Национальная безопасность России 2013 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:44, доклад

Краткое описание

От безопасности через развитие России 2009 к культуре безопасности 2013: особенности исследования.
Результаты изучения состояния национальная безопасность России 2013 года.

Вложенные файлы: 1 файл

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ XX1.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

 

Смысл Жизни 

«Россия сейчас переживает цивилизационный кризис, кризис идентичности. После расхода республик СССР по своим "квартирам" каждая из них  должна была ответить на вопрос: к какой цивилизации она принадлежит? Вопрос этот встал и перед Россией. Что дальше делать? Новую страну создавать? Или воссоздавать старую? А если старую, то какую именно? И, в конце концов, все сведется к вопросу о смысле жизни... Те же, кто терял смысл жизни, погибал в течение нескольких дней. Если граждане страны могут ответить на вопрос, зачем они живут и ходят на работу, - страна существует».

Суть вывода: нам всем нужен Большой Геокультурный  Созидающий Проект XXI века - Возрождение России.

Подтверждением моих соображений в 2013 году могут послужить  итоги ежегодного мирового исследования Института Гэллапа (The Gallup Organization) 2007 года в рамках мирового мониторинга Gallup World Poll: опрос осуществляется в 130-140 странах мира по единой методике и позволяет создать и поддерживать полную и доказательную картину мирового общественного мнения с учётом всех главных аспектов жизни человека, семьи, народа, страны в контексте прошлого, настоящего и будущего.

Надежда Кеворкова, которая прокомментировала итоги исследования Gallup World Poll на страницах августовского специального номера журнала «Смысл» (он посвящён семи проблемам наиболее актуальным для настоящего и будущего России - имеет на обложке смысловой девиз: «МИРОВАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ»), обратила особое внимание читателей на обретение населением России склонности и потребности в своей Значимости.

«Целых 75% россиян ответили положительно на мировоззренческий  вопрос: "Чувствуете ли вы, что у  вас в жизни есть важная цель, что ваша жизнь значима?", - констатирует Н. Кеворкова. - Больше всего значимость своей жизни ощущают 25-34-летние (94%) и зрелые люди 84% из возрастной группы 35-49 лет). Причём между мужчинами и женщинами, верующими и неверующими большой разницы в целеполагании нет». (Выделено мною. - В.К.).

Вот именно с такими людьми в России, во многих других странах, которые «считают свою жизнь значимой и видят в ней смысл» связываю я новый неЗападный гуманизм и новое гуманистическое мировоззрение.

 

Справедливость и законность.

 

Фактически это кластер  взаимосвязанных смыслов, практик  и теорий: «общественный идеал справедливости», «нарушение принципа социальной справедливости» (80% от числа опрошенных в ходе исследования «Российская мечта: какая она и может ли осуществиться?»), «неравенства распределения собственности» (80%), «неравенства перед законом» (82%).

-Что делать? Как делать? Когда делать?

-По существу здесь и сейчас функционирует самое «узкое горлышко» для следующего шага: тотальная опасность, чёткий Вызов народа всем структурам власти России 2013, всем звеньям российской науки, экспертному сообществу, нам самим - каждому.

 «По данным исследований, института социологии РАН среди многих человеческих ценностей на первом месте для россиян стоят социальная справедливость и защищенность. Но даже в густо-розовых очках не скажешь, что в России с ними полный порядок. Не возникнет ли социальный протест и взрыв на этой почве?».

Все последние годы среднедушевые  доходы россиян растут на 1,5-2   тысячи рублей ежегодно. Это средний и довольно скромный показатель по стране, по отдельным отраслям он заметно выше. Но в любом случае играть на том, что доходы населения падают, невозможно: рост есть. Другое дело, что в последние 2 года рельефно проявились два обстоятельства. Первое: рост материальной обеспеченности не улучшает людям качество жизни. В своей иномарке вы торчите по три часа в пробках так же, как и водитель двадцатилетних ржавых «Жигулей». Вы заплатите крупную сумму в частной клинике - но там будет хирург-халтурщик, и вы рискуете потерять близкого человека или собственное здоровье. Средства не конвертируются в качественно-осязаемый результат, и такие примеры - сплошь и рядом.

