Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:00, реферат
Актуальность темы исследования определяется тем, что в современной нам действительности значительное количество людей нуждающихся в помощи и поддержки.
Цель данного исследования является изучение молодёжного социального служения в России.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.Определить систему представлений общества о молодежном социальном служении в России.
2.Выявить проблемы и перспективы формирования молодёжного социального служения.
1.Введение
2. Волонтёрство: история и социальные функции
2.1. «Армии спасения» как инструменты глобального влияния
2.2. Добровольческое служение: российский и советский опыт
3. Молодежная приходская православная организация «Маронцы»
4. Фонд «Подари Жизнь»
5.Добровольческое движение «Даниловцы »
6.Заключение
7.Используемая литература
Молодёжное социальное служение в России
Содержание:
1.Введение
2. Волонтёрство: история и социальные функции
2.1. «Армии спасения» как инструменты глобального влияния
4. Фонд «Подари Жизнь»
5.Добровольческое движение «Даниловцы »
6.Заключение
7.Используемая литература
1.Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что в современной нам действительности значительное количество людей нуждающихся в помощи и поддержки.
Цель данного исследования является изучение молодёжного социального служения в России.
Для достижения цели
1.Определить
систему представлений
2.Выявить
проблемы и перспективы
Объектом исследования является молодежное социальное служение в России
Методы исследования: Анализ научной литературы и интернет источников; вторичный анализ социологических данных.
2. Волонтёрство: история и социальные функции
«Первичное значение слова волонтер –
„тот, кто добровольно предоставляет
себя для определенной цели или деятельности“.
В современном употреблении волонтерство
также относится к существующей социальной
практике, которая предполагает, что человек
выполняет социальную или благотворительную
работу во внерабочее время и без финансового
вознаграждения. Безусловно, существуют
различные методы поощрения такой деятельности,
но, как правило, они носят моральный или
психологический характер. Волонтерство
является важным аспектом корпоративной
социальной ответственности, и многие
компании выделяют специальное время,
чтобы их сотрудники могли работать в
качестве волонтеров с организациями
местных сообществ».*
Слово волонтёр
произошло от французского volontaire, которое
в свою очередь произошло от латинского
voluntarius, и в дословном переводе означает
«доброволец», «желающий». В XVIII-XIX веках
волонтёрами, как в России, так и в других
странах, назывались люди, добровольно
поступавшие на военную службу. Но в ХХ
столетии слово в массовом восприятии
приобрело новое значение. Согласно Федеральному
Закону Российской Федерации №276 от 30
декабря 2006 года (в первой редакции принят
11 августа 1995 года) «О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях»:
«Добровольцы – граждане, осуществляющие
благотворительную деятельность в форме
безвозмездного труда в интересах благополучателя.
Такое развитие понятия
«волонтёрство» связано с деятельностью
христианских организаций конца позапрошлого
столетия. Конечно, само это явление известно
с древнейших времён. Но наше современное
«цивилизованное» общество берёт начало
в индустриализирующихся империях второй
половины XIX века, и волонтёрство как феномен
социальной организации, социального
механизма тоже появляется именно тогда.
В
___________
*. Зубанова С.Г. Социальное служение (учебное пособие).- М.:Лика, 2012, 15 п.л
зависимости
от общественной ситуации оно принимало
разные формы, но, что понятно, не могло
основываться изначально на чем-либо ином
кроме как на идеологии. В этом
отношении объективным фактором
выступала идея служения ближнему,
а субъективным – заинтересованность
государства.
Если раньше добровольчеству
правители и иные имущие просто покровительствовали,
а проходило оно через общины, церковные
структуры и деятельность отдельных подвижников,
то в эпоху индустриальных империй государство
начинает уделять волонтёрству всё более
пристальное внимание. Именно предоставление
власть имущими (не обязательно правительствами
– чем дальше тем больше в капиталистическом
мире реальная власть оказывалась в руках
финансовых олигархов) через государственные
и/или частные каналы административного
и финансового ресурса, поддержки обеспечивала
добровольчеству системный характер и
позволяло выполнять определённые социальные
функции.
2.1. «Армии спасения» как инструменты глобального влияния
Один из наиболее ярких исторических примеров волонтёрских структур современного типа – процветающая поныне британская «Армия спасения».* Помимо системной помощи неимущим и обездоленным в метрополии, она была (и остаётся) чрезвычайно активна на всём занимавшем тогда пол-планеты пространстве Британской империи, а также за его пределами. Забота о нуждающихся сама по себе весьма серьёзный инструмент влияния на общество и социальную обстановку не только внутри государства, но и в других странах.
