Государств о правах
и основных свободах человека (1995г.)
Все названные документы
Какие
нормы и статьи
конституционного права
Российской Федерации
гарантируют свободу
совести и вероисповедания?
Основополагающей
конституционной нормой, закрепляющей
свободу совести и
Какие
меры ответственности
предусмотрены за
воспрепятствование
осуществлению прав
на свободу совести
и свободу вероисповедания?
В соответствии с
Кодексом РФ об административных правонарушениях
(ст. 5.26) воспрепятствование осуществлению
права на свободу совести и
свободу вероисповедания (в том
числе принятию религиозных или
иных убеждений или отказу от них,
вступлению в религиозное объединение
или выходу из него), а также оскорбление
религиозных чувств граждан либо
осквернение почитаемых ими предметов,
знаков и эмблем мировоззренческой
символики влечет за собой применение
мер административной ответственности
- наложение административного штрафа.
Какими
законами регулируются
отношения в области
реализации прав на
свободу совести
и вероисповедания?
Права верующих в
России гарантируются Федеральным
законом «О свободе совести и
о религиозных объединениях», который
был принят Государственной Думой
19 сентября 1997г. Он включает в себя 4
главы и состоит из 27 статей. Указанный
Закон называет основные гарантии свободы
вероисповедания. Все граждане РФ равны
перед законом во всех областях гражданской,
политической, экономической, социальной
и культурной жизни, независимо от их
отношения к религии и
Что
означает «джихад»?
Слово «джихад» произошло
от корневого слова в арабском
языке «джахд», означающего «стремиться,
прилагать усилие». Джихад в исламе рассматривается
как усердие в совершении праведных деяний.
Ведущие современные мусульманские правоведы
подчеркивают, что джихад – прежд всего,
призыв к следованию путем Аллаха, усилия,
направленные на самосовершенствование
личности и общества, основанные не только
на буквальном следовании положениям
шариата, но в первую очередь – на претворении
его ведущих начал, ценностей и целей.
Джихад можно наблюдать везде и во всех
сферах – материальных и духовных. Видами
джихада являются, к примеру, борьба с
бедностью, неграмотностью, болезнью и
т.д. Во многих мусульманских странах джихадом
называют борьбу против экономической
отсталости, за достижение согласия в
обществе. Современные мусульманские
теологии выделяют три основных вида джихада.
Первый и самый «высокий» вид джихада
- Великий джихад (джихаде акбер) - борьба
с собственными страстями и пороками,
стремление победить самого себя. Согласно
исламскому учению, человек слаб, и легко
вводим в заблуждение сатаной. И самым
опасным заблуждением является себялюбие,
когда собственные желания сбивают людей
с путей праведной жизни, делая их алчными,
жестокими, заносчивыми и т.д. Поэтому
«Великий джихад» направлен против этих
соблазнов. Второй вид джихада - это проповедование
слова Аллаха, рассеивание неверия с помощью
Корана, путем получения человеком образования,
будь то религиозного или светского. Пророк
Мухаммад сказал: «Стремление к знаниям
– обязанность каждого мусульманина».
Ислам расценивает образование первоосновой
воспитания в человеке праведности и благородства,
необходимых каждому мусульманину. Третий
и последний вид джихада - Малый джихад
(джихадe асгер) - самооборона от неприятеля.
Он не случайно назван малым. В Сунне говорится,
что пророк Мухаммад, вернувшись с войны,
сказал: «Мы вернулись с малого джихада,
чтобы приступить к джихаду великому».
То есть, военные действия расцениваются
в исламе как временное состояние, и, по
мере устранения их причин, мусульманин
должен вернуться к главной своей обязанности
- самосовершенствованию. Но и для совершения
малого джихада («священной войны») есть
свои условия. Первое, и главное – это
нападение извне, агрессия и возникшая
отсюда необходимость ведения оборонительной
войны для защиты своего Отечества, родных
и близких, своего дома, свободы вероисповедания.
Второе условие - в исламе право объявления
и ведения «священной войны» принадлежит
только правителю страны. Отдельные жители
и религиозные лидеры таким правом не
обладают. Только при наличии данных условий
война в исламе считается законной. При
ведении законной войны категорически
запрещается использовать боевые действия
для наживы, грабежа, захвата заложников.
