Молодёжь в первое послевоенное пятилетие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 14:15, творческая работа

Краткое описание

В женской средней школе Челябинска ученицы старших классов созда­ли неофициальный кружок, который назвали «Итальянская республика».

«Политикой мы не занимаемся, ею мы не увлекаемся. Газеты чи­таем редко. Мы с удовольствием играли в республику. Это было так увлекательно, что не хотелось уходить из школы».
После войны наблюдалось сокращение роста ря­дов ВЛКСМ в учебных заведениях: в 1945 г. в ряды ВЛКСМ вступили 2 435 тыс. юношей и девушек, в 1946 г — 1 901 тыс., в 1947 г. — 1 724 тыс. человек.

Вложенные файлы: 1 файл

Молодёжь.pptx

— 989.28 Кб (Скачать файл)

Молодёжь в первое послевоенное пятилетие

 

 развитие альтернативного молодежного движения послевоенного времени

«Мы сейчас имеем миллионы молодежи, побывавшей от года до трех лет в не­мецкой оккупации. Это своеобразная молодежь. Среди этой молодежи у кого из-за духовной нестойкости, у кого из-за идейной бедности какая-то тлетворная капля фашистского яда проникла, и эти капли нужно выживать. Мы будем иметь дело сразу после окончания войны с миллионами молодых людей, которые вырвались из Германии, пробывши там три и больше года на этой, так называе­мой, фашистской каторге. Это будет молодежь не та, с которой мы имели дело до войны. К этой молодежи потребуется иной подход.»

 

Алексей Александрович Сурков, главный редактор «Литературной газеты» в 1944- 1946 гг.

В 1946 г. среди выпускников школ г. Челябинска было прове­дено анкетирование с целью выяснения интересов, жизненных планов, симпатий вчерашних школьников:

 

    • половина юношей и девушек проводили свой досуг за чтением, занимались спортом, лишь малая часть отме­тила интерес к музыке, живописи.

 

    • любимые писатели — А.М.Горький и Л.Н.Толстой (их назвали 4/з опрошенных), далее по рейтингу — А.С.Пуш­кин, М.Ю. Лермонтов, М.А.Шолохов, В.В.Маяковский, А.А.Фадеев, Н.А.Островский.
    • 15% опрошенных назвали Павла Корчагина, после него — Андрея Болконского, Татьяну Ларину, Павла Власова, Наташу Ростову.

 

В женской средней школе Челябинска ученицы старших классов созда­ли неофициальный кружок, который назвали «Итальянская республика».

 

«Политикой мы не занимаемся, ею мы не увлекаемся. Газеты чи­таем редко. Мы с удовольствием играли в республику. Это было так увлекательно, что не хотелось уходить из школы».

После войны наблюдалось сокращение роста ря­дов ВЛКСМ в учебных заведениях: в 1945 г. в ряды ВЛКСМ вступили 2 435 тыс. юношей и девушек, в 1946 г — 1 901 тыс., в 1947 г. — 1 724 тыс. человек.

Это обусловливалось рядом причин:

    • ограничение приема в комсомол во время войны
    • более зрелый послевоенный состав учащихся
    • сами отказывались вставать на комсомольский учет, мотивируя свой отказ тем, что в комсомольской организации «жизнь скучная и неинтересная»

Особое беспокойство властей вызывали настроения и поведение армей­ской молодежи, служащей за границей, так как в армии тем временем распространялись барахольство, пьянство и кутежи, иногда прямой разбой и воровство.

 

    • В Германии была задержана группа моло­дых военнослужащих, в том числе и комсомольцев, которая занималась грабежом и похитила из полевой конторы Госбанка 1 миллион марок.
    • В Болгарии действовала аналогичная группа, грабившая местное население.

 За «аморальное поведение» за границей только за июль-август 1946 г. было исключено из комсомола 270 человек.

Преступность среди молодежи — эта проблема волновала не только ар­мейское командование.

 

По неполным данным в 1945 г. «на гражданке» было привлечено к уголовной ответственности (в основном за кражи и ху­лиганство) в Молотовской области 740 подростков до 16 лет, в Иванов­ской области — 459, в Горьковской — 183, в Челябинской — 175.

Вывод: хулиганство среди молодежи преврати­лось для страны в серьезную проблему. ЦК ВКП(б) обязал вла­сти принять срочные меры для исправления создавшегося положения.

    • В 1946 г. на первый курс высших учебных заведений страны было при­нято всего 205,2 тысячи человек (при плане 195 тыс.). Это был самый большой набор за все годы существования высшей школы.
    • Конкурса в вузы практически не было, принимали всех, получивших на экзаменах удовлетворительные оценки.
    • Новым явлением в жизни послевоенного сту­денчества было пополнение его за счет демобилизованных фронтовиков, всего в 1946 г. студентами стали 41 тыс. бывших фронтовиков.
    • Заметно изменилось соотношение между мужской и женской частью студенчества: если в 1945 г. на первый курс было принято 23% мужчин в целом по стра­не, то в 1946 г. — 39%.

 

 

ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА

Студенческие «сомнительные группировки»

 

      • «Искатели правды», студенты филологического факультета ЛГУ, зани­мались, например, тем, что собирались узким кругом для обсуждения раз­личных жизненных и литературных проблем, в том числе и весьма острых. Говорили о том, что Ахматова была неправильно подвергнута критике, что советские писатели не могут в своих произведениях открыто высказывать свою точку зрения, так как «над литературой довлеет партия».
      • «Настоященцы» (участники литературного кружка из Ростовского госуниверситета)по­лагали, что советская литература во многом ущербна, поскольку концен­трируется на положительном примере и в массе своей является невырази­тельной и бесцветной.

