Насилие в семье как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

К сoжалению, в нашей cтране дo настоящего времени решение проблемы семейного насилия oстается неудoвлетворительным, o чем говорит oтсутствие необходимого учета и контрoля за выявлением случаев насилия в семье по oтношению к женщинам, детям, людям с oграниченными физическими и умственными вoзмoжностями; неcформированность системы учреждений по oказанию различных видов помощи потерпевшим; слабое юpидическое пoле по защите прав жертв насилия; недостаток квалифицированных специалистов, включенных в систему профилактики жесткого обращения в семье.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты насилия в семье………………………………………….5
1.1.Характеристики понятия «семейное насилие»…………………………………………..5
1.2.Причины, характерные особенности и виды насилия
Глава II. Социальная работа по профилактике домашнего насилия………..
2.1. Профилактика по борьбе с насилием в семье как направление социальной работы………….
2.2. Формы и методы профилактики насилия в семье……………………
Глава III. Эмпирическое исследование на тему «проблема насилия в семье»
3.1.Программа эмпирического исследования……………………………………
3.2.Анализ проведённого исследования……………………………………………..
3.3. Рекомендации………….
Заключение…………………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Когда ребенок подвергается любому виду сексуального насилия, он испытывает эмоциональную травму, утрачивает ощущение безопасности, возможности построения теплых доверительных отношений с родителями. Взрослые перестают быть для ребенка образцом для подражания, что затрудняет развитие ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают страх, вину, тревогу, ненависть22.

Семейное насилие влечет за собой изменение личностной сферы женщины-жертвы, это:

    • замкнутость – состояние отверженности, ограждённости от других людей, нежелание вступать с ними в контакт, избегание общения;
    • высокий уровень тревожности - состояние неопределенного, смутного беспокойства, ночные кошмары.
    • депрессия – настроение, характеризуемое ярким и интенсивным ощущением неадекватности, чувством отчаяния, уменьшением активности, пессимизмом, печалью;
    • страхи – эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного объекта (партнера, темноты, мужчин, нестандартных ситуаций и др.). Страх обычно характеризуется внутренним переживанием очень сильного возбуждения, желанием бежать или нападать23.

Последствиями физического насилия являются не только физические травмы, постоянные головные боли, бессонница, но и формирование у жертвы так называемого «Синдрома избиваемой женщины»24, под которым подразумевается состояние психологической травмы – утрата контроля над собой, своей жизнью, телом, чувствами и разъединение с другими людьми (то есть изоляция). Нередко жертва испытывает чувство собственной вины за совершенное над ней насилие или просто отрицает факт такового, убеждая себя и других в том, что это присутствует в большинстве семей25.

 Возникший  травматический опыт деформирует  способность доверять людям, быть  самостоятельной, уверенной в себе, компетентной, инициативной. Постоянное  травмирующие воздействие приводит к истощению сил для подавления эмоций, и порой достаточно небольшого стимула, чтобы долго сдерживаемые эмоции вырвались наружу, и женщина потеряла контроль над собой и даже совершила убийство своего партнера26.

К физическим последствиям сексуального насилия относятся: хронические боли в тазовой области без явных признаков заболевания; гинекологические отклонения, частые инфекции мочеполовой системы; расстройство сна, аппетита, физическое переутомление, невозможность справляться даже с минимальными физическими нагрузками.

К психологическим последствиям данного вида насилия относятся:

  • психическое переутомление;
  • длительное эмоциональное напряжение;
  • злоупотребление алкоголем;
  • неустойчивость настроения со вспышками злобно-тоскливого состояния, тревога;
  • утрата интереса к жизни;
  • ограничение и предельная формализация контактов с окружающими людьми;
  • отвращение к себе27.

Психологическое насилие над женщиной влечет за собой разрушение личности женщины; ее социальную дезадаптацию (неприспособленность); длительную депрессию; одиночество; суицидальные попытки; насилие над детьми и престарелыми родственниками и т. д28.

Социальные последствия насилия над пожилыми и старыми людьми заключаются в возникновении физических и психологических проблем со здоровьем, которые приводят к необратимым физическим нарушениям, лекарственной и алкогольной зависимости, хроническим заболеваниям и состояниям, депрессии, чувству страха, причинению себе вреда, смерти.

В любом случае насилие в семье наносит серьёзный вред психике и здоровью жертвы. Состояние стресса, нарушение психики, физические увечья, хронические заболевания, социально – дезадаптированное поведение детей, созерцающих насилие во взаимоотношениях родителей, трансформация жертвы в обидчика, алкоголизм, беспризорность, суицид – вот краткий список последствий насилия в семье. Перечисленные последствия существования феномена насилия в семье подрывают социальную стабильность социума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

2.1   Профилактика насилия как направление социальной работы

Социальная профилактика - это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.

Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций, стремлением к достижению различных целей и т.п. Это с неизбежностью приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных субъектов за счёт ущемления интересов других.

Приведённое выше определение понятия «социальная профилактика» позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

  • выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
  • уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
  • предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
  • сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
  • содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.

Характер и содержание социально-профилактической работы с конкретным социальным субъектом определяется его собственными характеристиками, потребностями и возможностями. Чаще всего, и в первую очередь во внимание принимаются такие его характеристики как физический и психологический статусы, материальное положение, социальный статус, уровень образования, система потребностей и целей и т.п. Различия в этих характеристиках позволяют более точно определить возможные и первостепенные объекты социальной профилактики.

В качестве объектов социальной профилактики могут выступать как социальные группы и объединения, так и социальные проблемы.

Рассматривая социальную профилактику как сознательную и социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд её основных стадий:

1.Стадия предупреждения - основной задачей, которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения. Так, воспитывая ребёнка в гуманистическом направлении, родители закладывают основу для формирования у него в будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко сходиться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними.

2. Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребёнка правилам поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожно-транспортное происшествие.

3.Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально-нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторения.

Последовательная реализация этих стадий социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. Л. П. Кузнецова выделяет следующие методы социальной профилактики.

1.  Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.

2. Организационно-административные - создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других.

3. Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.

4. Педагогические - формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.

5. Экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.

6. Политические - создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.

Социальный эффект использования этих методов социальной профилактики на практике будет существенно выше при условии их комплексного использования, то есть при разработке и реализации системы социально-профилактических мероприятий. В зависимости от того, какие цели будут преследовать эти мероприятия, можно выделить следующие их разновидности.

1. Нейтрализующие, направленные на пресечение каких-либо тенденций, возможностей и т.п. (например, арест и временная изоляция).

2. Компенсирующие, целью которых является восполнение понесённой субъектом утраты (назначение и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по потере кормильца)

3. Предупреждающие, позволяющие не допустить возникновения обстоятельств, способствующих социальным или личностным отклонениям (изъятие ребёнка из семьи, ведущей девиантный образ жизни).

4. Устраняющие, направленные на устранение подобных обстоятельств (помещение ребёнка в детский дом или установление опекунства).

5. Контролирующие, способствующие последующему наблюдению за эффективностью социально-профилактических мероприятий.

Успех социально-профилактических мероприятий во многом определяется тем, на каких принципиальных основаниях строится эта деятельность.

Говоря об основных принципах социальной профилактики, необходимо выделить во-первых, принцип системности, предполагающий выявление всех возможных источников проблемы клиента, одновременное формирование условий для её последующего разрешения и использование для этого различных методов и способов деятельности.

Во-вторых, принцип превентивности, предотвращение возникновения проблемы, решение «ещё не возникших проблем». Так, развитие, совершенствование и внедрение в практику эффективной системы полового просвещения и воспитания молодёжи может рассматриваться как одна из возможностей решения проблем раннего материнства, «брошенных» детей.

В-третьих, принцип активизации собственных сил человека, предполагающий обучение его необходимым умениям и навыкам для самостоятельного решения собственных проблем. Например, совершенствование навыков общения, обучение основным способам поведения в определённых жизненных ситуациях (при устройстве на работу, в семье, в ситуации стресса).

В-четвёртых, принцип оптимальности, позволяющий выявить степень актуальности и значимости данной проблемы для субъекта.

И, наконец, в-пятых, принцип гуманизма, доверия и доверительности, являющийся универсальным принципом профессиональной деятельности социального работника.

Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности по социальной защите и поддержке населения.

 

 

 

 

 

 

 

2.2    Формы и методы профилактики  домашнего насилия

Социальная профилактика насилия в семье может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим содержание, формы и методы каждой из видов профилактики. Самая массовая – первичная профилактика насилия в семье. Она проводится со всеми благополучными  семьями, со всей «нормальной» молодежью и детьми. Ее цель – формирование  активного, адаптивного, высоко функционального жизненного стиля, который обеспечивает реализацию прав, удовлетворение потребностей и интересов и  формирование психологической установки на гармоничные семейные отношения. Социальная работа должна, на наш взгляд, носить здесь информационный характер, поскольку она целенаправлена  на формирование в каждом человеке непринятие и категоричный отказ от манипуляций над собой. Содержанием первичной социальной профилактики насилия  в семье является следующая работа:

Информация о работе Насилие в семье как проблема социальной работы