Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 06:08, курсовая работа
Цель: Изучить насилие в семье как проблему социальной работы
Задачи: 1) Ознакомиться с понятием, теориями и причинами домашнего насилия.
2) Изучить характеристики жертв домашнего насилия. Определить основные черты характера потенциальных насильников.
3) Ознакомиться со способами борьбы, предотвращения и профилактики домашнего насилия.
Введение 3
1 Насилие в семье как фактор семейного неблагополучия 4
1.1 Понятие домашнего насилия 6
1.2 Теории семейного насилия 6
1.3 Причины домашнего насилия 8
2 Жертвы семейного насилия 11
2.1 Насилие в семье над женщинами 11
2.2 Насилие в семье в отношении детей 15
4 Насилие в семье как социальная проблема и способы ее решения 18
4.1 Социальная работа с семьями, где выявлено домашнее насилие и отдельными гражданами, пострадавшими от домашнего насилия 23
Заключение 25
Список литературы 26
В последние несколько десятилетий насилие в семье осознается как серьезная и масштабная проблема, которая порождает множество других социальных и индивидуальных проблем. Сформировалось мнение, что недостаточно только наказывать виновных, так же необходимо реабилитировать жертву насилия и работать с человеком, совершившим насилие, чтобы исключить повторение ситуации или свести к минимуму риск ее возникновения.23
Семьи, в которых отношения строятся на насилии, входят в группу риска, так как выросшие в такой неблагополучной обстановке дети впоследствии становятся либо жертвами, либо сами подвергают насилию своих близких. По статистики 95 % людей содержащихся в колониях, в детстве испытывали насилие или были его свидетелями.24
Насилие в семье нарушает такие права человека, как право каждого на равную защиту перед законом и отсутствие дискриминации по признаку пола, возраста, семейного или социального статуса; право не подвергаться жестокому обращению; право на жизнь и физическую неприкосновенность; право на высокие стандарты физического и психического здоровья.
Сегодня полной и отражающей реальность статистики о масштабах и частоте случаев насилия в семье не существует по вполне естественным причинам: закрытость семьи как системы; взаимозависимость жертв и мучителей; отсутствие доступа в семью для социальных работников; недостаточность информации из медицинских учреждений и правоохранительных органов. Регистрация случаев насилия затруднена еще и тем, что бывает сложно отнести некоторые акты насилия к уголовно-наказуемым деяниям. Одновременно существуют факторы, препятствующие обращению реальных или потенциальных жертв в милицию. Это обоснованные опасения жертв, что преступник не будет арестован, недоверие к правовой системе, боязнь оскорбительного характера процесса расследования, нежелание делать свою тайну достоянием общества и многое другое.
Социально-психологический
подход рассматривает насилие в
семье как продукт
Социокультурный подход рассматривает проблему более широко — в контексте социальной и экономической ситуации внутри общества в целом. В теории и практике социальной работы в настоящее время существует несколько различных подходов к объяснению причин возникновения насилия в семье. Это психологические напряжения, стресс, ситуативные факторы: алкогольное, наркотическое опьянение, материальные трудности.
В результате применения тех или иных подходов отечественные и зарубежные исследователи эмпирически получили некоторые характеристики семейного насилия. Качественный и количественный анализ данных по зарегистрированным случаям семейного насилия показывает, что насильственные действия чаще совершаются по отношению к женщинам и детям; психологическое и физическое насилие является наиболее распространенными; насильниками чаще всего выступают родственники, а не чужие люди; насилие – повторяющееся явление; потерпевшие и родственники не идут в милицию, ищут поддержку у друзей или в специальных учреждениях; частота насилия не связана с этнической принадлежностью; уровень образования не коррелирует с частотой насилия; насилие чаще сохраняется в семьях, где брак сохраняется ради детей; семейное насилие носит циклический характер.25
Ввиду отсутствия общегосударственной политики в отношении насилия в семье и отработанной системы правовой и социальной поддержки, которая оставляет желать лучшего, учитывая достаточно ограниченные и весьма скромные возможности, препятствующие созданию действенной и эффективной системы профилактики насилия в семье, можно отметить, что наиболее перспективным направлением социальной помощи в современной России является в первую очередь психологическая поддержка жертв насилия. Одновременно это и самая перспективная и обязательная технология социальной работы с жертвами насилия.