В исламе даны четкие и жесткие предписания
для ведения войны. Нарушение предусмотренных
в Коране строгих правил ведения «малого
джихада» является тягчайшим преступлением.
Как утверждает Коран, агрессия против
мирного населения или страны, убийство
женщин, стариков и детей, священнослужителей
- это не джихад. Похищение мирного населения
- не джихад. Похищение является актом
агрессии по отношению к другим людям,
неважно, мусульмане они или нет. Это тип
греховного поведения, запрещенного Богом,
о чем сказано в Коране: «Аллах повелевает
справедливость, благодеяние и щедрость
к близким. Он запрещает мерзость, беззаконие
и бунт» (Коран, сура «ан-Нахль», аят 90).
Преднамеренное разрушение собственности,
включая святые места любой религии, -
это не джихад. Противостояние в личной
вражде - тоже не джихад.
Кто является муджахидом и кто считается шахидом?
Правильно ли называть террористов шахидом-смертником, и правильно ли такое изречение как пояс-шахида?
Муджахид – тот, кто идет по пути Аллаха
и прилагает для этого все свои усилия.
Причем призыв следовать воле Аллаха исключает
любое насилие, о чем прямо говорится в
Коране: «Hет принуждения в религии» (2:256).
Шахид – словарное значение - павший за
веру, мученик, свидетель. В терминологии
Шариата термином «шахид» обозначают
павшего в справедливой войне с агрессорами,
защищая Ислам и свободу соблюдения и
изучения мусульманами своей религии.
Шахидами, вместе с этим, в хадисах Пророка
называются люди, погибшие от рук бандитов
при самообороне, умершие от различных
эпидемий и даже влюбленные, умершие, сохранив
свою честь. Также этот термин употребляется
в юридической практике по отношению к
свидетелям преступления, при заключении
брака и т.д.
В священном хадисе Пророк, мир ему, также
сказал: «Кто влюбится и умрет, сохранив
себя от греха прелюбодеяния, приравнивается
к шахиду». Имеются в виду люди, не успевшие
по каким-то причинам, вступить в законный
брак.
Пояс шахида», «шахид-смертник», какое
отношение имеют эти псевдоисламские
выражения в контексте терактов, к священному
для мусульман понятию "шахид"? Ровным
счетом никакого. И использование термина
«шахид» для обозначения исполнителей
террористических актов отождествляет
ислам и терроризм, оскорбляет чувства
верующих, и дает возможность экстремистам
трактовать свою деятельность как религиозную
борьбу.
Правильно ли называть экстремистов и террористов «ваххабитами»?
Нет, неправильно, Ваххабиты —
изначально сторонники религиозно-политического
движения, возникшего в XVIII в. в Аравии
и связанного с именем идеолога очищения
ислама и его возврата к изначальным установлениям.
Религиозно-политическое движение в суннитском
исламе, возникшее в Аравии в середине
XVIII в. на основе учения Мухаммеда ибн Абд
аль-Ваххаба. Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб
родился в 1703-04 г. в деревне Эль-Уйайна
в семье шариатского судьи (кади), получил
религиозное образование, в юные годы
много путешествовал по Аравии и соседним
странам, затем начал проповедь своего
учения.
Основой его учения было представление
о единобожии (таухид): Аллах - единственный
источник творения и только он достоин
поклонения со стороны людей. Однако мусульмане
отошли от этого принципа, поклоняясь
святым и вводя различные новшества (бида).
Поэтому необходимо очистить ислам и вернуться
к его изначальным установлениям путем
отказа от бида, культа святых и т.д. В области
догматики Ибн Абд аль-Ваххаб следовал
в основном ханбалитским ученым Ибн Таймии
и Ибн аль-Каййиму. В целом его учение представляло
собой развитие ханбалитских принципов
в их крайнем выражении (ханбалиты - последователи
одной из четырех религиозно-правовых
школ (мазхабов) суннитского ислама.
Какие течения и школы
в исламе являются для
россиян традиционными?
Главными течениями
ислама являются суннизм и шиизм.
Российские мусульмане в большинстве
своем являются суннитами. Сунниты
– приверженцы Сунны (традиции) Пророка
как образца для подражания. Суннизм
окончательно оформился в Х веке,
выражая обычаи, теорию и практику
большинства мусульманской