При этом за рубежом волонтёрские организации и в прошлом, и сегодня могут быть и зачастую являются проводниками влияния политического, культурного, да и просто прикрытием для работы спецслужб. Именно поэтому в Новое время организованная благотворительность становится предметом внимания
_________
* Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. – 2007. - №3. – С. 51-54.
финансово-политических кругов. Оппозиционная вообще-то официальной
Англиканской
Церкви Армия спасения, также как
аналогичные структуры, например, баптистов,
могли и могут вести свою деятельность
на международном уровне лишь потому,
что когда-то за ними стала государственная
поддержка Британской империи и
Соединённых Штатов. Правда, <<век транснационального капитала,
сращивающегося с правящими элитами
быстро внёс свои коррективы>>*. Ныне руководство различных,
скажем, сектантских организаций, содержит
огромные волонтёрские аппараты, задействованные
явно или под прикрытием, во всём спектре
добровольческого движения в международных
масштабах, потому что руководство сектантских
организаций на Западе часто является
одновременно и бизнес-элитой, сотрудничает
с крупными политическими силами и финансовыми
кругами, не говоря уже всё о тех же спецслужбах.
И если в прежние времена разве что только
Католическая церковь могла обеспечивать
международное волонтёрство (используя
это в том числе и в политических целях),
то в Новое время на это поприще шагнули
государства и бизнес-корпорации.
До Первой мировой войны в западном мире
основными волонтёрскими структурами
были христианские организации. Лишь с
началом 1920-х начинается условно «светское»
волонтёрское движение, опять же, поддерживаемое
государством. Хрестоматийными примерами
для последующих поколений волонтёров
на Западе стали рассказы о германской,
французской и прочей европейской молодёжи,
ударно вкалывавшей над восстановлением
разрушенного войной хозяйства. Тогда
же, в ходе первого этапа массовой секуляризации,
начался некоторый отход от религиозности
в организациях, например, скаутов, чьи
функции социального служения, наоборот,
стали возрастать. Хотя, конечно, достижения
национального волонтёрства на Западе
ничто перед советскими.
___________
* Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб. Пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 448с
2.2. Добровольческое служение: российский и советский опыт
В СССР не было специально оформленной
упаковки под названием «добровольческое
служение», но добровольный «безвозмездный труд в интересах
благополучателя», под которым понималась
людьми вся страна, был системен и имел
поистине огромный размах. На протяжении
десятилетий советской эпохи люди всех возрастов и социальных категорий
сотнями тысяч на добровольных началах
отправлялись за тысячи километров, поднимали
народное хозяйство, отдавали силы, здоровье
и жизни, получая при этом материальное
вознаграждение, вполне сопоставимое
с тем, что ныне могут получать волонтёры. Подобные
проявления социальной, патриотической
сознательности в новую эпоху стали характерной
чертой социалистических стран, в Европе,
Азии и Латинской Америке капиталистический
мир.
С другой стороны,
сфера заботы о нуждающихся, о «сирых и убогих»,
которой занималось добровольчество в дореволюционной
России*,
в СССР из ведения общества ушла. Конечно,
пионеры заботились о пенсионерах и малышах,
профсоюзы брали под опеку детдома, медсестры
ухаживали за ранеными, но в целом благотворительностью
занималось государство. Собственно, это
сложно назвать благотворительностью
в нынешнем понимании, когда опять сферы
ответственности разделены. В СССР были
решены проблемы массовой бедности, массового
просвещения и массовой медицины, забота
об уязвимых категориях населения функционально
лежала на государстве. Обществу оставалась
моральная сторона вопроса. И здесь сказались
недостатки официальной атеистической
морали.
До революции в России
имело место явление, на Западе, опять же, в аналогичных
масштабах даже приблизительно не известное.
Это подвижничество интеллигенции – добровольное
служение народу в качестве учителей, врачей
и иногда священников (последняя форма
стала актуальна в наши дни). Подобными
вещами в Европе со времён Средневековья
__________
* Бодренкова
Г. И. Добровольчество / Г. И. Бодренкова
// Социальная работа. – 2009. №1. – С. 52-56.
занимались религиозные братства и ордена. В России же уезжавшие в сельскую глушь учить и лечить образованные люди могли быть религиозны, могли не быть. Именно в России была явлена практическая сила идеи служения другим без привязки к религии.
