Направления организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях Монголии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 07:29, статья

Краткое описание

С конца XX в. правительство Монголии реализует «Национальную программу поддержки дошкольного образования». Программа финансируется Азиатским банком развития и частично правительством Монголии. В рамках программы педагоги и общественные деятели из Японии, Кореи, Великобритании, Германии, США совместно с монгольскими коллегами разрабатывают методические материалы и игровые пособия для детских садов, обучают воспитателей современным методам развития физической, психоэмоциональной сферы детей, привлекают органы власти и управления, предпринимателей, общественные организации к решению проблем дошкольного образования. Особое внимание уделяется укреплению материально-технической и учебно-методической базы дошкольных учреждений

Вложенные файлы: 1 файл

Попова Л.Д. .Россия, Заб. край.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Л.Д. Попова

МДОУ  «ЦРР -  детский сад «Солнышко»

Россия, Забайкальский край, п. Агинское

 

НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МОНГОЛИИ

В современной образовательной сфере Монголии формируются тенденции, отражающие реальные изменения, происходящие в экономической и социальной сферах этого государства. В частности, в качестве определяющих факторов признается право частной собственности в системе образования, допускается вариативность форм получения образования, возрождаются традиционные национальные ценности в его содержании, утверждается децентрализация управления, поощряются иностранные инвестиции и международное сотрудничество в этой области. Названные тенденции развиваются в той или иной мере во всех звеньях монгольской системы образования, которые находят своё отражение в государственных документах Монголии, посвященных модернизации всей национальной системы образования [1, с.35]. С конца XX в. правительство Монголии реализует «Национальную программу поддержки дошкольного образования». Программа финансируется Азиатским банком развития и частично правительством Монголии. В рамках программы педагоги и общественные деятели из Японии, Кореи, Великобритании, Германии, США совместно с монгольскими коллегами разрабатывают методические материалы и игровые пособия для детских садов, обучают воспитателей современным методам развития физической, психоэмоциональной сферы детей, привлекают органы власти и управления, предпринимателей, общественные организации к решению проблем дошкольного образования. Особое внимание уделяется укреплению материально-технической и учебно-методической базы дошкольных учреждений [2, с. 48 - 49].

Основным типом учреждений дошкольного воспитания в Монголии является детский сад. Здесь ребенок получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Гармоничное развитие дошкольников без организации дополнительного образования, активного участия воспитателей, педагогов, его родителей в образовательном процессе не представляется возможным.

Дополнительное образование  все активнее входит в систему  воспитания дошкольников. Направления  организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях Монголии имеют  выраженные этногеографические особенности, которые находят отражение в организации музыкально-эстетического развития, физического развития, научно-исследовательской, гражданско-патриотической направленности и др.

Важную роль в развитии этнокультуры народов Монголии  сыграли  исследования И.М. Майского, Н.Л. Жуковской, А.И. Андреева, Ю.И. Дробышева, С.Д. Сыртиповой, М.Н. Монгушного; различным аспектам образования в Монголии посвящены исследования в области истории педагогики и образования  (З.Баасанжав, Ч.Бат-Очир, Ш.Бира, Б.Бор, Н.Бэгз, Б.Даваасурэн, Ч.Дашдаваа, Ч.Дондог, Т.Жамънжав, Т.Машдай, Г.Навааннажил, Ш.Нацагдорж, О.Пурэв, Б.Самбуу, Ш.Шагдар, Л.Шагдарсурэн, Б.Батсайхан и др.); этнопедагогические проблемы воспитания и образования (Г.Цэрэнханд, Т.Намжил, Г.Эрдэнэ-Очир, С.Сухбат и др.); положения  теории физической культуры личности (Ч. Чултэмдорж, Х.Лхагважав, Д.Батчулуун, Г.Лхагвасурэн, Га. Цэрэндорж, Н.Тарва, Л.Чойбалсан, Л. Уртнасан, Л. Алтанцэцэг и др.).

Главной особенностью дополнительного образования в дошкольных учреждениях Монголии является особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах жизни, в системе дополнительного образования, осуществляется через ряд направлений.