 

 

 

 

    • «Тесное содружество» (механико-математический факультет МГУ)

Когда о существовании «содру­жества» стало известно комитету комсомола факультета, оно получило статус «тайной организации, занимавшейся антисоветской деятельностью». Кроме того «организация» была квалифицирована как «националисти­ческая», поскольку состояла из студентов-евреев: на пороге был 1949 г., и борьба с космополитизмом набирала свои обороты.

 

Подобные факты свидетельствова­ли о том, что молодежь, которой была отведена роль опоры режима становилась все менее управляемой.

 

В Челябинском педагогическом институте студенты выступили с ини­циативой организовать свой литературный альманах «Студент». Идея у руководства института не встретила понимания и альманах был запрещен. Тогда был создан подпольный альманах, который назвали «Снежное ви­но». Эстетическими принципами альманаха стали традиции русского символизма.

Третьему выпуску альманаха не суждено было выйти. «Снежное вино» было квалифицировано как «нелегальное антисоветское общество», члены которого вели «контрреволюционную деятельность», замаскированную с помощью символических приемов.

Тенденции в развитии молодежных кружков и групп

 

 

    • кружки и группы самообразования — в духе «катакомбной культуры»
    • кружки и группы молодежи с политической направленностью

Участниками были школь­ники старших классов, студенты, учащиеся техникумов, т.е. в основном молодежь от 16 до 20 лет. Обычно кружок или группа были очень немногочисленны — от 3 до 10 человек. Это были объединения, основанные на марксистской, коммунистической платформе. Сомнение в идеологии послужило главным мотивом к действию.

Ме­тоды террора отрицались участниками групп в принципе, как безнравст­венные, в первую очередь, и политически неэффективные. Поэтому их главным методом стал метод разъяснения и убеждения.

 

«КПМ - нелегальная молодежная организация с марксистско-ленинской платформой, - была создана в Воронеже в 1947 году учениками 9-го класса мужской средней школы Борисом Батуевым, Юрием Киселевым и Игорем Злотником. Я вступил в КПМ 17 октября 1948 года»,- рассказывает Анатолий Жигулин в автобиографической повести «Чёрные камни».

 

Анатолий Жигулин

    • КПМ насчитывала более 50 членов.
    • Осенью 1948 года была утверждена Программа КПМ. Выработали ее три десятиклассника, решивших посвятить свою жизнь революционному ленинскому преобразованию страны: Борис Батуев, Юрий Киселев и Анатолий Жигулин. Работа над этим документом велась несколько дней в особняке на Никитинской улице (дом № 13) в комнате Бориса Батуева. Работали чаще всего вечерами, после школьных занятий. Наибольшая часть работы пришлась на долю Бориса Батуева: он был более начитан в политической и философской литературе.
    • КПМ ставила своей задачей изучение и распространение в массах подлинного марксистско-ленинского учения.
    • Программа КПМ имела антисталинскую направленность. Выступала против «обожествления» Сталина.
    • Итоговый пункт гласил: «Конечная цель КПМ — построение коммунистического общества во всем мире»

 

Субкультура стиляги – это своеобразный протест против стандартных стереотипов поведения, однообразия в одежде и стиле. Хотя, как считают эксперты, данная субкультура не сегодняшний день неактуальна. Она ушла в прошлое, оставив яркий отпечаток в советском времени. 

Характерные черты стиляг  

 

    • Мужчины носили узкие брюки (знаменитые «дудочки»), длинные двубортные пиджаки, яркие рубашки в сочетании с пестрыми галстуками, остроносые ботинки и темные очки. 
    •  
      Для девушек было характерно: нашитые банты и преобладания большого количества побрякушек. Особое предпочтение отдавалось расцветки в клетку, горох или крупным полоскам.   

Сленг стиляг  

 

    • Бродвей (или Брод) — как правило, центральная улица города, служившая для стиляг местом встреч.
    • Чувак — проверенный, в теме, «свой» человек.
    • Чувиха (чува) — девушка-стиляга.
    • Хилять — ходить, прогуливаться.
    • Кинуть брэк — пройтись с целью «людей посмотреть — себя показать». Совпаршив — отечественные изделия лёгкой промышленности.
    • Динамо (динамо-машина) — такси.
    • Шузы (шузня)  — ботинки стиляг, зачастую на высокой подошве. Приобретались у фарцовщиков, либо заказывались у обувных мастеров, которые наращивали на подошву толстый слой резины. Другое название ботинок на высокой подошве — «манная каша».

 

    • Батон — обычная девушка, участвующая в вечеринке.
    • Соксы— чулки, носки. Зачастую носки были ярких расцветок.
    • Стилять — танцевать «стилем», имитируя «импортные» или придумывая свои фигуры.
    • Таёк — галстук.
    • Трузера, (траузера, траузерса) — брюки.
    • Тренчкот  — плащ.
    • Туса (тусовка, тусовать)  — посиделки, сборище.
    • Хэток  — головной убор.

 

    • Хата — квартира.
    • Баруха (боруха) — девушка из стиляжьей компании.
    • Фазер — отец.
    • Лукать — смотреть.
    • Жлоб — представитель «серой массы».
    • Дринкать — выпивать.
    • Джакеток — куртка, пиджак.
    • Манюшки  — деньги.
    • Олдовый — старый.

 

Взаимодействие с обществом

 

    • «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»;
    • «Стиляга — в потенции враг

С моралью чужой и куцей

На комсомольскую мушку стиляг; Пусть переделываются и сдаются!»

Наказание для непокорных: отчисление из ВУЗов, исключение из рядов ВЛКСМ.

Ответная реакция: неприятие советской действительности.


Информация о работе Молодёжь в первое послевоенное пятилетие