Наука как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 16:26, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является раскрытие основных функций науки, ее назначение и роли в общественной жизни. На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Содержание

Введение ············································································································· 3
Понятие и становление как науки социального института ······························ 4
Социальные функции науки················································································ 7
Развитие науки на современном этапе ··························································· 10
Заключение ······································································································· 14
Список используемой литературы ·································································· 15

Вложенные файлы: 1 файл

основа социологии.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО СВЯЗИ

ФГОБУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ»

(ФГОБУ ВПО «СибГУТИ»)

 

 

 

 

Кафедра СПП

Курс: Социология

 

 

 

 

 

 

 

 

Наука как социальный институт

(домашняя письменная  работа)

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Выполнил: Клочкова Д. Е.

Проверил: Микиденко Н. Л.

                                                               Работа сдана:

                                                                        Работа проверена:

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2013

Содержание

  1. Введение ············································································································· 3
  2. Понятие и становление как науки социального института ······························ 4
  3. Социальные функции науки················································································ 7
  4. Развитие науки на современном этапе ··························································· 10
  5. Заключение ······································································································· 14
  6. Список используемой литературы ·································································· 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Целью данного реферата является раскрытие основных функций науки, ее назначение и роли в общественной жизни. На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Наука как социальный институт- это особая, относительно самостоятельная форму общественного сознания и сферу человеческой деятельности, выступающий как исторический  продукт длительного развития человеческой цивилизации, духовной культуры, выработавший свои типы общения, взаимодействия людей, формы разделения исследовательского труда и нормы сознания ученых. 
       Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и становление науки как социального института.

Понятие "социальный институт" относится к базовым категориям социологической науки. Социальные институты правильно рассматривать в качестве одного из важнейших структурообразующих элементов социальной системы. Именно осознание феномена институционализации социальной жизни, введение в ней ряда крупных общественных установлений во многом определило само существование и развитие социологии. Не случайно многие ученые (научное сообщество) рассматривают социологию в качестве науки институтов.  Научное сообщество - это совокупность ученых профессионалов, организация которых отражает специфику научной профессии. Это понятие ввел Р.Мертон для определения предмета социологии науки для отличия ее от социологии знания. Для Мертона наука, это прежде всего, социальный институт.

Данная категория носит своеобразный «модельный» характер , поскольку к институтам относят относительно стабильные и интегрированные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, учреждений, которые управляют разнообразными сферами социальной жизни.

При очень широком использовании данного понятия оно не выделено на четкую «категориальную орбиту» . Конкретным институтам уделяется на много больше внимания. Отсутствие последовательно методологической и теоретической разработки понятия «социальный институт». Сегодня практически нет такого явления, которое не получило бы ярлык института, если его не присуждают специалисты, то за них это делают журналисты или политики.

Представление о научном сообществе введено для того, чтобы выделять предмет социологии науки от социологии знания. Научное сообщество ответственно за целостность науки как профессии и ее эффективное функционирование, несмотря на то, что профессионалы сосредоточены в пространстве и работают в различном общественном, культурном и организационном окружении.В научном сообществе есть общие цели, устойчивые традиции, авторитет, самоорганизации, но отсутствует (как в обществе) механизмы власти, прямого принуждения и фиксированного членства. 
Рассматривая науку как социальный институт с точки зрения социологии науки, необходимо отметить исторический аспект.

Возникновение науки как социального института связывают с кардинальными изменениями в общественном строе и, в частности, с эпохой буржуазных революций, которая дала мощный толчок развитию промышленности, торговли, строительству, горному делу, мореплаванию. Способы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении всего исторического развития науки. Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в XVI—XVII вв. в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и претендовала на определенную автономию. Само существование науки в качестве социального института говорило о том, что в системе общественного разделения труда она должна выполнять специфические функции, а именно, отвечать за производство теоретического знания. Наука как социальный институт включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

Однако долгое время институциональный подход не разрабатывался в отечественной философии науки. Процесс институциализации науки свидетельствует о ее самостоятельности, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда, о ее претензиях на участие в распределении материальных и человеческих ресурсов. Из истории отечественной науки видно, как марксистская идеология тотально контролировала науку, велась борьба с кибернетикой, генетикой, археологией, математической логикой и квантовой теорией.

Поскольку усвоение социальных норм и стандартов начинается в процессе первичной социализации, то наука никогда не может освободиться от влияния общества, хотя всегда стремится быть антиидеологичной. К характеристикам идеологии относят ее намеренное искажение реальности, догматизм, нетерпимость, нефальсифицируемость. Наука исповедует противоположные принципы: она стремится к точному и адекватному отражению реальности, зачастую терпима к конкурирующим теориям, никогда не останавливается на достигнутом и подвержена фальсификации.