Второе обстоятельство - еще в 2011 году начал формироваться  эффект "ножниц". Доходы у людей росли, а вот обстановку в стране они стали оценивать все хуже. Это означает, что социально-психологическая энергия общества истощается, людям уже не хочется "немного потерпеть, пока наступят лучшие времена". Силы и терпение на исходе. Сегодня маятник общественных умонастроений от отметки "плюс" качнулся в сторону нуля. Если власть подобную тенденцию не заметит и адекватно на нее не ответит, то этим обстоятельством могут воспользоваться оппозиционеры. Общество нуждается сейчас в свежих эмоциях и впечатлениях, смелых инициативах и идеях. И считает, что главное направление прогресса - к обеспечению социальной справедливости, равенства всех перед законом.

Именно поэтому россияне так внимательно следят за ходом  борьбы с коррупцией и остро на это реагируют: народ хочет видеть конкретные результаты, а не "заявления высокопоставленных чиновников". Если общество поймет, что на деле все окажется не так, как на словах, то доверие к власти придется восстанавливать не месяцами, а годами. Власти нужно доказать гражданам, что за благими намерениями следуют серьезные решения и действия. Только тогда в обществе сложится новый, благоприятный социально-психологический фон.

Второе: За двадцать лет реформ - как бы противоречиво они ни шли - серьезно изменилось само мышление общества. Я хотел бы отметить очень важную тенденцию. Из массовой идеологии вытеснялись политические термины, и вместо них люди (и политики тоже) оперируют понятиями социально-значимого характера. Мы говорим не о "перестройке" или "гласности", а о справедливости, безопасности, здоровье нации и т. д. По большому счету это свидетельствует, что сейчас, активно формируется массовая социальная идеология, в основе которой категории реальной повседневной жизни людей - благосостояние, равенство шансов и возможностей, защищенность и т. д. Более того, массовое сознание в принципиальных случаях стало перехватывать инициативу у так называемого экспертного сообщества. Например, основные слои населения уже не стремятся, как это было раньше, жестко противопоставлять понятия "демократия" и "порядок". Большинство населения выступает одновременно и за демократию, и за порядок, за синтез свободы и материального благополучия, сочетание преимуществ государственных начал в экономике и рыночного хозяйства. В этом я вижу признаки того, что массовое сознание начинает коренным образом обновляться. И народное мышление переходит от "альтернативного" к неальтернативному - то есть допускающему компромиссы и сочетание жизненных смыслов и целей разных групп населения во имя общего блага, возможность сотрудничества власти и оппозиции в ключевых вопросах, конструктивный подход к делу, а не "борьбу до победного".

Именно это, при всех сложностях движения к достойной и эффективной национальной безопасности через культуру развития (см. схемы 1 и 2) обозначили реальный тренд гуманизации в становлении пятого и шестого технологических укладов.

 

 

Раздел IV. Проблема интерпретации влияния глобальной коммуникационной институциональной Среды на содержание и динамику

ПОНИМАНИЯ ОПАСНОСТЕЙ, УГРОЗ И РИСКОВ КУЛЬТУРЕ, ДУХОВНОСТИ,

ПОВСЕДНЕВНОЙ  ЖИЗНИ

Состояние и динамика новой реальности применительно к сфере жизнеобеспечения человека, семьи, народов России, цель культуры развития обязывает рассматривать исследования два взаимосвязанных кластера событий.

Первый кластер событий, ориентированных на обеспечение национальной безопасности России в 2013 году, рассмотрен в сути уже состоявшихся шести шагов. В ходе исследования особое внимание при изучении процесса обеспечения безопасности, национальной безопасности было обращено на внутренние Запросы и Вызовы от человека, народов России.

Второй кластер - это внешние Запросы и Вызовы от зарубежных стран и региональных, международных объединений (ООН, ШОС, БРИКС, НАТО и другие); от других народов, иностранных граждан; от реально действующих и вновь возникающих объективных внешних факторов.

Оба кластера функционируют  во времени и пространстве одновременно и формируют внутренний и внешний Контекст для протекания, возникновения и угасания событий в сфере национальной безопасности. Но самое главное - внешний и внутренний контекст, по итогам многочисленных исследований, на 30-70 процентов обуславливает содержание и результативность событий во внутренней и внешней жизни страны; её культуры, образа жизни, безопасности, политики, экономики, экологии. В итоге: Контекст - это важнейшее и всепроникающее действие, которое в значительной степени влияет на Понимание события, на его осмысление, на смысл жизни, на позицию и поступки очень многих людей, семей, общественных организаций, институтов власти.

