Насилие в семье как социальная проблема и способы ее решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 06:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить насилие в семье как проблему социальной работы
Задачи: 1) Ознакомиться с понятием, теориями и причинами домашнего насилия.
2) Изучить характеристики жертв домашнего насилия. Определить основные черты характера потенциальных насильников.
3) Ознакомиться со способами борьбы, предотвращения и профилактики домашнего насилия.

Содержание

Введение 3
1 Насилие в семье как фактор семейного неблагополучия 4
1.1 Понятие домашнего насилия 6
1.2 Теории семейного насилия 6
1.3 Причины домашнего насилия 8
2 Жертвы семейного насилия 11
2.1 Насилие в семье над женщинами 11
2.2 Насилие в семье в отношении детей 15
4 Насилие в семье как социальная проблема и способы ее решения 18
4.1 Социальная работа с семьями, где выявлено домашнее насилие и отдельными гражданами, пострадавшими от домашнего насилия 23
Заключение 25
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Насилие в семье как феномен социальной работы.docx

— 73.89 Кб (Скачать файл)

В последние несколько  десятилетий насилие в семье  осознается как серьезная и масштабная проблема, которая порождает множество  других социальных и индивидуальных проблем. Сформировалось мнение, что  недостаточно только наказывать виновных, так же необходимо реабилитировать жертву насилия и работать с человеком, совершившим насилие, чтобы исключить повторение ситуации или свести к минимуму риск ее возникновения.23

Семьи, в которых отношения  строятся на насилии, входят в группу риска, так как выросшие в такой  неблагополучной обстановке дети впоследствии становятся либо жертвами, либо сами подвергают насилию своих близких. По статистики 95 % людей содержащихся в колониях, в детстве испытывали насилие или были его свидетелями.24

Насилие в семье нарушает такие права человека, как право  каждого на равную защиту перед законом  и отсутствие дискриминации по признаку пола, возраста, семейного или социального статуса; право не подвергаться жестокому обращению; право на жизнь и физическую неприкосновенность; право на высокие стандарты физического и психического здоровья.

Сегодня полной и отражающей реальность статистики о масштабах и частоте случаев насилия в семье не существует по вполне естественным причинам: закрытость семьи как системы; взаимозависимость жертв и мучителей; отсутствие доступа в семью для социальных работников; недостаточность информации из медицинских учреждений и правоохранительных органов. Регистрация случаев насилия затруднена еще и тем, что бывает сложно отнести некоторые акты насилия к уголовно-наказуемым деяниям. Одновременно существуют факторы, препятствующие обращению реальных или потенциальных жертв в милицию. Это обоснованные опасения жертв, что преступник не будет арестован, недоверие к правовой системе, боязнь оскорбительного характера процесса расследования, нежелание делать свою тайну достоянием общества и многое другое.

Социально-психологический  подход рассматривает насилие в  семье как продукт социализации, воспроизведение той модели поведения, того жизненного опыта, который человек  получил в семье.

Социокультурный подход рассматривает  проблему более широко — в контексте  социальной и экономической ситуации внутри общества в целом. В теории и практике социальной работы в настоящее время существует несколько различных подходов к объяснению причин возникновения насилия в семье. Это психологические напряжения, стресс, ситуативные факторы: алкогольное, наркотическое опьянение, материальные трудности.

В результате применения тех  или иных подходов отечественные  и зарубежные исследователи эмпирически получили некоторые характеристики семейного насилия. Качественный и количественный анализ данных по зарегистрированным случаям семейного насилия показывает, что насильственные действия чаще совершаются по отношению к женщинам и детям; психологическое и физическое насилие является наиболее распространенными; насильниками чаще всего выступают родственники, а не чужие люди; насилие – повторяющееся явление; потерпевшие и родственники не идут в милицию, ищут поддержку у друзей или в специальных учреждениях; частота насилия не связана с этнической принадлежностью; уровень образования не коррелирует с частотой насилия; насилие чаще сохраняется в семьях, где брак сохраняется ради детей; семейное насилие носит циклический характер.25

