Мотивационная структукра личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 14:13, реферат

Краткое описание

Проблема структуры личности занимает важное место в психологии личности. На этот счет существует несколько точек зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности. В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре личности выделяют такие три компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный.

Содержание

1. Проблема описания структуры личности…………………………………………….2
2. Изучение структуры и особенностей процесса мотивации……………………...….4
3. Физиологические изменения ребенка в период младшего школьного возраста и влияние этих изменений на психическое развитие………………………………….8
4. Общее психологическое описание младшего школьного возраста…………………9
5. Мотивационная сфера младшего школьника………………………….……….…….12
6. Список литературы…………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Мотивационная структура личности.docx

— 121.88 Кб (Скачать файл)

В школе система “ребенок-взрослый”  дифференцируется: “ребенок-учитель”, “ребенок-взрослый”, “ребенок-родители”, “ребенок-дети”. Система “ребенок-учитель” становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий: “ребенок-учитель” “ребенок-родители”  “ребенок-сверстники”. Впервые отношение  “ребенок-учитель” становится отношением ”ребенок-общество”. В пределах взаимоотношений в семье имеется неравенство отношений, в детском саду взрослый выступает как индивидуальность, а в школе действует принцип “все равны перед законом”.

Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством.

В структуру учебной деятельности входят:

1. Учебная задача - это то, что ученик должен освоить.

2. Учебное действие - это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником.

3. Действие контроля - это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.

4. Действие оценки - определение того, достиг ли ученик результата или нет.

 

В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в  познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный произвольный характер. Изменения в области  памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Эта задача в  дошкольном возрасте либо вовсе не выделяется, либо выделяется с большим  трудом. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. Учебная деятельность способствует развитию познавательных способностей ребенка. В детском саду деятельность ребенка ограничена ознакомлением с окружающим, ребенку не дается система научных понятий. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий ~ основой наук. От ребенка требуется развитие мыслительных операций. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций.

Таким образом, младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального  развития.

Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических  процессов, их осознание и произвольность.

 

Итак, основные психологические  новообразования младшего школьного  возраста составляют:

1. Произвольность и осознанность  всех психических процессов и  их интеллектуализация, их внутреннее  опосредование, которое происходит  благодаря усвоению системы научных  понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого  себя.

2. Осознание своих собственных  изменений в результате развития  учебной деятельности. Все эти  достижения свидетельствуют о  переходе ребенка к следующему  возрастному периоду, который  завершает детство.

 

Учебная деятельность—ведущая деятельность младшего школьника. Сущность учебной деятельности состоит в  присвоении научных знании. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями.

Цель учебной деятельности: обогащение, «перестраивание» личности ребенка.

Эти изменения составляют:

• изменения в уровне знаний, умений, навыков, обученности;

• изменения в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности;

• изменения в умственных операциях, особенностях личности, т. е. в уровне общего и

• умственного развития.

Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов  рассматривают учебную деятельность в единстве нескольких ее компонентов: учебной задачи, учебных действий, действий самоконтроля и самооценки.

Новообразование: самоконтроль. Действие самоконтроля—есть действие сличения, соотнесения учебных действий с образцом, который задается извне. Обучение контролю идет путем прямого  подражания учителю, формирование контроля осуществляется стихийно, путем примеривания, проб и ошибок.

Действие самооценки составляет процесс оценивания ребенком своей  деятельности на разных этапах ее осуществления. Самая общая и важная функция  самооценки—регулятивная.

Выделяют два вида самооценки: ретроспективную, т. е. оценку достигнутых  результатов своей деятельности, и прогностическую, представляющую собой оценку субъектом собственных  возможностей. В последнем случае ребенок должен соотнести условие  задачи со своим опытом. Эта самооценка опирается на рефлексию (умение выделять, анализировать, соотносить с ситуацией  свои возможности).

 

 

 

Структура учебной деятельности: (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин)

- мотивация

- учебные задачи  в определенных ситуациях в  различной форме знаний

- учебные действия

- контроль, переходящий  в самоконтроль

- оценка, переходящая  в самооценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивационная сфера  младшего школьника.

