Молодёжное социальное служение в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:00, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется тем, что в современной нам действительности значительное количество людей нуждающихся в помощи и поддержки.
Цель данного исследования является изучение молодёжного социального служения в России.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.Определить систему представлений общества о молодежном социальном служении в России.
2.Выявить проблемы и перспективы формирования молодёжного социального служения.

Содержание

1.Введение
2. Волонтёрство: история и социальные функции
2.1. «Армии спасения» как инструменты глобального влияния
2.2. Добровольческое служение: российский и советский опыт
3. Молодежная приходская православная организация «Маронцы»
4. Фонд «Подари Жизнь»
5.Добровольческое движение «Даниловцы »
6.Заключение
7.Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

Молодёжное социальное служение в России.docx

— 37.65 Кб (Скачать файл)

     Молодёжное социальное служение в России

  Содержание:

1.Введение

2. Волонтёрство: история и социальные функции

        2.1. «Армии спасения» как инструменты глобального влияния

        2.2. Добровольческое служение: российский и советский опыт

3. Молодежная приходская православная организация «Маронцы»

4. Фонд «Подари Жизнь»

5.Добровольческое движение «Даниловцы »

6.Заключение

7.Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

      Актуальность темы исследования определяется тем, что в современной нам действительности значительное количество людей нуждающихся в помощи и поддержки.

      Цель данного исследования является изучение молодёжного социального служения в России.

       Для достижения цели поставлены  следующие задачи:

1.Определить  систему представлений общества  о молодежном социальном служении  в России.

2.Выявить  проблемы и перспективы формирования  молодёжного социального служения.

      Объектом исследования является молодежное социальное служение в  России

     Методы исследования: Анализ научной литературы и интернет источников; вторичный анализ социологических данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Волонтёрство: история и социальные функции

            «Первичное значение слова волонтер – „тот, кто добровольно предоставляет себя для определенной цели или деятельности“. В современном употреблении волонтерство также относится к существующей социальной практике, которая предполагает, что человек выполняет социальную или благотворительную работу во внерабочее время и без финансового вознаграждения. Безусловно, существуют различные методы поощрения такой деятельности, но, как правило, они носят моральный или психологический характер. Волонтерство является важным аспектом корпоративной социальной ответственности, и многие компании выделяют специальное время, чтобы их сотрудники могли работать в качестве волонтеров с организациями местных сообществ».*  
         Слово волонтёр произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает «доброволец», «желающий». В XVIII-XIX веках волонтёрами, как в России, так и в других странах, назывались люди, добровольно поступавшие на военную службу. Но в ХХ столетии слово в массовом восприятии приобрело новое значение. Согласно Федеральному Закону Российской Федерации №276 от 30 декабря 2006 года (в первой редакции принят 11 августа 1995 года) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: «Добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя. 
      Такое развитие понятия «волонтёрство» связано с деятельностью христианских организаций конца позапрошлого столетия. Конечно, само это явление известно с древнейших времён. Но наше современное «цивилизованное» общество берёт начало в индустриализирующихся империях второй половины XIX века, и волонтёрство как феномен социальной организации, социального механизма тоже появляется именно тогда. В 

___________

*. Зубанова С.Г. Социальное служение (учебное пособие).- М.:Лика, 2012, 15 п.л

зависимости от общественной ситуации оно принимало  разные формы, но, что понятно, не могло  основываться изначально на чем-либо ином кроме как на идеологии. В этом отношении объективным фактором выступала идея служения ближнему, а субъективным – заинтересованность государства. 
       Если раньше добровольчеству правители и иные имущие просто покровительствовали, а проходило оно через общины, церковные структуры и деятельность отдельных подвижников, то в эпоху индустриальных империй государство начинает уделять волонтёрству всё более пристальное внимание. Именно предоставление власть имущими (не обязательно правительствами – чем дальше тем больше в капиталистическом мире реальная власть оказывалась в руках финансовых олигархов) через государственные и/или частные каналы административного и финансового ресурса, поддержки обеспечивала добровольчеству системный характер и позволяло выполнять определённые социальные функции.