Ввиду отсутствия общегосударственной  политики в отношении насилия в семье и отработанной системы правовой и социальной поддержки, которая оставляет желать лучшего, учитывая достаточно ограниченные и весьма скромные возможности, препятствующие созданию действенной и эффективной системы профилактики насилия в семье, можно отметить, что наиболее перспективным направлением социальной помощи в современной России является в первую очередь психологическая поддержка жертв насилия. Одновременно это и самая перспективная и обязательная технология социальной работы с жертвами насилия.

Концептуальный подход в построении системы здоровых семейных отношений с учетом сложившейся ситуации позволяет вводить психологов в школах, создавать «телефон доверия» и центры психологической помощи, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков, где должны работать высококвалифицированные специалисты-психологи, юристы, наркологи, психотерапевты.

При муниципальных поликлиниках должны осуществлять деятельность, направленную на преодоление семейного насилия, кабинеты медико-социальной помощи, куда во время кризисных ситуаций могут обратиться нуждающиеся.

Социальная политика должна определить в качестве основной цели максимально возможное смягчение негативных последствий снижения жизненного уровня наименее защищенных категорий населения и пересмотр действующей системы организации социальных служб. Основополагающим должен становится принцип структурирования социальных служб не институциональный, а территориальный Семью, дом, семейно-соседские общности необходимо рассматривать в качестве той сферы, где главным образом должна осуществляться социальная политика, социальная помощь. Естественно, для обеспечения успеха на поприще искоренения насилия, необходимо тесное и эффективное взаимодействие законодательных и исполнительных структур, всех заинтересованных инстанций к решению этой болезненной общественной проблемы.

4.1 Социальная работа с семьями, где выявлено домашнее насилие и отдельными гражданами, пострадавшими от домашнего насилия

Алгоритм действий специалиста  по социальной работе с  семьей в  случае насилия условно можно разделить на несколько этапов.

Первый этап включает в себя знакомство с членами семьи и ее окружением, беседу с детьми, родителями, оценку условий жизни. Второй – изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, ее особенностей, целей, ценностных ориентаций, выявление причин насилия, изучение обращений членов семей за помощью, изучение заявлений соседей о фактах насилия в семье. Третий этап заключается в первичном обследовании жилищно-бытовых условий и психологического климата семьи. Четвертый этап – это знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь жертвам насилия, детальное изучение их действий и выводов. Следующий, пятый, этап – заключается в изучении личностных особенностей членов семьи. Шестой включает организацию взаимодействия со всеми субъектами социальной работы. Ими могут являться центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, органы опеки, школа, органы здравоохранения и другие. Седьмой этап представляет собой составление программы работы по оказанию помощи жертвам насилия, работы с конкретной семьей и регулярные текущие и контрольные посещения семьи. И заключительный этап включает выводы о результатах помощи жертвам насилия в семье.

В случае если жертва домашнего  насилия сама обращается за помощью ее необходимо направить в специализированный центр. Также важно внимательно, спокойно и терпеливо выслушать обратившегося за помощью человека, не перебивать и дать человеку выговориться. Ни в коем случае не осуждать его действия, не стараться уменьшить боль обратившегося за помощью человека. Обязательно нужно проинформировать жертву о ее правах, но не надо принуждать ими пользоваться. Лучше вместе с жертвой обсудить все плюсы и минусы обращения в правоохранительные органы.

Можно предложить жертве индивидуальный план защиты: договориться с соседями, чтобы они вызывали милицию, если услышат шум и крики из квартиры; приготовить запасные ключи от дома и держать их так, чтобы в случае опасности, можно было срочно покинуть дом, тем самым спасти свою жизнь или избежать новых побоев и оскорблений. Также в этот план могут входить такие действия как заключенный заранее договор с друзьями и родственниками о том, что в случае опасности они предоставят временное убежище. И важно, чтобы при критической ситуации жертва покидала дом незамедлительно, даже если не удалось взять все, что нужно.

