Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 14:44, реферат
Важнейшим условием возникновения социальных общностей является солидарность – единодушие, осознание общности с интересами других людей. При этом уровень солидарности в разных типах общностей, как мы увидим ниже, может проявляться по-разному.
Свойства социальных общностей: 1) наличие общей цели деятельности или совпадение целей людей, составляющих общность; 2) наличие единых, разделяемых всеми участниками общности, правил, норм; 3) солидарные социальные взаимодействия партнеров, обусловленные наличием совпадающих целей и единых норм.
Введение
1. Понятие и типология социальных общностей и групп
2. Молодежь как социальная общность
2.1. Молодежная субкультура
2.2. Стратификация молодежи в целях образования, занятости и потребления
3. Организация – целевая социальная группа
Заключение
Список используемой литературы
Социально-экономические
трансформации российского
Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи.
С 60-х годов XX века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках.
С конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным.
Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее их слабую развитость. Три фактора здесь играют основную роль.
Первый – социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий XX. Хотя в последующие два года XXI в. Отмечался некоторый экономический рост, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигала на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.
Второй фактор – особенности
социальной мобильности в российском
обществе. Каналы восходящей социальной
мобильности в 90-е годы претерпели
коренные изменения, и молодежь получила
возможность достигать
Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, являлась, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи.
Третий фактор – аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.
На фоне социальной аномии широчайшее
распространение приобрела
Эти обстоятельства имеют непосредственное
отношение к специфике
2.2. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и
потребления
В современном российском обществе социальная стратификация воспроизводится не только распределением собственности и власти, но и доступом к интеллектуальным ресурсам. Последние выступают важнейшим элементом социальной структуры, а стратификация теснейшим образом связана с результатом социально-экономических перемен, характерных для перехода общества к рыночным отношениям.
Как отмечал М. Вебер, именно способность людей воспринимать радикальные изменения в общественной жизни, готовность к адекватному поведению в новых условиях представляются наиболее важным в обеспечении успеха в крупных социальных и экономических сдвигах. В рамках этой теории была поставлена задача: выявить факторы включения молодых людей в рыночные отношения в сферах образования, занятости (на рынке труда) и потребления. Ее решение дает возможность проанализировать наблюдаемую социальную стратификацию молодежи, что весьма важно для понимания взаимосвязи социоэкономической динамики и поведенческих приоритетов «рыночного поколения» в трансформационных процессах российского общества с целью выявления состояния его «включенности» в рыночную экономику.
В современном российском обществе в условиях распада традиционных форм вертикальной социальной мобильности и основных компонентов социальной структуры – доходов, престижа и властных позиций, сфера образования имеет особое значение. Помимо расширения доступа к интеллектуальным ресурсам и выполнения присущей ей функции воспроизводства высокопрофессиональных и властных элит, образование обеспечивает важные элементы адаптации: ценностно-нормативные образы.
Для выражения кредо современного поколения учащейся молодежи можно использовать девиз, сформулированный самими студентами: «Добиться успеха в жизни, жить в кайф; получить все и сразу!»
Хорошее образование в этом процессе становится главной стартовой ступенью в достижении жизненного благополучия.
Рост престижности высшего
образования (падение его произошло
в начале девяностых годов в условиях «дикого» рынка, подъем
с 995 г), фиксируемый в ходе мониторинга
«Абитуриент-студент-выпускник»
Так формируются две
основные тенденции, характерные для
рынка образовательных услуг: наличие
избыточного образования и невы
Судя материалам социологического исследования, оценка специальности наиболее полно коррелирует с мотивами ее получения: карьера, успех, образованность, престижная работа. Сегодняшние молодые не просто социализируются под давлением общественных трансформаций. Мимикрия не является их характерной чертой. В отличие от предыдущих поколений, нынешнее поколение (поколение «next») стремится изменить «мир под себя», несмотря на внутреннюю стратификацию – разный уровень жизни и столкновение ценностных позиций.