Концептуальный подход в построении системы здоровых семейных отношений с учетом сложившейся ситуации позволяет вводить психологов в школах, создавать «телефон доверия» и центры психологической помощи, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков, где должны работать высококвалифицированные специалисты-психологи, юристы, наркологи, психотерапевты.
При муниципальных поликлиниках должны осуществлять деятельность, направленную на преодоление семейного насилия, кабинеты медико-социальной помощи, куда во время кризисных ситуаций могут обратиться нуждающиеся.
Социальная политика должна определить в качестве основной цели максимально возможное смягчение негативных последствий снижения жизненного уровня наименее защищенных категорий населения и пересмотр действующей системы организации социальных служб. Основополагающим должен становится принцип структурирования социальных служб не институциональный, а территориальный Семью, дом, семейно-соседские общности необходимо рассматривать в качестве той сферы, где главным образом должна осуществляться социальная политика, социальная помощь. Естественно, для обеспечения успеха на поприще искоренения насилия, необходимо тесное и эффективное взаимодействие законодательных и исполнительных структур, всех заинтересованных инстанций к решению этой болезненной общественной проблемы.
Алгоритм действий специалиста по социальной работе с семьей в случае насилия условно можно разделить на несколько этапов.
Первый этап включает в себя знакомство с членами семьи и ее окружением, беседу с детьми, родителями, оценку условий жизни. Второй – изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, ее особенностей, целей, ценностных ориентаций, выявление причин насилия, изучение обращений членов семей за помощью, изучение заявлений соседей о фактах насилия в семье. Третий этап заключается в первичном обследовании жилищно-бытовых условий и психологического климата семьи. Четвертый этап – это знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь жертвам насилия, детальное изучение их действий и выводов. Следующий, пятый, этап – заключается в изучении личностных особенностей членов семьи. Шестой включает организацию взаимодействия со всеми субъектами социальной работы. Ими могут являться центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, органы опеки, школа, органы здравоохранения и другие. Седьмой этап представляет собой составление программы работы по оказанию помощи жертвам насилия, работы с конкретной семьей и регулярные текущие и контрольные посещения семьи. И заключительный этап включает выводы о результатах помощи жертвам насилия в семье.
В случае если жертва домашнего насилия сама обращается за помощью ее необходимо направить в специализированный центр. Также важно внимательно, спокойно и терпеливо выслушать обратившегося за помощью человека, не перебивать и дать человеку выговориться. Ни в коем случае не осуждать его действия, не стараться уменьшить боль обратившегося за помощью человека. Обязательно нужно проинформировать жертву о ее правах, но не надо принуждать ими пользоваться. Лучше вместе с жертвой обсудить все плюсы и минусы обращения в правоохранительные органы.
Можно предложить жертве индивидуальный план защиты: договориться с соседями, чтобы они вызывали милицию, если услышат шум и крики из квартиры; приготовить запасные ключи от дома и держать их так, чтобы в случае опасности, можно было срочно покинуть дом, тем самым спасти свою жизнь или избежать новых побоев и оскорблений. Также в этот план могут входить такие действия как заключенный заранее договор с друзьями и родственниками о том, что в случае опасности они предоставят временное убежище. И важно, чтобы при критической ситуации жертва покидала дом незамедлительно, даже если не удалось взять все, что нужно.
Если социальный работник видит явные последствия или признаки возможного насилия в семье то ему необходимо корректно проинформировать о возможностях получения помощи, позаботиться о безопасности жертвы.
В своей работе специалист должен четко придерживаться некоторых правил. Во-первых, никогда нельзя помогать третьим лицам, тем кого специалист не видел и с кем не обсуждал сложившуюся ситуацию. Во-вторых, нельзя верьте, что человек беспомощен: всегда можно привлечь какие-либо внутренние ресурсы клиента, или использовать внешние ресурсы для оптимизации личностных ресурсов клиента. В-третьих, не надо пытаться заставить клиента чувствовать себя лучше: все должно быть постепенно. И, наконец, не надо принимать решения за клиента и пытаться убедить человека сделать правильный, с вашей точки зрения, выбор.