Физическое развитие – одно из направлений организации дополнительного образования в дошкольном учреждении, так как  является эффективным средством оздоровления (Н.М. Амосов, В.В. Гориневский, П.Ф. Лесгафт, Н.В. Полтавцева и др.). Особую значимость приобретают в этой связи национальные виды и формы организации физического развития детей. История этнической физической культуры связана с историей народа. У народов Монголии исторически сложилась своеобразная система воспитания людей – с самобытными формами, методами, принципами и средствами в виде игр, физических упражнений, видов спорта, которая возникла и формировалась под влиянием условий жизни в процессе трудовой, бытовой и военной деятельности. Традиции физического развития формировались, проверялись, уточнялись и совершенствовались на протяжении тысячелетий.

Анализ традиций монгольского народа  в области физического воспитания  и развития показал, что традиционное монгольское воспитание определялось двумя факторами: кочевым образом жизни и буддисткой культурой. Физическое воспитание тесно связано с трудовым: дети в возрасте 4-5 лет помогали по хозяйству старшим, приобретая при этом дополнительные скотоводческие навыки. Физическая деятельность детей сводится к наблюдению и уходу за скотом; для укрепления мускулатуры требовалось с усилием крутить рычаг специального приспособления для приготовления кумыса; подниматься бегом в горы; вручную поднимать воду из колодца, выделывать  шкуры для укрепления мышц рук. Таким образом, естественное стремление народа всегда заключалось в том, чтобы не только выжить, но и сохранить, продолжить свой род, что определяло  поиск природных средств физического воспитания, главным из которых было закаливание организма.

Монгольский народ сохранил и шедевры  устного народного творчества: мифы, былины, легенды, предания, пословицы, песни, загадки. Основным мотивом всех жанров устного народного творчества монголов являлась борьба добра против зла, прославление физического силы богатыря освободителя, который выступал как честный, смелый, физически сильный сын, воплотивший в себе лучше физические и нравственные качества монгольского народа. Герой сказаний «Гэсэра» («Гэсэр»), «Джангара»  («Жангар») небесный царь, который стал повелителем 10 стран света, одержал блистательные победы над многими демонами, обладал способностью ловить души врагов и уничтожать разнообразных чудовищ. Практически все монгольские народы имеют собственные произведения, связанные с культом «Гэсэра», на основе которых организуют дополнительное образование детей.

Обряды и праздники, со спортивными состязаниями, составляют важный составной элемент быта монголов, средство их эстетического и физического воспитания,  выражающееся в самобытных физических упражнениях и народных играх, издревле являющихся важнейшими компонентами народных праздников. Они выполняют основную воспитательную цель – развитие физически сильного, крепкого, ловкого выносливого человека, способного приносить существенную пользу себе семье и обществу в целом. Монгольские национальные виды спорта: «Эрийн гурван наадам» («Три игры мужей») включали национальную борьбу (бох), стрельбу по мишеням из лука (сур харвах) и конные скачки (морь уралдах). С 3-4-х лет монгольские дети начинают ездить на обученном жеребенке. Езда верхом на коне развивает мышцы, воспитывает  терпение, физическую храбрость в сочетании с духовной смелостью, что помогает преодолевать любые препятствия. Один из древних видов спорта у монголов - это состязания по монгольской борьбе, которая предполагает развитие ловкости, быстрой реакции, хорошей координации движений, а также наличие трех качеств: силы, мощи и  смелости.

Музыкальное искусство Монголии имеет огромный воспитательный потенциал, его освоение может помочь подрастающему поколению этого государства решить проблему выбора жизненных идеалов, эстетических ценностей, что является одной из задач дополнительного образования. Даже при очень широкой и многосторонней художественной образованности более близкими остаются произведения народного искусства, поскольку известно, что первые впечатления фиксируются в памяти на родном языке, и поэтому необходимо детям-монголам приобщаться к искусству своего народа. Многие музыкальные произведения, которые известны ребенку с детства, служат основой музыкального восприятия, исполнения и сочинения. Именно, поэтому значима организация дополнительного образования через народный музыкальный фольклорный материал.

С точки зрения современной  педагогической науки воспитательная практика, сложившаяся в условиях монгольской кочевой цивилизации носит ярко выраженный гендерный контекст [3, с.153]. Такое воспитание вытекает из особенностей кочевого образа жизни. Существовало строгое разделение труда: мужчины занимались воинскими делами, пасли скот; женщины – домашним хозяйством. Наблюдения исследователей конкретизируют это разделение: мужчины делали лук и стрелы, изготовляли стремена, седла, строили дома и повозки, караулили лошадей, доили кобылиц, готовили кумыс, охраняли скот, вьючили верблюдов. Овец и коз пасли и доили как мужчины, так и женщины. Женщины управляли повозками, устанавливали на них жилища, доили коров, выделывали кожи, шили одежду. Поэтому генезис воспитания на протяжении многовекового развития данного этноса сформировал содержание системы воспитания, основанное на представлениях об идеальном образе мужчины и женщины.