 

       2.1. «Армии спасения» как инструменты глобального влияния

Один  из наиболее ярких исторических примеров волонтёрских структур современного типа – процветающая поныне британская «Армия спасения».* Помимо системной помощи неимущим и обездоленным в метрополии, она была (и остаётся) чрезвычайно активна на всём занимавшем тогда пол-планеты пространстве Британской империи, а также за его пределами. Забота о нуждающихся сама по себе весьма серьёзный инструмент влияния на общество и социальную обстановку не только внутри государства, но и в других странах.

При этом за рубежом волонтёрские организации  и в прошлом, и сегодня могут  быть и зачастую являются проводниками влияния политического, культурного, да и просто прикрытием для работы спецслужб. Именно поэтому в Новое  время организованная благотворительность  становится предметом внимания

_________

* Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. – 2007. - №3. – С. 51-54.

 

финансово-политических кругов. Оппозиционная вообще-то официальной

Англиканской  Церкви Армия спасения, также как  аналогичные структуры, например, баптистов, могли и могут вести свою деятельность на международном уровне лишь потому, что когда-то за ними стала государственная  поддержка Британской империи и  Соединённых Штатов. Правда, <<век транснационального капитала, сращивающегося с правящими элитами быстро внёс свои коррективы>>*. Ныне руководство различных, скажем, сектантских организаций, содержит огромные волонтёрские аппараты, задействованные явно или под прикрытием, во всём спектре добровольческого движения в международных масштабах, потому что руководство сектантских организаций на Западе часто является одновременно и бизнес-элитой, сотрудничает с крупными политическими силами и финансовыми кругами, не говоря уже всё о тех же спецслужбах. И если в прежние времена разве что только Католическая церковь могла обеспечивать международное волонтёрство (используя это в том числе и в политических целях), то в Новое время на это поприще шагнули государства и бизнес-корпорации. 
 
До Первой мировой войны в западном мире основными волонтёрскими структурами были христианские организации. Лишь с началом 1920-х начинается условно «светское» волонтёрское движение, опять же, поддерживаемое государством. Хрестоматийными примерами для последующих поколений волонтёров на Западе стали рассказы о германской, французской и прочей европейской молодёжи, ударно вкалывавшей над восстановлением разрушенного войной хозяйства. Тогда же, в ходе первого этапа массовой секуляризации, начался некоторый отход от религиозности в организациях, например, скаутов, чьи функции социального служения, наоборот, стали возрастать. Хотя, конечно, достижения национального волонтёрства на Западе ничто перед советскими.

___________

* Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб. Пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 448с

          2.2. Добровольческое служение: российский и советский опыт

       В СССР не было специально оформленной упаковки под названием «добровольческое служение», но добровольный «безвозмездный труд в интересах благополучателя», под которым понималась людьми вся страна, был системен и имел поистине огромный размах. На протяжении десятилетий советской эпохи люди всех возрастов и социальных категорий сотнями тысяч на добровольных началах отправлялись за тысячи километров, поднимали народное хозяйство, отдавали силы, здоровье и жизни, получая при этом материальное вознаграждение, вполне сопоставимое с тем, что ныне могут получать волонтёры. Подобные проявления социальной, патриотической сознательности в новую эпоху стали характерной чертой социалистических стран, в Европе, Азии и Латинской Америке капиталистический мир.  
       С другой стороны, сфера заботы о нуждающихся, о «сирых и убогих», которой занималось добровольчество в дореволюционной России*, в СССР из ведения общества ушла. Конечно, пионеры заботились о пенсионерах и малышах, профсоюзы брали под опеку детдома, медсестры ухаживали за ранеными, но в целом благотворительностью занималось государство. Собственно, это сложно назвать благотворительностью в нынешнем понимании, когда опять сферы ответственности разделены. В СССР были решены проблемы массовой бедности, массового просвещения и массовой медицины, забота об уязвимых категориях населения функционально лежала на государстве. Обществу оставалась моральная сторона вопроса. И здесь сказались недостатки официальной атеистической морали. 
      До революции в России имело место явление, на Западе, опять же, в аналогичных масштабах даже приблизительно не известное. Это подвижничество интеллигенции – добровольное служение народу в качестве учителей, врачей и иногда священников (последняя форма стала актуальна в наши дни). Подобными вещами в Европе со времён Средневековья

__________ 
* Бодренкова Г. И. Добровольчество / Г. И. Бодренкова // Социальная работа. – 2009. №1. – С. 52-56.

занимались  религиозные братства и ордена. В России же уезжавшие в сельскую глушь учить и лечить образованные люди могли быть религиозны, могли не быть. Именно в России была явлена практическая сила идеи служения другим без привязки к религии.