Во взаимодействии субъектов  и объектов безопасности, национальной безопасности с Контекстом формируется и функционирует Повестка Дня народа, человека и семьи, российской власти 2013 года.

Однако и событие  из сферы национальной безопасности, и Контекст события одновременно и повсеместно подвержены влиянию внешней и внутренней Среды, Институциональной Среды: то есть речь идёт о Правилах Игры для сферы безопасности, для процесса и результата взаимодействия События и Контекста События; для Повестки Дня России 2013.

 

И несколько  слов о культуре развития

Сама структура предметного  поля социологии ориентирована на учет перемен в состоянии объекта культуры развития ( увеличения удельного веса нематериальной компоненты), в динамике человеческого потенциала, интеллектуального капитала, институциональной среды; на изменение правил игры в ходе осуществления согласованной повестки дня для сфер культурного развития.

Формы культуры развития отличаются значительным разнообразием и обусловлены реальными потребностями общества в нравственной и правовой устойчивости, конструктивности общественного мнения, обеспокоенности состоянием Мира и возможностью войны.

Интенсивность проявление культуры развития выражает конкретную востребованность общества; национальной элиты, если в этом обществе она сложилась, признана народом и достойно функционирует в о имя служению Отечеству; широких народных масс, в правдивости, истинности гуманитарных взаимодействий, их результатам и последствий в реальном времени и пространстве.

Характер культуры развития определяется степенью ориентированности (слабой, умеренной, сильной) на достойный диалог по поводу актуальных проблем: стадии диалога могут быть- оптимическими или пессимическими, неопределенными; инертными или креативными; развивающимися, стагнирующими или кризисными.

Особенности становления и функционирования культуры развития определяются тремя обстоятельствами: способностью субъекта культуры развития предвидеть развития событий, для которых свойство справедливого, правдивого, культурного будет актуально; установления факта состоявшегося события; реальным нравственным поступком объекта культуры развития по критериям: правдивость, честность, порядочность, солидарность, равенство, соблюдение меры.

Институты культурного оформления в ХХ и ХХI веках как международные ( Организация Объединенных Наций, ЮНЕСКЩ), региональные ( Шанхайская организация сотрудничества ), национальные ( государственные- органы социальной защиты, общественные- объединения, фонды, комитеты, ассоциации), частные- здесь субъекты культуры развития выступают в частном, личном качестве ( Лихачев, Зиновьев, Солженицын).

Исключительная роль в обеспечении культуры развития принадлежит Институтам глобальных гуманитарных взаимодействий: Международный  год Культуры Мира (2000г.), Движение Альянса Цивилизаций ( с 2004 года по настоящее время)

Особенно значимая роль Всемирного Института Борьбы за Мир  во всем Мир6е, который оформился  во второй половине ХХ века и действует  в настоящее время. Достоянием всего  человечества, каждого человека является бесценный капитал: 1) результаты- в ХХ веке удалось предотвратить ядерную войну ; 2) практики нравственных поступков и результаты сохранения и поддержания мира- свидетельство важности и востребованности философии и социологии культуры развития, правды и честности, человеческой солидарности и ответственности.

Востребованность  культуры развития убедительно и конкретно представлена на протяжении тысячелетней истории философии, культуры и религии. Особая актуальность востребованности культуры развития в ХХI веке обусловлена стремительным ростом неопределенности, смыслом его связи с Другим человеком, со своим народом, с Миром. Человеку, народом Мира необходима культура развития.

Инновационность культуры развитая обусловлена ее исключительными возможностями в создании энергетики и волевых импульсов для всей совокупности гуманитарных взаимодействий с целью обеспечения достоинства, правдивости и безопасности человека, всего Мира.

Процессуальность  культуры развития обусловлена особой значительностью взаимодействия субъекта и объекта культуры развития: свойство добродетели и ценности гражданского поступка в наступившей ситуации, события, которые нуждаются в культуре развития, осуществляются в обязательной временной последовательности  и пространственной определенности.

Информация о работе Национальная безопасность России 2013 года