Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:04, реферат
В 988 году на берегах Днепра произошло великое историческое событие, крещение Руси.
И в русскую жизнь был внесен новый элемент – христианское учение, - элемент, оказавший
громадное влияние на молодое еще русское общество. Христианство открыло для славян новый
мир высоких нравственных идей любви и сострадания к ближнему и, проводя эти идеи в жизнь,
впервые заговорило о призрении бедных. С самого введения христианства на Руси, пастыри
церкви в своих поучениях постоянно напоминали верующим об обязанностях соединять молитву с
милостыней, которая является очистительной жертвой, займом самого Бога в лице бедствующего
человека.
3.3. Монастырско-церковные формы призрения.
В 988 году на берегах
Днепра произошло великое историческое
событие, крещение Руси.
И в русскую жизнь был внесен новый элемент
– христианское учение, - элемент, оказавший
громадное влияние на молодое еще русское
общество. Христианство открыло для славян
новый
мир высоких нравственных идей любви и
сострадания к ближнему и, проводя эти
идеи в жизнь,
впервые заговорило о призрении бедных.
С самого введения христианства на Руси,
пастыри
церкви в своих поучениях постоянно напоминали
верующим об обязанностях соединять молитву
с
милостыней, которая является очистительной
жертвой, займом самого Бога в лице бедствующего
человека.
Но кроме активизации милосердия паствы,
церковь и сама активно занимается решением
социальных проблем. Церковная практика
помощи с первых лет христианства до становления
государственности на Руси развивалась
по двух основным направлениям:
помощь через монастыри – монастырская
система помощи;
помощь через приходы – приходская система
помощи.
В первый период активно развивались монастыри,
получающие поддержку со стороны
княжеской власти и окрепнув экономически,
монастыри становятся центрами благотворительной
социальной деятельности. Русские монастыри
не «специализировались» на каком-либо
одном
виде помощи, как это было присуще западной
церкви. В основном они выполняли четыре
основные функции:
лечение; Дело в том, что иноки принесшие
религиозное учение из Византии принесли
с
собой и тайны врачевания. Первая на Руси
больница, предлагающая нуждающих бесплатное
лечение и пропитание, скорее всего была
организована Феодосием Печерским в Киево-
Печерской лавре. Такие больницы стали
организовывать и при других монастырях.
Для них
существовали более или менее однотипные
положения, в которых оговаривались расходы
на
содержание больных, больничных штатов,
порядков управления. Больничные здания
размещались
за монастырскими стенами, в наименее
доступных для обстрела участках. К больницам
примыкали «портомойки», бани, огороды
и кладбища. Больничные помещения делились
на
небольшие келью, разделение пациентов
на взрослых и детей не производилось.
Во главе
больницы стоял старший над больницей
– смотритель, обходы врачи совершали
к «наутрию».
обеспечение неимущих, в виде оказания
единовременной помощи натуральными
продуктами; В XIII веке в «Правилах о церковных
людях» были более четко обозначены формы
социальной помощи церкви: пособия вдовам,
приданное девицам, выкуп пленных и др.
кроме
того, церковь придерживалась мнения,
что не надо проводить разбор просящего,
а следует сразу
же удовлетворить его просьбу. Больше
всего раздавалось жизненно необходимых
продуктов, так
как денежное обращение к тому времени
было еще слабо развито.
обучение; Одной из форм социальной помощи
выступало обучение нуждающихся грамоте
или ремеслам.
контроль; В Уставе князя Ярослава упоминается
дом церковный (либо божий дом) как
мера наказания для женщин, они ссылались
в монастырь за неверность. Кроме того,
церковь
обязали контролировать больных и увечных
нищих, чтобы те не ходили по городам собирая
милостыню, а находили приют в богадельнях.
Иная система поддержки наблюдалась в
приходе. В отличии от монастырской приходская
помощь была более открытой. В ней сосредотачивалась
вся общинная, гражданская и церковная
жизнь. Деятельность приходов не ограничивается
только оказанием помощи калекам, увечным,
нищим, они осуществляют самую разнообразную
поддержку от материального
вспомоществования до воспитания и перевоспитания.
Приход так же являлся территориальной,
административной и податной единицей.
В памятках древней письменности есть
свидетельства,
что почти в каждом из приходов существовали
богадельни. Помимо административных
функций
приход, согласно учению Церкви, выступает
в качестве общинного института по поддержке
больных, немощных, инвалидов, сирот, нищих,
которые сопутствуют переселенцам и обретают
там свое пристанище. К особо значимым
формам приходской благотворительности
можно отнести
ссуды из церковной казны денег, хлеба,
семян. Ссуды выдавались отдельным лицам,
а также
обществу, часто под залог имущества. Приходская
благотворительность – это переходное
звено
между монастырской и гражданской системами
помощи. В отличии от монастырей приходы
представляли собой открытую организационную
систему. Самостоятельно выбирая
священнослужителей и притч. Кроме того,
в общине избирался староста, на котором
лежали
различные функции – от экономических
до социальных.