    Однако на общественном уровне отказ от Бога в морали, отказ от традиционных институтов социальной ответственности, утверждаемых в общественной психологии, по определению видных русских мыслителей, через понятия «соборности» и «общинности», привёл к весьма негативным последствиям. «К 1960-1970 годам идеализм советского общества, сознание общности, эмпатии (сопереживания) стали приходить в упадок. Заложенный поколениями верующих предков заряд духовности, поднявшийся на высоту благодаря просвещению и идеям народного блага, без твёрдого морального стержня выдохся. В итоге в стране, не раз являвшей миру удивительные примеры массового самопожертвования, появилось разрозненное атомизированное общество, оказавшееся неспособным компенсировать социальные последствия ослабления государства. В медленном, противоречивом становлении новой социальной реальности, нового общества в России в отношении добровольчества, как и в отношении всего остального, можно констатировать следующее: из сплава собственного наследия и опыта других здесь должно родиться своё, которое, в свою очередь, станет примером для других»*

3. Молодежная приходская православная организация «Маронцы»

       14 июля 2004 года начала свое существование молодежная организация при приходе храма преподобного Марона Пустынника Сирийского. Три года – это срок, который выдерживает некоторую критику и, если так можно сказать, конкурентоспособность, и в тоже время говорит о молодости.  
__________

* Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2007. С 94

       Ровно три года назад ребята, окончившие старший класс Воскресной Школы отправились отдохнуть всем классом, во главе с некоторыми педагогами, на озеро Селигер, где только начал восстанавливаться женский Богородичный (Житенный) монастырь*. Вместе с ребятами помладше, по благословению настоятеля храма протоиерея Александра Марченкова, помогать педагогам поехали молодые люди, старшая молодежь, которая горит стремлением к новым впечатлениям, помощи, творчеству и развитию. Поехали в качестве «вожатых», но, по сути, стали просто новыми друзьями для младших ребят. 
      После приезда с острова Селигер, ребята, и постарше и помладше, не разошлись по своим компаниям, а стали общаться и дружить вместе, собираться по воскресным дням, вместе отдыхать и помогать в храме. После этой поездки отец Александр благословил организовать ребятам на фоне этой дружбы молодежную организацию, чтобы не только отдыхать вместе, но и работать дальше, служить и учиться жить вместе, одной приходской семьей. 
       С радостью ребята согласились, рады были и родители, и педагоги. Ведь как часто молодежь, выходя из стен воскресной школы, уходит из нее не в храм, а на улицы, перестает посещать Богослужения, находит себе друзей из внецерковной среды и пропадает там, задыхаясь в угаре табака и алкогольной эйфории. 
      Ребята собирались вместе, но трудно было понять, чем же им заниматься, какие послушания можно выполнять вместе, кроме уборки в храме и на территории? Как сделать так, чтобы было интересно всем и полезно? Работа началась не сразу. Сначала предложили организовать кафе для прихожан на базе деревянного приходского домика. Там поставлен чан с кипятком, продают пирожки, а помимо всего молодежь из клуба раздает всем прихожанам чай с печеньем за свободное пожертвование. Кафе работает только по воскресеньям

и в двунадесятые праздники, поэтому  все ребята могут подежурить, помочь

________

* Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. – 2008. -№2. – С. 35-38

помыть  посуду за гостями, накрыть на столы. Каждые школьные каникулы молодежный клуб всегда старается выезжать на помощь монастырям в самых различных  глубинках нашей Родины. Так, родными  и «своими» стали сначала два  монастыря, куда и, по сей день, ребята ездят регулярно: Авраамиево-Городецкий мужской монастырь в селе Ножкино Чухломского района (Костромская область) и женский Богородичный (Житенный) монастырь на острове Селигер. Летом весь клуб выезжает в большое путешествие, куда едет почти вся молодежь прихода. Творческая работа «Маронцев» так же не ограничилась одним спектаклем. Каждый год ставятся различные выступления, с которыми выезжают в монастыри, где живут дети-сироты, показывают пенсионерам района, показывают прихожанам храма. Помимо спектаклей, более двух лет практикуются творческие музыкально-литературные вечера, которые всегда имели большой успех на приходе. Основной их задачей является рассказать житие святых людей живо, не как доклад, но так, как можно поделиться с другом своим новым знанием о горячо любимом человеке. В основном, ребята рассказывают о житиях новомучеников, прославленных в России.  
 
