Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:38, доклад
Монолог — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.
Монолог — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.
Понятие и формы монолога
Классическая риторика исследовала монолог и обучала ему. Монолог - развернутое высказывание одного лица. Хотя теоретически обосновать структуру монолога вне структуры диалога нельзя, античные авторы сумели разработать теорию монолога на примерах лучшего гражданского и судебного красноречия.
Строя теорию монолога, античные авторы опирались на фольклорную речевую культуру. Отсюда возникли две системы понятий риторик. Система понятий Аристотеля и система понятий Квинтилиана. Одна из них – аналитическая, ее создал Аристотель, другая – синтетическая, ее окончательно оформил Квинтилиан. Аристотелева система отражает правила для слушающего, а Квинтилианова – для говорящего.
В систему Квинтилиана положены четыре основные понятия: изобретение, расположение, словесное наполнение (элокуция) и исполнение речи. Так, поскольку изобретение речи зависит от творческих способностей человека, следовало развивать их. Необходимо было разделить врожденную способность - талант и благоприобретенную способность – образование. Ритор, чтобы не зарыть свой талант в землю, должен овладеть специальной профессией, требующей особых знаний и навыков. Это профессия управленца и юриста. Риторическому изобретению в методике Квинтилиана отводилось место завершения образования управленца.
Методика обучения ораторской мысли по Квинтилиану состоит в следующем:
1. Изучение теории риторики.
2. Изучение классических
3. Подражание. Всякий оратор рождается от оратора.
4. Собственная ораторская
Основываясь на хорошей практике, Квинтилиан дает советы как приготовить речь:
1. Выбрать тему, назвать ее и
рассмотреть логически и
2. Собрать материал к речи как можно более полно и проанализировать его.
3. Создать саму речь, т.е. расположить аргументы в соответствии с замыслом речи. Написать и выучить речь.
4. Произнести речь.
Важным вкладом в теорию риторики у Квинтилиана является учение о расположении частей речи:
1. Обращение. Его цель –
2. Название темы - то, о чем оратор
будет говорить, т.е. настроить
слушателей на предмет и
3. Повествование, которое
4. Описание – рассказ о том, каково дело в настоящее время.
5. Доказательство, которое состоит
из аргументов логического
6. Опровержение, состоящее из аргументации от противного.
7. Воззвание – обращение к
чувствам слушателя. Служит
8. Заключение – краткое
Восемь частей речи, рожденные из устной риторики, были перенесены впоследствии в письменную и стали терминами, разделяющими на части любую речь.
К монологическим формам речи можно отнести такие жанры, как доклад, лекция, речь, слово, проповедь и др.
Доклад – это развернутое изложение на определенную научную, политическую, эстетическую или иную тему. Обычно перед докладчиком стоит задача изложить материал как можно более полно, подробно и всесторонне. Как правило, для докладов характерна высокая степень подготовленности, предварительное обдумывание, обоснованная аргументация. В докладах не бывает самоперебивов и отступлений, личность говорящего как бы отступает на второй план: это нужно, чтобы придать изложению объективный характер.
В научной сфере широкое
В общественной сфере широко распространены различного рода речи (приветственные, торжественные, дипломатические и др.). Огромное значение в трудные дни испытаний, во время защиты Родины от внешних врагов имеют военные речи. Так, благородный и суровый воин, пренебрегавший личным комфортом ради дела, князь Святослав всегда предупреждал своих врагов: “Хочу на вы идти”. В годы Великой Отечественной войны стали крылатыми слова политрука Клочкова: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!”.
Особо выделяется и такой жанр, как слово (вступительное, заключительное, прощальное и др.). В древние времена словами называли также литературные произведения и тексты в виде проповедей и посланий (“Слово о полку Игореве”). Один из древнейших жанров монологической речи, выделявшийся еще в классической риторике, – надгробное слово. Часто такая речь получала общественную значимость и продолжала существовать уже как памятник ораторского искусства. Широко известным стало, например, “Слово на погребение Петра” Феофана Прокоповича; оно цитировалось во всех риториках XVIII в.
Еще один вид монологического публичного слова, роль которого сегодня возрастает, – проповедь. В древности этот жанр служил главным орудием религии, а дар проповедничества нередко получал значение пророческого. Проповеди могут быть различными – от уравновешенных, рассудительных до филигранно отделанных и патетичных. В них всегда присутствуют специальные ораторские приемы: риторические вопросы, восклицания, повторы, сложные периоды, ритмические перебои и т.п.
В связи с бурным развитием электронных СМИ возрастает значение радио- и телевизионной речи; уже сейчас она имеет десятки специфических жанров. Сложность и особенности речевого процесса здесь связаны с тем, что в радио- и телевизионной речи могут взаимодействовать разные семиотические (знаковые) системы: слуховой ряд (музыка, звуковое оформление), зрительный ряд (видеозапись, кино- и фотосъемка), собственно речь.