Однако на общественном уровне отказ от Бога в морали, отказ от традиционных институтов социальной ответственности, утверждаемых в общественной психологии, по определению видных русских мыслителей, через понятия «соборности» и «общинности», привёл к весьма негативным последствиям. «К 1960-1970 годам идеализм советского общества, сознание общности, эмпатии (сопереживания) стали приходить в упадок. Заложенный поколениями верующих предков заряд духовности, поднявшийся на высоту благодаря просвещению и идеям народного блага, без твёрдого морального стержня выдохся. В итоге в стране, не раз являвшей миру удивительные примеры массового самопожертвования, появилось разрозненное атомизированное общество, оказавшееся неспособным компенсировать социальные последствия ослабления государства. В медленном, противоречивом становлении новой социальной реальности, нового общества в России в отношении добровольчества, как и в отношении всего остального, можно констатировать следующее: из сплава собственного наследия и опыта других здесь должно родиться своё, которое, в свою очередь, станет примером для других»*
14 июля 2004 года начала свое существование
молодежная организация при приходе храма
преподобного Марона Пустынника Сирийского.
Три года – это срок, который выдерживает
некоторую критику и, если так можно сказать,
конкурентоспособность, и в тоже время
говорит о молодости.
__________
* Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2007. С 94
Ровно три года назад ребята, окончившие
старший класс Воскресной Школы отправились
отдохнуть всем классом, во главе с некоторыми
педагогами, на озеро Селигер, где только
начал восстанавливаться женский Богородичный
(Житенный) монастырь*. Вместе с ребятами
помладше, по благословению настоятеля
храма протоиерея Александра Марченкова,
помогать педагогам поехали молодые люди,
старшая молодежь, которая горит стремлением
к новым впечатлениям, помощи, творчеству
и развитию. Поехали в качестве «вожатых»,
но, по сути, стали просто новыми друзьями
для младших ребят.
После приезда с острова
Селигер, ребята, и постарше и помладше,
не разошлись по своим компаниям, а стали
общаться и дружить вместе, собираться
по воскресным дням, вместе отдыхать и
помогать в храме. После этой поездки отец
Александр благословил организовать ребятам
на фоне этой дружбы молодежную организацию,
чтобы не только отдыхать вместе, но и
работать дальше, служить и учиться жить
вместе, одной приходской семьей.
С радостью ребята
согласились, рады были и родители, и педагоги.
Ведь как часто молодежь, выходя из стен
воскресной школы, уходит из нее не в храм,
а на улицы, перестает посещать Богослужения,
находит себе друзей из внецерковной среды
и пропадает там, задыхаясь в угаре табака
и алкогольной эйфории.
Ребята собирались вместе,
но трудно было понять, чем же им заниматься,
какие послушания можно выполнять вместе,
кроме уборки в храме и на территории?
Как сделать так, чтобы было интересно
всем и полезно? Работа началась не сразу.
Сначала предложили организовать кафе
для прихожан на базе деревянного приходского
домика. Там поставлен чан с кипятком,
продают пирожки, а помимо всего молодежь
из клуба раздает всем прихожанам чай
с печеньем за свободное пожертвование.
Кафе работает только по воскресеньям
и в двунадесятые праздники, поэтому все ребята могут подежурить, помочь
________
* Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. – 2008. -№2. – С. 35-38
помыть
посуду за гостями, накрыть на столы.
Каждые школьные каникулы молодежный
клуб всегда старается выезжать на
помощь монастырям в самых различных
глубинках нашей Родины. Так, родными
и «своими» стали сначала два
монастыря, куда и, по сей день, ребята
ездят регулярно: Авраамиево-Городецкий
мужской монастырь в селе Ножкино Чухломского
района (Костромская область) и женский
Богородичный (Житенный) монастырь на
острове Селигер. Летом весь клуб выезжает
в большое путешествие, куда едет почти
вся молодежь прихода. Творческая работа
«Маронцев» так же не ограничилась одним
спектаклем. Каждый год ставятся различные
выступления, с которыми выезжают в монастыри,
где живут дети-сироты, показывают пенсионерам
района, показывают прихожанам храма.
Помимо спектаклей, более двух лет практикуются
творческие музыкально-литературные вечера,
которые всегда имели большой успех на
приходе. Основной их задачей является
рассказать житие святых людей живо, не
как доклад, но так, как можно поделиться
с другом своим новым знанием о горячо
любимом человеке. В основном, ребята рассказывают
о житиях новомучеников, прославленных
в России.
