Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:49, реферат
Массовое распространение курения и наркомании сделали эти проблемы международными. Курение и наркоманию стали называть чумой ХХI века. Научные исследования в этой области не оставляют сомнений в том огромном вреде, который курение и наркотики наносят людям.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), в промышленно развитых странах курение является прямой или косвенной причиной 20% смертей. По данным ООН 8 млн.человек употребляют героин, 13,3 млн. чел. кокаин, 141,3 млн. чел. марихуана и подобные вещества, 280 млн. чел . синтетические наркотики.
1. Ведение
2.Профилактика курения
3.Профилактика наркомании
4. Список использованной литературы
План:
1. Ведение
2.Профилактика курения
3.Профилактика наркомании
4. Список использованной литературы
Введение
Массовое распространение курения и наркомании сделали эти проблемы международными. Курение и наркоманию стали называть чумой ХХI века. Научные исследования в этой области не оставляют сомнений в том огромном вреде, который курение и наркотики наносят людям.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), в промышленно развитых странах курение является прямой или косвенной причиной 20% смертей. По данным ООН 8 млн.человек употребляют героин, 13,3 млн. чел. кокаин, 141,3 млн. чел. марихуана и подобные вещества, 280 млн. чел . синтетические наркотики.
Особенно волнует тот факт, что курение и наркотики стали распространяться среди молодежи и женщин. Табак и наркотики опасны для молодого, развивающегося организма. Оно сковывает волю, подтачивает здоровье, укорачивает жизнь.
За употребления наркотиков и табака приходится платить слишком дорого-здоровьем, а в случаи с наркотиками–жизнью.
Чтобы предотвратить эти общечеловеческие проблемы необходимо проводить профилактику в борьбе против курения и наркомании. Большую роль в профилактике курения и наркомании играет социальный работник, который в школах, других учебных заведениях, в семьях проводит профилактические работы с детьми и молодежью.
Профилактика курения
История свидетельствует
о том, что жесткое преследование
курильщиков не остановило широкого
распространения курения. Не помогло
и прекращение или уменьшение
выпуска табачных изделий
Ни запреты, ни прекращение выпуска табачных
изделий -- не выход из положения. Поэтому
необходимо вести профилактическую работу
против курения. Сегодня в борьбе с этим
большим социальным злом мы должны рассчитывать
на осознание людьми, особенно подростками,
того, что курение наносит непоправимый
вред здоровью и чем раньше его прекратить,
тем лучше.
Социальные работники должны усилить
профилактическую работу среди населения,
воспитывая у людей потребность в здоровом
образе жизни, отказе от вредных привычек.
Борьба с курением строится на трех основных
принципах: 1) вырабатывать у людей, особенно
у подростков и молодежи, твердое убеждение,
что курение вредно, оно наносит непоправимый
ущерб здоровью и начинать курить не надо;
2) административные меры с целью ограничения
и запрещения курения в общественных местах;
3) сокращение числа курящих за счет осознания
ими вредных последствий.
В нашей стране запрещено курение в общественных
местах -- театрах, кинотеатрах, цирках,
концертных и спортивных залах и др. Нельзя
курить в метро, пригородных поездах, трамваях,
троллейбусах, такси, в закрытых помещениях
водного транспорта (на катерах, речных
и морских судах).
Большая роль в борьбе с курением должна
принадлежать школе, вузу, общественному
мнению. Необходимо заинтересовать детей,
подростков, молодежь занятиями в различных
кружках, увлечь их физкультурой, спортом,
экскурсиями и т. п.
Социальный работник ведет следующую
профилактическую работу:
В подростковом возрасте уже трудно достучаться до сознания детей, объяснить, что курение – это пагубная привычка. Значит, начинать воспитание негативного отношения к курению надо гораздо раньше – с начальных классов.
Борьба с курением
будет иметь успех лишь в том случае, если в ней примет активное
участие широкая общественность страны.
Основной упор должен быть сделан на правильное
воспитание молодежи. Специалисты считают,
что борьбу с курением надо начинать уже
с дошкольного возраста, внушая ребенку
отвращение к сигарете.
В формировании установки на здоровый
образ жизни важную роль призвано сыграть
общественное мнение, особенно в молодежных
коллективах. Борьба с курением должна
стать частью воспитательной работы, и
в ней нельзя ограничиваться лозунгами,
даже если они будут броскими. Ничто не
заменит ежедневной кропотливой работы.
Проявлять такую заботу о подрастающем
поколении обязаны все взрослые. Одним
из методов воспитания является личный
пример. Поэтому все, кто по характеру
работы имеет дело с детьми или подростками,
в первую очередь учителя, воспитатели,
должны прекратить курение. Известно,
что если классный руководитель не курящий,
школьников, начинающих курить, значительно
меньше.
Цель запрета и ограничения курения --
забота прежде всего о здоровье некурящих,
защита их от вредного действия табачного
дыма. Одновременно это и в какой-то степени
забота о курящих, привычка которых создает
неудобства им самим.