Разные социальные институты, несмотря на специфические различия, имеют некие общие признаки.

Во-первых, наличие культурных символов, иными словами, определенного элемента культуры, который указывает на принадлежность к данному социальному институту. Например, в России обручальное кольцо на правой руке свидетельствует о том, что незнакомка замужем, а на левой — о том, что она вдова. Такие символы, как гимн, флаг, герб, олицетворяют государство.

Во-вторых, человек, включаясь в деятельность социального института, приобретает определенное положение - статус с совокупностью прав и обязанностей и роль - ожидаемое поведение, связанное с полученным статусом. Система этих ролей чаще всего выражена в формальных кодексах поведения: клятва Гиппократа у медиков, присяга президента при вступлении в должность, военная присяга в армии. Если правила, которые содержатся в кодексах, оторваны от реальной жизни или не существует неотвратимого наказания за их нарушение, эти кодексы могут нарушаться.

В-третьих, каждый институт вырабатывает свою идеологию — систему идей, которая указывает, почему человек должен действовать определенным образом, разъясняет и рационально оправдывает применение правил поведения, содействуя тем самым укреплению института.

Наука не может развиваться в порядке самодеятельной творческой инициативы по изысканию истины. Необходима целенаправленная, хорошо организованная совместная работа разных ученых и специалистов. Занятия наукой требуют высокого уровня профессионального знания и специальной подготовки. Поэтому всякое научное исследование всегда общественно и государственно обеспечено, как и любой социальный институт, отвечающий потребностям и интересам общества в материальном и духовном производстве необходимых ему новых ценностей и тем самым оправдывающий свое объективное существование и неотъемлемое право на саморазвитие. В связи с этим исключительно все науки, и в том числе медицинские, стали уникальным социально-научным институтом.

В науке действует так называемый «эффект Матфея», при котором уже признанные ученые получают новые поощрения (премии, награды, цитирование) значительно легче своих, пока еще не признанных, коллег. Любое общество должно быть заинтересовано в наращивании своего интеллектуального потенциала. Однако наблюдаемая в России структурная эмиграция интеллигенции, отъезд ученых за рубеж, переход вследствие необеспеченности научной сферы в другие отрасли деятельности говорит о недостаточно высокой оценке их труда.

Становление науки как социального института сводится не только к социальной институционализации, но может включать и также когнитивную институционализацию. Именно данный факт способствует созданию научных направлений, а также научных сообществ, что ведет за собой установление норм научной деятельности любой из групп ученных.

 

Социальные функции науки.

Очень важны функции науки, как социальной силы в решении глобальных проблемсовременности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно–технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы.

Следовательно, наука - один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки.

Обсуждая о функциях науки как непосредственной производительной силы, то нам сегодня эти функции, пожалуй, представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими, изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Однако при историческом рассмотрении картина предстает в ином свете. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К.Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой.

Наука берет на себя функцию социальной силы в том смысле, что она   обеспечивает общество необходимыми, полезными знаниями, ресурсами, которые используются им во всех сферах жизнедеятельности. В современных условиях методы и средства науки активно вовлечены в разработку масштабных планов экономического, технического, социального развития, и призваны регулировать так называемые глобальные проблемы и минимизировать их влияние на природные и социальные миры.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций - она начинает выступать и в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в числе тех, кто стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомы надвигающегося кризиса и привлекли к этой теме внимание общественности, политических и государственных деятелей, хозяйственных руководителей. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей. В этой своей функции наука затрагивает социальное управление. Любопытный пример, подтверждающий, что наука всегда пыталась преподать себя как дополнительная социальная сила, связан с первой демонстрацией такого чисто «созерцательного» инструмента, как телескоп, который Галилей, представляя сенаторам Венецианской республики, пропагандировал как средство, позволяющее различать вражеские корабли «двумя или более часами» раньше.

На основе достаточно пестрой и разноплановой совокупной личностной картины мира индивид формирует отношение к себе, другим людям и их природе. Переосмысление картины мира осуществляется в соотношении с потребностями и интересами, идеалами и нормами жизнедеятельности. Измененные таким образом знания приобретают ценность для субъекта, сравниваются с ценностями других субъектов, всего общества. В этом проявляется аксиологическая функция науки.

Информация о работе Наука как социальный институт