Насилие в отношении женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 09:30, научная работа

Краткое описание

Проблема насилия в семье существует давно во всех странах и отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Острота данной проблемы свидетельствует о нездоровой социально-нравственной обстановке. В действительности мы привыкли видеть в средствах массовой информации, на телевидение и в кино разного рода насилие. Стали относиться к нему спокойно и не замечать. Терпимость общества ко всякому роду насилия, в том числе и насилию в семье - это, по сути, отказ от создания современного цивилизованного общества. Существуют различные формы насилия: физическое, сексуальное, психологическое, изоляция, ограничение свободы передвижения, экономическое.

Вложенные файлы: 1 файл

НИР_НАСИЛИЕ НАД ЖЕНЩИНАМИ.docx

— 153.78 Кб (Скачать файл)

-на почве ревности;

-высокий уровень психологической зависимости женщины от мужчины;

-экономические факторы: зависимость  женщины, бытовая неустроенность,  

 безработица;

-наличие физических недостатков  у женщины;

-психопатия.

2.2.4. Последствия, к которым  приводят данные проблемы.

     -    физические травмы;

  • головные боли:
  • бессонница;
  • беспомощность;
  • неспособность нести ответственность за собственную жизнь;
  • депрессия;
  • замкнутость;
  • снижение уровня самооценки;
  • страхи (партнера, темноты, мужчин, нестандартных ситуаций и т.д.);
  • чувство изоляции и неспособность справиться с ситуацией;
  • злоупотребление алкоголем;
  • вовлеченность детей в семейные проблемы насилия;
  • совершение женщинами противоправных действий.
  • гендерное насилие влияет на репродуктивное и сексуальное здоровье женщин;
  • сексуальное насилие, особенно принуждение к сексу, может привести к тяжелым физическим и психическим травмам.

 

 

2.3.Социальная  проблема с позиции российского  государства и 

гражданского общества

2.3.1. Роль социального государства в решении проблемы.

Насилие по отношению к женщине отражает ситуацию в обществе в целом, является своеобразным социальным индикатором. До не давнего времени большинство международных документов о правах человека истолковывались настолько узко, что их нельзя было приспособить ко многим проблемам, касающихся женщин и детей, в частности насилия в семье. Но за последние годы активисты- правозащитники отстояли, а международные органы признали более широкую интерпретацию правозащитных документов и норм. Международное законодательство можно условно разделить на два вида: документы, касающиеся прав человека вообще и документы, касающиеся прав женщин и детей.

К таким документам относятся: Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека, Африканская Хартия прав человека и народа (26.06.1981г.), которая содержит широкий спектр как социально-экономических, так и гражданских прав, а также ряд обязанностей человека; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин (18.12.1979г.); Американская Конвенция о правах человека (22.11.1969 г.); Международная Конвенция о защите прав ребенка (20.11.1989 г.); Пекинская Платформа Действий (сентябрь 1995г.), утверждены направления для расширения возможностей женщин; Декларация об искоренении насилия в отношении женщин (20.12.1993г.); Международный Пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) (16.12.1966 г.); Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин (КЛДЖ) (18.12.1979г.), в которой сказано, что (10.12.1948г.); достижение полного равенства прав мужчин и женщин - необходимая задача государства, и оно должно всеми имеющимися в распоряжении способами изменять традиционную роль мужчин и женщин; Американская Декларация прав и обязанностей человека (АДПОЧ) (1948г.); Общая Декларация прав человека (ОДПЧ) (1948г.); Международный Пакт о социально-экономических и культурных правах (далее МПСЕКП) (16 .12. 1966 г.); Международные правовые документы в области прав человека.

Государство имеет право вмешаться во внутреннюю жизнь семьи и брать на себя функции защиты, когда семья превращается в источник эксплуатации и злоупотреблений. В России основные права человека, в том числе женщин и детей, отражены в Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации. Однако нормативно-правовые акты, действующие сейчас в Российской Федерации в отношении насилия над женщинами (в том числе домашнего насилия) направлены на ликвидацию последствий случившегося. Несмотря на обилие норм, запрещающих дискриминацию, не существует и механизма их реализации, в частности не предусмотрены конкретные санкции за нарушение соответствующих положений.

Практически отсутствуют и нормативные документы, непосредственно направленные на противодействие дискриминации, создание механизмов искоренения дискриминационных практик и восстановления нарушенных прав, а подобные законопроекты не находят поддержки в органах законодательной власти.

С 1991 года ни разу всерьез не обсуждались законы, защищающие права женщин. Не приведен в порядок закон о дискриминации женщин на рынке труда. У нас в стране масса случаев, когда молодая женщина приходит устраиваться на работу, а ей говорят: «Дай подписку, что ты не родишь». Женщины, как правило, не знают своих законных прав и, соответственно, не могут бороться против насилия, обращаться в суд. В Скандинавских странах, например, эти вопросы регулируют министерства и комитеты равноправия.

Не приведен в порядок и закон об алиментах. В Думе 85% мужчин, и в силу своих гендерных интересов они тормозят его как могут. А из нынешнего закона об алиментах следует, что государство практически защищает мужчину, обворовывающего ребенка после развода, от его бывшей жены. 