    Но самым важным послушанием «Маронцев» стало пение в храме!* Это не просто послушание, а еще и большая честь и радость. Каждый член молодежной организации имеет право учиться петь, учиться петь Богослужебные песнопения и петь в храме на Литургии. Два раза в неделю проходят спевки, где все ребята, не зависимо от слуха и голоса, могут попробовать себя в качестве певчих. И у них не плохо получается. А с каждым годом они достигают всё больших успехов. Так, ребята поют не только в своем храме, но на монастырских клиросах.  
_________

* Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 58-60.

      Постепенно, в деятельности «Маронцев» выделилось несколько основных направлений деятельности: пение Литургии, творческие вечера и спектакли, работа с детским домом, паломничества и путешествия, помощь в храме и кафе по выходным. Помимо этого, силами ребят создан сайт, где собирается вся самая важная информация о клубе, работает форум.  
     Так же по благословению отца настоятеля ребята решили попробовать себя в качестве журналистов:  им дана возможность писать и собирать материал для приходской газеты. Так, они всегда имеют возможность реализовать свой потенциал.  
   Помимо совместной работы, ребята регулярно вместе отдыхают: зимой ходят кататься на коньках, летом – гулять, в театры, музеи, на выставки.Очень важна в работе клуба – преемственность поколений. В прошлом году новый выпуск Воскресной школы влился в дружную семью «Маронцев», а в этом году готовится еще один. Так, дети, вырастая со школьной скамьи, не уходят из храма, а остаются и находят свое место на приходе, в Церкви, всегда имея возможность реализовать и преумножить таланты, данные им от Бога. 
    Ребята поддерживают дружеские отношения и с другими, более ранними и недавно образовавшимися, молодежными православными организациями. Особенно крепка дружба у них с молодежью города Зеленоград «Колокол» и молодежным объединением при подворье Оптиной пустыни в Ясенево «Покров». Помимо этого, ребята поддерживают теплые отношения, организовывают совместные мероприятия и участвуют в мероприятиях других организаций. Таких как «Воскресенье», «Молодая Русь», «Георгиевцы», «Православные путешественники», и молодыми организациями «Светоч», «Спас»* Впрочем, всегда готовы к сотрудничеству и открытым отношениям. 
Последний год, представительство «Маронцев» есть и в совете православной молодежи при Московской Патриархии. Совместно проведено уже несколько мероприятий, в том числе первый форум православной студенческой молодежи

__________

* Бодренкова Г. И. Добровольчество / Г. И. Бодренкова // Социальная работа. – 2009.

«Вера и дело», где «Маронцы» вместе с молодежью из МГИМО вели свою секцию, посвященную проблемы достижения профессиональных успехов православного человека. Клуб активно сотрудничает с Синодальным отделом по делам молодежи, в который теперь преобразован Совет православных молодежных организаций Москвы. Некоторые из членов «Маронцев», стали работать в этом отделе.

 

4. Фонд «Подари Жизнь»

 

      Фонд "Подари жизнь" - некоммерческая благотворительная организация.

   Основательницами Фонда стали Чулпан Хаматова, Дина Корзун, Галина Новичкова. 
    Целью Фонда является помощь детям с онкологическими, гематологическими заболеваниями. Этот благотворительный фонд 26 ноября 2006г. 
    Основные задачи Фонда: сбор средств на лечение и реабилитацию детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями; помощь детским онкологическим и гематологическим клиникам; привлечение общественного внимания к проблемам детей с онкологическими и гематологическими заболеваниям; оказание социальной и психологической помощи детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями; содействие работе волонтерских групп при детских онкогематологических клиниках; * 
       Под опекой Фонда пока находятся дети с онкологическими и гематологическими заболеваниями из 7 клиник: Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии (ФНКЦ ДГОИ), Российской детской клинической больницы (РДКБ), Российского научного центра рентгенорадиологии (РНЦРР), Научно-практического центра медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и

Информация о работе Молодёжное социальное служение в России