Если социальный работник видит явные последствия или  признаки возможного насилия в семье то ему необходимо корректно проинформировать о возможностях получения помощи, позаботиться о безопасности жертвы.

В своей работе специалист должен четко придерживаться некоторых  правил. Во-первых, никогда нельзя помогать третьим лицам, тем кого специалист не видел и с кем не обсуждал сложившуюся ситуацию. Во-вторых, нельзя верьте, что человек беспомощен: всегда можно привлечь какие-либо внутренние ресурсы клиента, или использовать внешние ресурсы для оптимизации личностных ресурсов клиента. В-третьих, не надо пытаться заставить клиента чувствовать себя лучше: все должно быть постепенно. И, наконец, не надо принимать решения за клиента и пытаться убедить человека сделать правильный, с вашей точки зрения, выбор.

Заключение

Нормальная ситуация развития российского ребенка сопровождается таким эмоциональным насилием чуть ли не каждый день. Между тем стресс, который переживает ребенок в  ситуации эмоционального насилия, ничем  не отличается от стресса, который бывает в ситуации физического и сексуального насилия.

Любое систематическое насилие  приводит к тому, что у жертвы и у свидетеля развиваются  посттравматические стрессовые расстройства. В обыденной жизни наиболее заметными  признаками постстрессового расстройства являются т.н. симптомы повышенной возбудимости у ребенка: раздражительность, нарушения сна, непослушание, трудности концентрации внимания, взрывные реакции, непроизвольная физиологическая реакция на событие, символизирующее или напоминающее травму.

Симптомы повышенной возбудимости – это самые малые признаки посттравматического стрессового расстройства, которые могут вызываться бытовым насилием любого рода. Есть, однако, еще одно следствие опыта насилия, которое в каком-то смысле страшнее вышеперечисленных. Пережитое насилие приводит к формированию сниженной самооценки. Ребенок делает выводы о себе, о том, чего он стоит в этой жизни, по тому, как к нему относятся значимые взрослые. У ребенка низкая самооценка приводит к тому, что он перестает искать доброе отношение к себе, стремиться к успеху.

Минимальные последствия насилия – чувства вины и стыда, сниженная самооценка, посттравматический стресс, депрессия, страхи и ночные кошмары. Итог – формирование личности с нарушенными границами, способной на насилие, различные правонарушения.

 

 

Список  литературы

  1. Алексеева Л.С. «О насилии над детьми» [Электронный ресурс]: Социология права: электронный журнал, 2003г. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/368/631/1219/011-ALEKSEEVA_Lx2cS.pdf
  2. Гетц О. Конференция «Насилие в семье и криминальная эксплуатация» Социальное обеспечение. - 2003. – N 5. – С. 18-19
  3. Закирова В.М. «Развод и насилие в семье – феномен неблагополучия» [Электронный ресурс]: статья. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/644/514/1217/019.ZAKIROVA.pdf
  4. Кочеткова С.В. «Опыт анализа насилия в семье». [Электронный ресурс]: статья.  – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/803/872/1216/019_kochetkov.pdf
  5. Сафонова Т.Я. «Жестокое обращение с детьми» [Электронный ресурс]: статья. – Режим доступа: http://5psy.ru/obrazovanie/jestokoe-obrashenie-s-detmi.html
  6. Проект «Доверие» [Электронный ресурс]:  По оказанию помощи детям-жертвам насилия. – Режим доступа: http://www.pushchino.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=152&Itemid=185
  7. Брошюра «За безопасность семьи» [Электронный ресурс]: брошюра. – Режим доступа: http://dv.projectharmony.ru/chto/deti_0.html
  8. Ветка ивы, насилие нас не сломает [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.vetkaivi.ru/main/family
  9. РиаНовости «Насилие в семье: как защитить себя от тирана» [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://ria.ru/society/20081125/155845575.html
  10. Программа «Сотрудничество местных сообществ по проблеме насилия в семье» [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://dv.projectharmony.ru/chto/main.html
  11. Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие/ Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 860с.
  12. Сидоренкова Т. «Насилие в семье: частное дело или социальная проблема?» [Электронный ресурс]: статья. – Режим доступа: http://www.a-z.ru/women/texts/str_12r.htm
  13. Кризисный центр Верба [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://centerverba.ru/violence/what/
  14. Леонард Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль [Электронный ресурс]: учебник. – Режим доступа: http://nkozlov.ru/library/psychology/d4632/#.UWFs3JMvmX8
  15. Pravda.ru «Насилие в семье или над семьей? » [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.pravda.ru/society/family/21-02-2013/1145803-family-0/
  16. Холостова Е.И. Теория социальной работы: учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристь, 1999. - 334 с.
  17. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. - 92 с.
  18. Публикации 1001. [Электронный ресурс]: статья «Родители и дети. Насилие над детьми в семье». – Режим доступа: http://1001.ru/arc/issue1755/
  19. ГИДУВ: Здравоохранение Чувашии. «Насилие в семье: распространенность, причины, профилактика» [Электронный ресурс]: журнал. – Режим доступа:  http://giduv.com/journal/2004/2/violence_in_family
  20. Всероссийский ресурсный центр [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.womenhiv.ru/content/view/179/65/