Нормальная ситуация развития
российского ребенка
Любое систематическое насилие приводит к тому, что у жертвы и у свидетеля развиваются посттравматические стрессовые расстройства. В обыденной жизни наиболее заметными признаками постстрессового расстройства являются т.н. симптомы повышенной возбудимости у ребенка: раздражительность, нарушения сна, непослушание, трудности концентрации внимания, взрывные реакции, непроизвольная физиологическая реакция на событие, символизирующее или напоминающее травму.
Симптомы повышенной возбудимости – это самые малые признаки посттравматического стрессового расстройства, которые могут вызываться бытовым насилием любого рода. Есть, однако, еще одно следствие опыта насилия, которое в каком-то смысле страшнее вышеперечисленных. Пережитое насилие приводит к формированию сниженной самооценки. Ребенок делает выводы о себе, о том, чего он стоит в этой жизни, по тому, как к нему относятся значимые взрослые. У ребенка низкая самооценка приводит к тому, что он перестает искать доброе отношение к себе, стремиться к успеху.
Минимальные последствия насилия – чувства вины и стыда, сниженная самооценка, посттравматический стресс, депрессия, страхи и ночные кошмары. Итог – формирование личности с нарушенными границами, способной на насилие, различные правонарушения.
1 Закирова В.М. «Развод и насилие в семье
– феномен неблагополучия» [Электронный
ресурс]: статья. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/
2 Кочеткова С.В. «Опыт анализа
насилия в семье». [Электронный ресурс]:
статья. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/
3 Кочеткова С.В. «Опыт анализа насилия
в семье». [Электронный ресурс]: статья.
– Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/
4 Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие/ Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – С. 537
5 ГИДУВ: Здравоохранение Чувашии.
«Насилие в семье: распространенность,
причины, профилактика» [Электронный ресурс]:
журнал. – Режим доступа: http://giduv.com/journal/2004/
6 Ветка ивы, насилие нас не сломает [Электронный
ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа:
http://www.vetkaivi.ru/main/
7 Леонард Берковиц. Агрессия:
причины, последствия и контроль [Электронный
ресурс]: учебник. – Режим доступа: http://nkozlov.ru/library/
8 Ветка ивы, насилие нас не сломает
[Электронный ресурс]: официальный сайт.
– Режим доступа: http://www.vetkaivi.ru/main/
9 Леонард Берковиц. Агрессия:
причины, последствия и контроль [Электронный
ресурс]: учебник. – Режим доступа: http://nkozlov.ru/library/
10 Брошюра «За безопасность семьи» [Электронный
ресурс]: брошюра. – Режим доступа: http://dv.projectharmony.ru/
11 ГИДУВ: Здравоохранение Чувашии.
«Насилие в семье: распространенность,
причины, профилактика» [Электронный ресурс]:
журнал. – Режим доступа: http://giduv.com/journal/2004/
12 ГИДУВ: Здравоохранение Чувашии.
«Насилие в семье: распространенность,
причины, профилактика» [Электронный ресурс]:
журнал. – Режим доступа: http://giduv.com/journal/2004/
13 Pravda.ru «Насилие в семье или над
семьей? » [Электронный ресурс]: официальный
сайт. – Режим доступа: http://www.pravda.ru/society/
14 Программа «Сотрудничество местных сообществ
по проблеме насилия в семье» [Электронный
ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа:
http://dv.projectharmony.ru/
15 Всероссийский ресурсный центр
[Электронный ресурс]: официальный сайт.
– Режим доступа: http://www.womenhiv.ru/
16 Всероссийский ресурсный центр
[Электронный ресурс]: официальный сайт.
– Режим доступа: http://www.womenhiv.ru/
17 Всероссийский ресурсный центр
[Электронный ресурс]: официальный сайт.
– Режим доступа: http://www.womenhiv.ru/
Информация о работе Насилие в семье как социальная проблема и способы ее решения