Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:32, доклад
Цель работы: оценить отношение молодежи и студентов города Новокузнецка к молодежным субкультурам и неформальным объединениям. Задачи: выявить уровень информированности молодежи и студентов о различных субкультурах и неформальных объединениях. установить, как респонденты характеризуют молодежные субкультуры и как относятся к ним. Выяснить, какому виду субкультуры и неформальному объединению отдает предпочтение молодежь города Новокузнецка (основные направления в молодежной среде); Определить, как, по мнению респондентов, влияет субкультура и неформальные объединения на молодежь города Новокузнецка; рассмотреть причины вступления молодежи в ту или иную разновидность субкультуры.
1 Методологический раздел 3
1.1 Постановка и обоснование проблемы 3
1.2 Объект и предмет исследования 3
1.3 Постановка цели исследования и ее задачи 3
1.4 Выдвижение гипотез исследования 3
2 Интерпретация основных понятий 4
3 Процедурный раздел…………………………………………………………7
Приложение 8
Список литературы ..11
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
“СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ”
Кафедра «Социологии, политологии и права»
Отчет
о научно-исследовательской работе
«Молодёжные субкультуры»
Выполнил: ст.гр. АЭЭ-09
Проверила: к.с.н., доц. Терскова С.Г.
Содержание
1 Методологический раздел 3
1.1 Постановка и обоснование проблемы 3
1.2 Объект и предмет исследования 3
1.3 Постановка цели исследования и ее задачи 3
1.4 Выдвижение гипотез исследования 3
2 Интерпретация основных
3 Процедурный раздел………………………………
Приложение 8
Список литературы ..11
1.Методологический раздел
1.1. Постановка и обоснование проблемы
Проблема исследования: существует потребность информации о том, как молодежь и студенты города Новокузнецка относятся к молодежным субкультурам.
1.2. Объект и предмет исследования
Объект исследования: молодежные субкультуры.
Предмет исследования: отношение молодежи и студентов города Новокузнецка к молодежным субкультурам.
1.3. Постановка цели исследования и ее задачи
Цель работы: оценить отношение молодежи и студентов города Новокузнецка к молодежным субкультурам и неформальным объединениям.
Задачи:
1.4. Выдвижение гипотез исследования
2. Интерпретация основных понятий.
Субкультура - свод накопленных ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура - часть общественной культуры.
Составляющими субкультуры и одновременно признаками ее оказываются: знание (картина мира в узком смысле), ценности, стиль и образ жизни, навыки, умения. Критерием сформированности субкультуры является совокупность указанных выше параметров.
Расскажем поподробнее о каждой составляющей субкультуры:
Знание (картина мира в узком смысле) - под этим понятием имеется ввиду вся совокупность знаний и представлений человека об окружающей действительности, отталкиваясь от которых он выстраивает целостный образ социального мира и своего места в нем. На основе созданного образа происходит ориентация в жизненном пространстве.
Ценности – один из компонентов социальной системы, наделенный особым значением в индивидуальном или общественном сознании. Ценностью может быть любой объект (материальный или идеальный) — как реальный, так и воображаемый.
Стиль и образ жизни - эта категория объединяет в себе такие компоненты, как стиль жизни, образ жизни, социальные роли и статусы. Стиль жизни будет пониматься как социально-психологическая категория, выражающая определенный тип поведения людей. К стилю и образу жизни, который будет характеризовать, и отличать субкультуру как таковую, мы отнесем именно тот стиль и образ жизни (стиль жизни, условия жизни, роли и статусы), который присущ определенной социальной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности.
Субкультура может отличаться от доминирующей культуры манерой поведения, одеждой. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды.
Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
Каждому из нас в каком-либо общественном месте удавалось хоть раз встретить человека, который отличался, прежде всего, необычным внешним видом. Это и есть неформал- представитель одной из современных субкультур. Человек-неформал - это попытка показать свою индивидуальность, бросить вызов миру с его бесконечными серыми буднями.
Каждый неформал относится к одному из видов молодежных субкультур: (ниже представлены самые распространенные в настоящее время подвиды субкультур)
Виды субкультур |
Общее описание |
Подвиды |
Описание подвидов |
Музыкальные |
Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки |
Альтернативщики |
поклонники альтернативного |
Готы |
поклонники готик-рока | ||
Металлисты |
поклонники хэви-метал и его разновидностей | ||
Панки |
поклонники панк-рока | ||
Рокеры |
поклонники рок-музыки | ||
Хип-хоп (рэперы) |
поклонники рэпа и хип-хопа | ||
Скинхеды |
любители ска | ||
Эмо |
поклонники эмокор | ||
Имиджевые |
Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению |
Нудисты |
|
Стиляги |
|||
Милитари |
|||
Политические и |
Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям |
Антифа |
|
Неформалы |
|||
Хиппи |
|||
По хобби |
Субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби |
Байкеры |
Любители мотоциклов |
Райтеры |
Поклонники граффити | ||
Трейсеры |
Любители паркура | ||
Хакеры |
Любители компьютерного взлома (чаще нелегально) | ||
По другим увлечениям |
Субкультуры, основанные на кино, играх, мультипликации, литературе. |
Отаку |
Поклонники аниме(японской мультипликации |
Геймеры |
Поклонники компьютерных игр | ||
Футбольные хулиганы |
Появление молодежной субкультуры
объясняется целым рядом
1.Социально-экономические
2. Различия между поколениями.
