Монолог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:38, доклад

Краткое описание

Монолог — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

Вложенные файлы: 1 файл

Монолог.docx

— 18.14 Кб (Скачать файл)

Монолог — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

Понятие и формы монолога

Классическая риторика исследовала  монолог и обучала ему. Монолог - развернутое высказывание одного лица. Хотя теоретически обосновать структуру монолога вне структуры диалога нельзя, античные авторы сумели разработать теорию монолога на примерах лучшего гражданского и судебного красноречия.

Строя теорию монолога, античные авторы опирались на фольклорную речевую  культуру. Отсюда возникли две системы  понятий риторик. Система понятий  Аристотеля и система понятий  Квинтилиана. Одна из них – аналитическая, ее создал Аристотель, другая – синтетическая, ее окончательно оформил Квинтилиан. Аристотелева система отражает правила для слушающего, а Квинтилианова – для говорящего.

В систему Квинтилиана положены четыре основные понятия: изобретение, расположение, словесное наполнение (элокуция) и исполнение речи. Так, поскольку изобретение речи зависит от творческих способностей человека, следовало развивать их. Необходимо было разделить врожденную способность - талант и благоприобретенную способность – образование. Ритор, чтобы не зарыть свой  талант в землю, должен овладеть специальной профессией, требующей особых знаний и навыков. Это профессия управленца и юриста. Риторическому изобретению в методике Квинтилиана отводилось место завершения образования управленца.

Методика обучения ораторской мысли по Квинтилиану состоит в следующем:

1. Изучение теории риторики.

2. Изучение классических образцов  ораторского искусства.

3. Подражание. Всякий оратор рождается  от оратора.

4. Собственная ораторская практика.

Основываясь на хорошей практике, Квинтилиан дает советы как приготовить речь:

1. Выбрать тему, назвать ее и  рассмотреть логически и прагматически.

2. Собрать материал к речи  как можно более полно и  проанализировать его.

3. Создать саму речь, т.е. расположить  аргументы в соответствии с  замыслом речи. Написать и выучить  речь.

4. Произнести речь.

Важным вкладом в теорию риторики у Квинтилиана является учение о расположении частей речи:

1. Обращение. Его цель – привлечь  внимание аудитории и расположить  аудиторию к оратору.

2. Название темы - то, о чем оратор  будет говорить, т.е. настроить  слушателей на предмет и приготовить  их к слушанию речи.

3. Повествование, которое состоит  из описания истории предмета  по существу, т.е. как возник  вопрос, который подлежит разрешению  и как сложилось само дело.

4. Описание – рассказ о том,  каково дело в настоящее время.

5. Доказательство, которое состоит  из аргументов логического характера,  обосновывающих решение.

6. Опровержение, состоящее из аргументации  от противного.

7. Воззвание – обращение к  чувствам слушателя. Служит для  того, чтобы сформулировать эмоциональное  отношение к делу. Эта часть  речи занимает предпоследнее  место потому, что люди судят  всегда скорее под влиянием эмоций, чем под влиянием логики.

8. Заключение – краткое изложение  всего предшествующего и выводы  по обсуждаемому делу.

Восемь частей речи, рожденные из устной риторики, были перенесены впоследствии в письменную и стали терминами, разделяющими на части любую речь.

К монологическим формам речи можно  отнести такие жанры, как доклад, лекция, речь, слово, проповедь и  др.

Доклад – это развернутое изложение на определенную научную, политическую, эстетическую или иную тему. Обычно перед докладчиком стоит задача изложить материал как можно более полно, подробно и всесторонне. Как правило, для докладов характерна высокая степень подготовленности, предварительное обдумывание, обоснованная аргументация. В докладах не бывает самоперебивов и отступлений, личность говорящего как бы отступает на второй план: это нужно, чтобы придать изложению объективный характер.

В научной сфере широкое распространение  имеет лекция (вузовская, научно-популярная, цикловая/единичная и т.д.). При  изложении материала говорящий стремится избежать коммуникативной неудачи (не поймут!). Это заставляет лектора тесно сотрудничать с аудиторией: задавать вопросы, чтобы установить и поддерживать контакт; апеллировать к собравшимся; более дробно, чем в письменной речи, членить информацию на сегменты (слова-опоры – итак, следовательно, мы видим и т.д.); постоянно напоминать об основной идее сообщения, возвращаясь к ней и повторяя главный тезис.

В общественной сфере широко распространены различного рода речи (приветственные, торжественные, дипломатические и  др.). Огромное значение в трудные  дни испытаний, во время защиты Родины от внешних врагов имеют военные  речи. Так, благородный и суровый  воин, пренебрегавший личным комфортом  ради дела, князь Святослав всегда предупреждал своих врагов: “Хочу  на вы идти”. В годы Великой Отечественной  войны стали крылатыми слова  политрука Клочкова: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!”.

Особо выделяется и такой жанр, как слово (вступительное, заключительное, прощальное и др.). В древние времена  словами называли также литературные произведения и тексты в виде проповедей и посланий (“Слово о полку Игореве”). Один из древнейших жанров монологической речи, выделявшийся еще в классической риторике, – надгробное слово. Часто  такая речь получала общественную значимость и продолжала существовать уже как  памятник ораторского искусства. Широко известным стало, например, “Слово на погребение Петра” Феофана Прокоповича; оно цитировалось во всех риториках XVIII в.

Еще один вид монологического публичного слова, роль которого сегодня возрастает, – проповедь. В древности этот жанр служил главным орудием религии, а дар проповедничества нередко  получал значение пророческого. Проповеди  могут быть различными – от уравновешенных, рассудительных до филигранно отделанных и патетичных. В них всегда присутствуют специальные ораторские приемы: риторические вопросы, восклицания, повторы, сложные периоды, ритмические перебои и т.п.

В связи с бурным развитием электронных  СМИ возрастает значение радио- и  телевизионной речи; уже сейчас она  имеет десятки специфических  жанров. Сложность и особенности речевого процесса здесь связаны с тем, что в радио- и телевизионной речи могут взаимодействовать разные семиотические (знаковые) системы: слуховой ряд (музыка, звуковое оформление), зрительный ряд (видеозапись, кино- и фотосъемка), собственно речь.


Информация о работе Монолог