1 Закирова В.М. «Развод и насилие в семье – феномен неблагополучия» [Электронный ресурс]: статья. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/644/514/1217/019.ZAKIROVA.pdf

2 Кочеткова С.В. «Опыт анализа насилия в семье». [Электронный ресурс]: статья.  – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/803/872/1216/019_kochetkov.pdf

3 Кочеткова С.В. «Опыт анализа насилия в семье». [Электронный ресурс]: статья.  – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/803/872/1216/019_kochetkov.pdf

4 Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие/ Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – С. 537

5 ГИДУВ: Здравоохранение Чувашии. «Насилие в семье: распространенность, причины, профилактика» [Электронный ресурс]: журнал. – Режим доступа:  http://giduv.com/journal/2004/2/violence_in_family

6 Ветка ивы, насилие нас не сломает [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.vetkaivi.ru/main/family

7 Леонард Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль [Электронный ресурс]: учебник. – Режим доступа: http://nkozlov.ru/library/psychology/d4632/#.UWFs3JMvmX8

8 Ветка ивы, насилие нас не сломает [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.vetkaivi.ru/main/family

9 Леонард Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль [Электронный ресурс]: учебник. – Режим доступа: http://nkozlov.ru/library/psychology/d4632/#.UWFs3JMvmX8

10 Брошюра «За безопасность семьи» [Электронный ресурс]: брошюра. – Режим доступа: http://dv.projectharmony.ru/chto/deti_0.html

11 ГИДУВ: Здравоохранение Чувашии. «Насилие в семье: распространенность, причины, профилактика» [Электронный ресурс]: журнал. – Режим доступа:  http://giduv.com/journal/2004/2/violence_in_family

12 ГИДУВ: Здравоохранение Чувашии. «Насилие в семье: распространенность, причины, профилактика» [Электронный ресурс]: журнал. – Режим доступа:  http://giduv.com/journal/2004/2/violence_in_family

13 Pravda.ru «Насилие в семье или над семьей? » [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.pravda.ru/society/family/21-02-2013/1145803-family-0/

14 Программа «Сотрудничество местных сообществ по проблеме насилия в семье» [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://dv.projectharmony.ru/chto/main.html

15 Всероссийский ресурсный центр [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.womenhiv.ru/content/view/179/65/

16 Всероссийский ресурсный центр [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.womenhiv.ru/content/view/179/65/

17 Всероссийский ресурсный центр [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.womenhiv.ru/content/view/179/65/

Информация о работе Насилие в семье как социальная проблема и способы ее решения