Мотивационная структура  личности (МСЛ) - это совокупность мотивов, связанных и обусловленных смыслообразующим мотивом деятельности, внутренняя детерминанта поведения, определяющая его общую  направленность. МСЛ - основной критерий при определении типа мотивации  индивида.

Мотивационная сфера, как  считает А.Н. Леонтьев, является ядром  личности. Мотивы определяют деятельность, активность ребенка и направленность. Мотивы формируются под влиянием учебной деятельности и отличаются множественностью и структурированностью. Структура мотивов состоит в  том, что любая деятельность обеспечена не одним мотивом, а целой системой, одни из которых являются доминирующими, другие – подчиненными.

В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться, причем учиться  хорошо, отлично. Получение высокой  отметки становится для ребенка  целью, за которой могут стоять различные мотивы.

  • Один из них – социальный мотив учения, связанный с подтверждением своего нового статуса школьника. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. В классе мнение учителя не просто решающее, но единственное авторитетное, с которым все считаются, высокие отметки обеспечивают особый статус в коллективе. Кроме того, высокие отметки для маленького ученика – залог его эмоционального благополучия, предмет гордости, источник других поощрений, его особенно значительные успехи отмечаются сладким пирогом или подарком – в зависимости от семейных традиций. К широким социальным мотивам учения помимо статуса хорошего школьника относятся также долг, ответственность, необходимость получить образование и т.п. Но если ради получения высокой отметки или похвалы ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание, то абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить образование в ВУЗе непосредственно побуждать его к учебной работе не могут. Тем не менее социальные мотивы учения важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных системах.
  • Познавательные мотивы занимают второе место в структуре мотивов младшего школьника. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко. Обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей, считающихся одаренными, единицы. Многие отстающие в учении школьники интеллектуально пассивны. Они проявляют интерес чаще всего к наиболее легким, не основным дисциплинам (физкультура, пение). Трудные, малопонятные учебные предметы, связанные с постоянно низкими оценками, - русский язык и математика – редко вызывают познавательный интерес.
  • Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. И хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметки и одобрения взрослых), все же ориентирует ребенка на качество и результативность учебных действий. Мотивация достижения успеха наряду с познавательными интересами – наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.
  • Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности добиваться наилучших учебных результатов. У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также цель получения высокой оценки для них характерны в начале обучения в школе. Но и в это время в мотивации достижения отчетливо проявляется вторая тенденция – мотивация избегания неудач. Дети стараются избежать двойки и тех последствий, которые влечет за собой эта отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять и т. д.). Данная мотивационная тенденция интенсивно развивается на протяжении всего неуспешного обучения в начальных классах, и к окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и стремления получать высокие отметки, а мотивация избегания неудачи приобретает значительную силу. Она сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относятся к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив. К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области – в занятиях спортом, музыкой, рисованием и т.д.

Также в структуре мотивов  следует выделить такие мотивы, как  мотив общения, моральные мотивы, мотив самовоспитания.

Итак, практически все  дети приходят в школу с желанием хорошо учиться. В процессе обучения у них формируются различные  учебные мотивы, у каждого складывается особая мотивационная система. К  концу младшего школьного возраста у части детей отношение к  учению изменяется, а следовательно  могут поменяться мотивы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Вильчинская Т.П. "Общая психологическая характеристика детей младшего школьного возраста/ Материалы сайта Эти-Дети. Возрастная психология, развитие и воспитание детей». Статья, 2003 г.
  2. В. В. Давыдов «Психология». 1976 г.
  3. Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы». – СПб, «Питер», 2002 г.
  4. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто «Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника/Справочник психолога средней школы». 2001 г.
  5. Леонтьев Д.А. «Современная психология мотивации» – М.: Смысл, 2002 — 343 с.
  6. Маслоу А «Мотивация и личность» – СПб, «Евразия», 1999г.
  7. Мильман В.Э. «Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности»// Вопросы психологии. — 1987. — № 5.
  8. http://allserver.ru/i6992627
  9. http://www.portal-slovo.ru
  10. Д. Б. Эльконин «Периодизация детских возрастов», М., 1980 г.

 

 

 

 

 


Информация о работе Мотивационная структукра личности