Необходимо привести в порядок закон о бытовом насилии. У нас до сих пор в год погибает около 14 тысяч женщин. Эта статистика несопоставима даже с количеством солдат и офицеров, погибших в горячих точках, и свидетельствует о том, что государство покрывает ежедневную войну против женщин. Уголовное дело открывается не по факту освидетельствованного увечья или зафиксированного насилия, а по заявлению женщины, подвергающейся давлению. Во всем цивилизованном мире оно открывается по факту приезда полиции на крики жертвы. 
У нас нет убежищ для жертв домашнего насилия, нет государственной программы психической реабилитации. Тезис «бьет - значит, любит» до сих пор жив в глубине российского общественного сознания. И соседи, знакомые не вызывают милицию, даже если знают о побоях – «это их личное дело, сами разберутся». На улице кого-то бьют - вызывают, а если муж жену - нет, «не принято».

Следующий закон, нуждающийся в изменениях - закон о сексуальном насилии. В нынешнем виде он также совершенно не работоспособен. С жертвой изнасилования, находящейся в посттравматическом стрессе, работает не специально обученный психолог, а милиционер и обычный врач. В ходе следствия её заставляют столько раз рассказать травмирующую историю без патронажа психолога, что, по статистике кризисного центра «Сестры», восемь из десяти школьниц пытаются покончить с собой не после изнасилования, а в ходе следствия. В результате до суда доходит всего 2% преступлений. 

И последний закон, которого сегодня не существует совсем – государственная контрацептивная программа, включающая и половое просвещение школьников, и все остальные формы защиты репродуктивного здоровья. В результате его отсутствия каждый четвертый россиянин бесплоден. Прогнозы на следующее поколение еще печальней: ранние аборты у девочек, недолеченная венерология у мальчиков. Тема репродуктивного здоровья - это первейшая тема национальной безопасности. 

2.3.2. Роль гражданского общества в решении проблемы.

В современной России в последние годы еще более обострились социальные (проблема роста насилия в различных его формах, в том числе и насилие в семье). Этой проблемой ранее не занимались. Лишь в 1993 году по инициативе женских общественных организаций в печати появились первые публикации, посвященные этой проблеме. В последние годы в нашей стране стали создаваться первые телефоны доверия, кризисные центры для пострадавших от домашнего насилия. Эти центры действуют преимущественно в системе учреждений Министерства труда и социального развития (в прошлом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации), Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации, Министерства здравоохранения, органов народного образования, комитетов по делам молодежи, культуре, туризму и спорту. Наиболее распространенными типами их являются центры социального обслуживания населения различного (регионального, муниципального и локального) уровня, а также центры социальной помощи семье и детям. Типология и названия подобных центров, набор их функций могут варьировать в зависимости от местных условий. Кроме того, могут функционировать учреждения социальной помощи, созданные на вневедомственной основе (например, кризисный центр для женщин с телефоном доверия, организованный научно-исследовательским институтом), в том числе зарубежными организациями либо с их помощью, конфессиями, частными и общественными организациями. Важно, чтобы деятельность этих разнообразных организаций не нарушала права женщин, помогать которым они призваны, была прозрачна для контроля в плане содержания и методов работы, а также была информационно доступна клиентам.

Проблема внутрисемейного насилия является актуальной для большинства стран, поэтому в последние десятилетия наблюдается постоянный рост разнообразных моделей реабилитации. Реабилитационные программы, как правило, разрабатываются для специализированных центров, в которых работают специалисты из различных областей, включая психологов, социальных работников, консультантов, педиатров гинекологов и т.д. Модели психологической реабилитации и терапевтические направления многочисленны, поэтому у каждого центра есть своя концепция и программа помощи женщинам жертвам семейного насилия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Выводы.

Рост насилия является сейчас доминирующей тенденцией для всего мира в целом. Это разрушительная сила, которая унижает, насилует, подавляет, эксплуатирует.

Насилие в семье в его различных формах приобрело в России такие масштабы, которые угрожают безопасности общества и личности. Согласно статистике МВД 40% тяжких преступлений совершаются в семье над женщинами, 38% от общего числа убитых на почве семейно-бытовых конфликтов составляют женщины. Каждые сорок минут одна из российских женщин погибает от рук мужа или партнера.

Насилие в семье– явление универсальное, всеобщее. Оно существует во всех без исключения странах, независимо от их общественного и государственного строя. Решение этой проблемы зависит во многом от особенностей методов и технологий оказания своевременной помощи пострадавшим от домашнего насилия женщинам и от включения данной проблемы в повестку дня социальной политики государства. Несмотря на возрастающий уровень осведомленности о проблеме семейного насилия в обществе, последствия этой серьезной социальной проблемы все еще остаются не вполне осознанными. Как следствие этого, существующая по стране система государственного реагирования на домашнее насилие в целом нестабильна и фрагментарна; она в основном направлена на реагирование с точки зрения уголовных мер, но при этом недостаточно развита профилактика. Поэтому на сегодняшний день достаточно актуальна проблема развития и разработки технологий социальной работы с женщинами, испытывающими насилие.

.

 

 

 

 

Список литературы:

1. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с. - (Серия «Высшее образование»)

2.Доклад о соблюдении прав женщин в РФ // Сб. докладов о положении с правами человека в РФ за 1999 г. М., 2000. С. 239

3. Интернет- источник: http://www.womenofrussia.org/interview.aspx?Id=160

4. Интернет- источник: http://www.ronl.ru/referaty/sociologiya/265245/

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Насилие в отношении женщин