3. Особенности возрастной
4. Стремление молодежи создать
свой особый мир ценностей,
обрести осмысленный и
В рамках молодежной субкультуры принято выделять три направления:
1. Асоциальные молодежные объединения. Они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу. Как правило, это неформальные объединения, названия которых отражают особенности их внешнего вида или поведения. Примерами таких объединений являются панки, рокеры. Нередко они связаны с определенным музыкальным стилем. Например, рокеры считают своей музыкой ранний рок-н-ролл, символом которого был Элвис Пресли.
2. Антисоциальные объединения. Их протест может принимать социально опасные, агрессивные формы. Они открыто противостоят органам власти. Примером таких объединений является движение скинхедов. Среди них немало приверженцев фашистской идеологии. Современные фашисты выступают против мигрантов, число которых в России резко возросло. Мигранты образуют свою субкультуру, некое маргинальное образование, которое увеличивается по размерам и может вытеснить представителей коренной национальности. Таким образом, существуют объективные проблемы, которое "подпитывают" движение скинхедов. Однако, они должны решаться цивилизованным путем на государственном уровне. Согласно социологическим исследованиям, в России сейчас не менее 35 тысяч скинхедов, которые выступают под лозунгом "Россия для русских". К ним примыкают подростки 14 - 16 лет, их лидерам не более 20 - 23 лет. В основной своем массе эти ребята мало образованы, в лучшем случае они - учащиеся ПТУ.
3. Просоциальные объединения. Они приносят пользу обществу. Члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях. Примером такого рода объединений являются "зеленые" - экологические организации, активность и популярность которых неуклонно растет.
3 . Процедурный (методический) раздел
Генеральная совокупность: студенты и население г. Новокузнецка в возрасте от 17 до 24 лет.
Выборочная совокупность: 50 респондентов в возрасте от 17 до 20 лет, 50 респондентов в возрасте от 21 до 24 года.
Тип выборки: случайная.
Методы сбора информации: опрос в форме анкетирования.
Приложение
Анкета
Здравствуйте уважаемые респонденты,
мы студенты гр.АЭЭ проводим опрос на тему
«Молодёжные субкультуры». Предлагаем
вашему вниманию анкету, заполнив которую,
вы поможете нам в исследовании довольно
актуальной и интересной проблемы молодежных
субкультур и неформальных объединений.
Заранее благодарю, что согласились помочь
в исследовании!
1. Знаете ли Вы, что такое субкультура?
а) да
б) примерно представляю
в) нет
2. Как Вы относитесь к молодежным субкультурам
и неформальным объединениям?
а) положительно
б) отрицательно
в) нейтрально
г) затрудняюсь ответить
3. Принадлежите ли Вы к какой-либо субкультуре?
а) да
б) нет
4. Если принадлежите, то к какой?
5. На Ваш взгляд, могут ли различные субкультуры
уживаться друг с другом? Какие?
6. Как Вы считаете, влияют ли субкультуры
на развитие современной молодёжи?
а) да, конечно
б) скорее да, чем нет
в) скорее нет, чем да
г) нет
д) затрудняюсь ответить
7. Если да, то как это влияние
сказывается на современной молодежи?
а) положительно
б) отрицательно
в) нейтрально
г) затрудняюсь ответить
8. Каковы, по Вашему мнению, причины вступления
подростков/молодежи в неформальные объединения
и группировки? (возможны несколько вариантов
ответа)
а) одиночество
б) непонимание родителей
в) стремление к защищенности
г) стремление к самоутверждению
д) подражание, группирование
е) стремление к свободе
ж) стремление компенсировать недостатки
традиционных институтов семьи и школы
з) протест против лицемерия и неискренности
«взрослой» культуры
и) стремление к самостоятельности
к) потребности в модной одежде, сексуальном
удовольствии, употреблении спиртного,
наркотических веществ
л) другое (укажите)
9. Считаете ли Вы, что субкультуры и неформальные
объединения помогают современной молодежи
проявить свою гражданскую позицию, заявить
о собственном мнении?
а) да
б) скорее да, чем нет
в) скорее нет, чем да
г) нет
д) затрудняюсь ответить
10. Считаете ли Вы, что российские субкультуры
и неформальные объединения являются
слепыми копиями с западных?
а) да
б) скорее да, чем нет
в) скорее нет, чем да
г) нет
д) и отечественные, и западные молодежные
субкультуры – результат осознанного
поиска некоей новой идентичности, выстраивания
нового стиля
е) затрудняюсь ответить