Эмпирический анализ
поколения «next»
Сравнительный анализ характерных черт современной учащейся молодежи позволяет сделать следующие выводы. Под влиянием глобализации молодежь стремительно трансформируется и меняет смысложизненные принципы советского поколения на потребительские ориентиры. Характерной чертой поколения является высокая коммуникабельность, стремление к неформальному общению и участию во всякого рода «тусовках».
Нынешнее поколение молодежи можно назвать поколением независимых и целеустремленных индивидуалистов, приверженцев коммуникативной свободы, своеобразными «романтиками» потребления, раскрепощенными, самоуверенными и амбициозными молодыми людьми.
3. Организация – целевая социальная группа
Целевые общности — общности,
для которых характерно единство
целенаправленной деятельности. Это
сознательно созданные общности
(группы), стремящиеся достичь
Человек может стремиться к достижению своей цели разными способами: во-первых, самостоятельно, не учитывая, что делают другие; во-вторых, в борьбе с другими, когда он стремится к чему-то, к чему стремятся также и другие, и ему приходится противопоставлять им себя; в-третьих, в сотрудничестве с другими, в данном случае это сотрудничество регулируется организационными предписаниями, которые соединяют сотрудничающих людей в целевые группы.
Целевые группы образуются также для более успешной борьбы с другими группами. Иногда целевые группы называют объединениями, обычно в том случае, если они образовались на основе добровольного соглашения членов для совместного достижения цели, ставшей причиной образования объединения. Например, несмотря на то, что наемная армия — это целевая группа, она не является объединением, так как не является добровольной организацией и не может быть распущена по желанию ее составляющих солдат.
В связи с вышеизложенным рассмотрим такое понятие как организация.
Общественная организация — это “основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижений уставных целей объединившихся граждан” (ст. 8). Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание, а постоянно действующим руководящим органом — выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
Социальные организации возникают и функционируют в рамках социальных институтов. Важнейшими их чертами являются: 1) постоянное и прочное взаимодействие между участниками; 2) четкое определение их функций, прав и обязанностей; 3) регламентация и контроль за исполнением функций и обязанностей; 4) наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих их функционирование.
В социологии сложилось несколько подходов к пониманию сущности организации: 1) это искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в социальной структуре общества и предназначенное для выполнения конкретной функции; 2) это деятельность по организации, включающая распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и контроль; 3) это степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов какой-либо системы.
Социальные организации. В повседневной практике мы часто используем понятие "организация", при этом каждый раз вкладываем в него самое различное содержание. Как указано в "Философском энциклопедическом словаре", понятие организация (франц. organisation, от позднелат. organizo - сообщаю, стройный вид, устраиваю) употребляется в следующих значениях:
1. Объединение людей,
совместно реализующих
2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
3. Внутренняя упорядоченность,
согласованность,
Понятие организация применяется к биологическим, социальным и некоторым техническим объектам, при этом обычно употребляется в общем контексте с понятиями структура, система и управление. Как правило, в понятии организация фиксируются динамические закономерности системы, которые относятся к функционированию, поведению и взаимодействию ее частей.
Применительно к социальным объектам употребляют понятие "социальная организация". Ведущий исследователь в области проблем социальных организаций А.И. Пригожин в ряде своих работ дает подробную и содержательную характеристику социальных организаций.
Во-первых, это "искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции", т.е. в данном случае под организацией понимается искусственно созданная группа институционального характера, которая выполняет определенную общественную функцию. В этом смысле организация выступает как элемент социальной структуры. В таком значении термин "организация" относится к предприятию, банку, школе, органу власти, добровольному союзу и т.д. В этом смысле "социальный институт" и "социальная организация" тождественны друг другу.
Во-вторых, это "определенная деятельность по организации, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д.". В данном случае под организацией понимается уже определенный вид деятельности, процесс, связанный целенаправленным воздействием на объект, а значит, наличие, с одной стороны, организатора, а с другой - контингента организуемых. Подобного рода деятельность лучше всего характеризуется словом "организовывание", и она направлена исключительно на достижение эффекта синергии. В таком значении термин "организация" совпадает с термином "управление", хотя полностью его не исчерпывает.