Но самым важным послушанием
«Маронцев» стало пение в храме!* Это не
просто послушание, а еще и большая честь
и радость. Каждый член молодежной организации
имеет право учиться петь, учиться петь
Богослужебные песнопения и петь в храме
на Литургии. Два раза в неделю проходят
спевки, где все ребята, не зависимо от
слуха и голоса, могут попробовать себя
в качестве певчих. И у них не плохо получается.
А с каждым годом они достигают всё больших
успехов. Так, ребята поют не только в своем
храме, но на монастырских клиросах.
_________
* Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 58-60.
Постепенно, в деятельности «Маронцев»
выделилось несколько основных направлений
деятельности: пение Литургии, творческие
вечера и спектакли, работа с детским домом,
паломничества и путешествия, помощь в
храме и кафе по выходным. Помимо этого,
силами ребят создан сайт, где собирается
вся самая важная информация о клубе, работает
форум.
Так же по благословению
отца настоятеля ребята решили попробовать
себя в качестве журналистов: им дана возможность
писать и собирать материал для приходской
газеты. Так, они всегда имеют возможность
реализовать свой потенциал.
Помимо совместной работы, ребята
регулярно вместе отдыхают: зимой ходят
кататься на коньках, летом – гулять, в
театры, музеи, на выставки.Очень важна
в работе клуба – преемственность поколений.
В прошлом году новый выпуск Воскресной
школы влился в дружную семью «Маронцев»,
а в этом году готовится еще один. Так,
дети, вырастая со школьной скамьи, не
уходят из храма, а остаются и находят
свое место на приходе, в Церкви, всегда
имея возможность реализовать и преумножить
таланты, данные им от Бога.
Ребята поддерживают дружеские
отношения и с другими, более ранними и
недавно образовавшимися, молодежными
православными организациями. Особенно
крепка дружба у них с молодежью города
Зеленоград «Колокол» и молодежным объединением
при подворье Оптиной пустыни в Ясенево
«Покров». Помимо этого, ребята поддерживают
теплые отношения, организовывают совместные
мероприятия и участвуют в мероприятиях
других организаций. Таких как «Воскресенье»,
«Молодая Русь», «Георгиевцы», «Православные
путешественники», и молодыми организациями
«Светоч», «Спас»* Впрочем, всегда готовы
к сотрудничеству и открытым отношениям.
Последний год, представительство «Маронцев»
есть и в совете православной молодежи
при Московской Патриархии. Совместно
проведено уже несколько мероприятий,
в том числе первый форум православной
студенческой молодежи
__________
* Бодренкова Г. И. Добровольчество / Г. И. Бодренкова // Социальная работа. – 2009.
«Вера и дело», где «Маронцы» вместе с молодежью из МГИМО вели свою секцию, посвященную проблемы достижения профессиональных успехов православного человека. Клуб активно сотрудничает с Синодальным отделом по делам молодежи, в который теперь преобразован Совет православных молодежных организаций Москвы. Некоторые из членов «Маронцев», стали работать в этом отделе.
4. Фонд «Подари Жизнь»
Фонд "Подари жизнь" - некоммерческая благотворительная организация.
Основательницами Фонда стали Чулпан
Хаматова, Дина Корзун, Галина Новичкова.
Целью Фонда является помощь
детям с онкологическими, гематологическими
заболеваниями. Этот благотворительный
фонд 26 ноября 2006г.
Основные задачи Фонда: сбор
средств на лечение и реабилитацию детей
с онкологическими и гематологическими
заболеваниями; помощь детским онкологическим
и гематологическим клиникам; привлечение
общественного внимания к проблемам детей
с онкологическими и гематологическими
заболеваниям; оказание социальной и психологической
помощи детям с онкологическими и гематологическими
заболеваниями; содействие работе волонтерских
групп при детских онкогематологических
клиниках; *
Под опекой Фонда
пока находятся дети с онкологическими
и гематологическими заболеваниями из
7 клиник: Федерального научно-клинического
центра детской гематологии, онкологии
и иммунологии (ФНКЦ ДГОИ), Российской
детской клинической больницы (РДКБ), Российского
научного центра рентгенорадиологии (РНЦРР),
Научно-практического центра медицинской
помощи детям с пороками развития черепно-лицевой
области и