Научно-исследовательская деятельность дошкольников предусматривает углубленное освоение теоретических разделов отраслей наук, развитие навыка практического применения теоретических знаний в самостоятельной исследовательской, конструкторской, творческой и трудовой деятельности. Содержание программ дополнительного образования научно-исследовательской направленности охватывают области моделирования и конструирования, информационных технологий, творческую область, связанную с экспериментами.

Гражданско-патриотическое направление организации дополнительного образования предполагает формирование у подрастающего поколения патриотических чувств и сознания, основанных на любви к Родине причастности к его судьбе и историческим ценностям, ответственности за его состояние и развитие, за сохранение исторического и культурного наследия, природного богатства родного края. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. Гражданско-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку.

В этом направлении осуществляются также следующие мероприятия: организация  походов, состязаний, игр, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость Родины,  проведение конкурсов гражданско-патриотической песни, проведение экскурсий, уроков Мужества, помощь ветеранам.

Таким образом, образовательное  пространство монгольской кочевой цивилизации было обусловлено социальной реальностью детерминированной особенностями образа жизни, а также своеобразием духовной и материальной культуры. Сложившиеся в данном образовательном пространстве содержание, способы и приемы социализации детей были направлены на формирование особых качеств личности, способной адаптироваться и выживать в суровых природно-климатических условиях и экстремальной системе политических отношений на основе формирования у подрастающего поколения психологической устойчивости и гибкости мышления. Созданная в результате многовековой социальной практики система воспитания была закреплена в вербальных формах народного творчества.

Вместе с  тем, педагогами отмечены проблемы при организации дополнительного образования в детских садах Монголии:

  • кадровый вопрос (недостаточно педагогов, имеющих специального образования);
  • не соответствие образовательной среды и материально-технической базы дошкольного учреждения;
  • ведение большого объема документации;
  • недостаточное финансирование;
  • «нехватка» времени в связи с четко разработанным режимом дня, в котором не предусмотрена работа дополнительных кружков;
  • превышение количественного состава групп;
  • проблема недостаточной оснащенности учебно-методическим материалом по различным направлениям дополнительного образования.

В указанной  связи педагоги предлагают организовать курсы повышения педагогов, развивающие семинары, изучение иностранного опыта, рассмотреть вопрос введения документации, а точнее сократить ряд документов, снизить нагрузку работы.

В настоящее время в Монголии существует более 100 государственных и частных дошкольных образовательных учреждений, которые организуют дополнительное образование. Активно внедряются ИКТ технологии, организуются различные кружки и секции. Созданы необходимые условия для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребенка, творческой сферы в интересной и смыслозначимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг. В государственных дошкольных учреждениях также организуется дополнительное образование, которое предполагает собой особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, расширяются возможности для жизненного самоопределения детей; раскрывается творческая, авторская позиция, самореализуются и совершенствуются навыки педагога.

 

 

Список источников

  1. Монголии болосвролын салбарыг 2000-2005 онд хогжуулэх стратеги (Стратегия развития монгольского образования в 2000-2005гг.). - УБ., 2000. - 130 с.;
  2. Образование в Монголии: трудности и достижения переходного периода Л. Л. Супрунова / [Электронный ресурс] /http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_show_archives.php?subaction=showfull&id=1193923441&archive
  3. Чулуунбат Должинсурэн. Традиционное семейное воспитания детей в Монголии / Ч. Должинсурэн // Молодой учёный. – 2010. – № 1. – С.151-153.

 

 

Заявка

Фамилия, имя, отчество

Попова Лариса Дашиевна

Ученая степень

Аспирант ЗабГГПУ  им. Н.Г. Чернышевского

Ученое звание

-

Место работы

МДОУ «ЦРР –  детский сад Солнышко»

Должность

Педагог-психолог

Контактный адрес 

Россия, Забайкальский  край, г.о. Агинское

Контактный номер телефона

8924-505-70-92

Электронная почта (обязательно)

Lariyur@mail.ru

Форма участия в конференции 

Только публикация материалов.

Полное название статьи (выступления)

Направления организации дополнительного  образования в дошкольных учреждениях  Монголии

Секция

Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования.

Информация о работе Направления организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях Монголии