Профилактика наркомании
Профилактика наркомании - это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение наркотической зависимости. Наркотическая зависимость существует в случае, если человек постоянно думает о наркотике, навязчиво и непреодолимо стремится получить его для испытания определенных ощущений либо для преодоления психического дискомфорта. Ради получения эйфории наркоман легко переступает через моральные нормы, нарушает уголовный кодекс, разрушает свою семью. Личность наркомана становится искусственной, эгоцентричной, а тело становится изможденным и быстро разрушается. Поскольку все интересы наркомана сосредоточены лишь на добывании и употреблении наркотика, круг его общения состоит из антисоциальных личностей. Типичный наркоман не имеет друзей, работы, семьи и является обузой для общества. Поэтому общество не только из гуманных целей, но и для собственного благополучия всегда стремилось уменьшить процент наркоманов. Самый доступный и своевременный шаг – это профилактика наркомании.
Очевидно, что состояние проблемы профилактики молодёжной наркомании добиться сколько-нибудь заметных результатов в решении проблемы наркомании невозможно без организации адекватной профилактической работы. Профилактика подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества. Это осознает сегодня подавляющее большинство населения от государственных чиновников всех уровней до обычных, рядовых граждан.
Социальные работники проводят следующую профилактическую работу, которая связана со следующими факторами:
- Факторы социальной
среды: формирование
- Личностные
факторы: развитие навыков
За последние годы подходы к профилактике зависимостей от наркотиков у детей и подростков заметно изменились. Профилактика проделала путь от устрашения и информированию до программ, ориентирующих на осознание причин приобщения подростков к наркотикам и тренировки жизненно важных навыков.
Современные подходы к профилактике употребления наркотиков.
Первый подход информационный - является наиболее распространенным типом превентивных стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления.
Обычно реализуется 3 варианта информационного подхода:
1)предоставление
частичной информации о фактах
влияния наркотиков на
2)Устрашающая информация, описывающая неприглядные стороны употребления наркотиков.
3)Информация о деградации личности людей, употребляющих наркотические вещества и проблемах с ними связанных.
Этого подход предполагает повышение качества знаний об употребления наркотиков и их последствиях.
Второй подход, основанный на эмоциональном обучении. Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях человека, его навыках их распознавать и управлять ими. Аффективное обучение базируется на том, что зависимость от наркотиков чаще всего развивается у личностей, имеющих трудности в определении выражении эмоций, c низкой самооценкой и слабо развитыми навыками принятия решений.
В рамках этого подхода выделяется несколько задач:
1. Повышение самооценки человека.
2. Определение значимых личностных ценностей.
3. Развитие навыков
распознавания и выражения
4. Развитие навыков обдуманного принятия решений.
5. Формирование способностей справляться со стрессом.
Основное внимание в этом подходе уделяется развитию важных личностных качеств. Часть этой модели стала одним из компонентов развивающихся в последнее время программ развития жизненных навыков.
Третий подход, основанный на учете роли социальных факторов исходит из того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в жизни подростка, способствуя или препятствуя началу наркотизации. Поведение индивида формируется в результате положительных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров поведения окружающих и его последствий.
Исходя из различных факторов риска, программы, основанные на учете влияния указанных факторов, включают:
1. Тренинг сопротивления социальному давлению.
2. «прививку»
против негативного
3. Информацию
о влиянии со стороны
Преимущественными техниками реализации таких программ являются ролевые игры и техники усиления определенных видов социального поведения.
Данный подход
рассматривается как
Четвертый подход, основанный на формировании жизненных навыков - навыков личного поведения и межличного общения, - позволяет людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду.
Цель программы формирования жизненных навыков:
1. повышение у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе к употреблению наркотиков.
2. повышение индивидуальной компетентности путём обучения личностным и социальным навыкам (коммуникация, налаживания социальных контактов, уметь отказывать, отстаивание своей позиции)
3. Информирование
и повышение социальной
Пятый подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности.
Выделяются 4 варианта программ:
1. Предложения
специфической позитивной
2. Поощрение участия во всех видах деятельности.
3. Создания групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.
В результате проведенной работы можно сделать вывод о том, что такое явление как наркомания имеет многовековую историю, но столь устрашающего состояния в нашей стране ранее не наблюдалось.
Главные факторы способствующие употреблению наркотиков.
- Нестабильность в семье, стране.
- Неуверенность в себе
- Давление окружающих.
- Дань моде.
- Для развлечения.
Задача соц.работников:
выработка положительных фактор
- Уверенность в себе.
- Социальная активность
- Знание о
наркотиках и умение
- Опора в семье.
- Знание и желание вести здоровый образ жизни.
Список использованной литературы:
1. Альтушер В.Б., Надеждин А.В. Наркомания: дорога в бездну - М.,Просвещение,2000;
2. Антология социальной работы. - М.,1998 т2;
3. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы- М.,Просвещение,1991;
4.Спасибо,не курю! -М., Молодая Гвардия,1990.
5. Интернет-ресурсы