Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:44, доклад
От безопасности через развитие России 2009 к культуре безопасности 2013: особенности исследования.
Результаты изучения состояния национальная безопасность России 2013 года.
Смысл Жизни
«Россия сейчас переживает цивилизационный кризис, кризис идентичности. После расхода республик СССР по своим "квартирам" каждая из них должна была ответить на вопрос: к какой цивилизации она принадлежит? Вопрос этот встал и перед Россией. Что дальше делать? Новую страну создавать? Или воссоздавать старую? А если старую, то какую именно? И, в конце концов, все сведется к вопросу о смысле жизни... Те же, кто терял смысл жизни, погибал в течение нескольких дней. Если граждане страны могут ответить на вопрос, зачем они живут и ходят на работу, - страна существует».
Суть вывода: нам всем нужен Большой Геокультурный Созидающий Проект XXI века - Возрождение России.
Подтверждением моих соображений в 2013 году могут послужить итоги ежегодного мирового исследования Института Гэллапа (The Gallup Organization) 2007 года в рамках мирового мониторинга Gallup World Poll: опрос осуществляется в 130-140 странах мира по единой методике и позволяет создать и поддерживать полную и доказательную картину мирового общественного мнения с учётом всех главных аспектов жизни человека, семьи, народа, страны в контексте прошлого, настоящего и будущего.
Надежда Кеворкова, которая прокомментировала итоги исследования Gallup World Poll на страницах августовского специального номера журнала «Смысл» (он посвящён семи проблемам наиболее актуальным для настоящего и будущего России - имеет на обложке смысловой девиз: «МИРОВАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ»), обратила особое внимание читателей на обретение населением России склонности и потребности в своей Значимости.
«Целых 75% россиян ответили положительно на мировоззренческий вопрос: "Чувствуете ли вы, что у вас в жизни есть важная цель, что ваша жизнь значима?", - констатирует Н. Кеворкова. - Больше всего значимость своей жизни ощущают 25-34-летние (94%) и зрелые люди 84% из возрастной группы 35-49 лет). Причём между мужчинами и женщинами, верующими и неверующими большой разницы в целеполагании нет». (Выделено мною. - В.К.).
Вот именно с такими людьми в России, во многих других странах, которые «считают свою жизнь значимой и видят в ней смысл» связываю я новый неЗападный гуманизм и новое гуманистическое мировоззрение.
Справедливость и законность.
Фактически это кластер взаимосвязанных смыслов, практик и теорий: «общественный идеал справедливости», «нарушение принципа социальной справедливости» (80% от числа опрошенных в ходе исследования «Российская мечта: какая она и может ли осуществиться?»), «неравенства распределения собственности» (80%), «неравенства перед законом» (82%).
-Что делать? Как делать? Когда делать?
-По существу здесь и сейчас функционирует самое «узкое горлышко» для следующего шага: тотальная опасность, чёткий Вызов народа всем структурам власти России 2013, всем звеньям российской науки, экспертному сообществу, нам самим - каждому.
«По данным исследований, института социологии РАН среди многих человеческих ценностей на первом месте для россиян стоят социальная справедливость и защищенность. Но даже в густо-розовых очках не скажешь, что в России с ними полный порядок. Не возникнет ли социальный протест и взрыв на этой почве?».
Все последние годы среднедушевые доходы россиян растут на 1,5-2 тысячи рублей ежегодно. Это средний и довольно скромный показатель по стране, по отдельным отраслям он заметно выше. Но в любом случае играть на том, что доходы населения падают, невозможно: рост есть. Другое дело, что в последние 2 года рельефно проявились два обстоятельства. Первое: рост материальной обеспеченности не улучшает людям качество жизни. В своей иномарке вы торчите по три часа в пробках так же, как и водитель двадцатилетних ржавых «Жигулей». Вы заплатите крупную сумму в частной клинике - но там будет хирург-халтурщик, и вы рискуете потерять близкого человека или собственное здоровье. Средства не конвертируются в качественно-осязаемый результат, и такие примеры - сплошь и рядом.
Второе обстоятельство - еще в 2011 году начал формироваться эффект "ножниц". Доходы у людей росли, а вот обстановку в стране они стали оценивать все хуже. Это означает, что социально-психологическая энергия общества истощается, людям уже не хочется "немного потерпеть, пока наступят лучшие времена". Силы и терпение на исходе. Сегодня маятник общественных умонастроений от отметки "плюс" качнулся в сторону нуля. Если власть подобную тенденцию не заметит и адекватно на нее не ответит, то этим обстоятельством могут воспользоваться оппозиционеры. Общество нуждается сейчас в свежих эмоциях и впечатлениях, смелых инициативах и идеях. И считает, что главное направление прогресса - к обеспечению социальной справедливости, равенства всех перед законом.
Именно поэтому россияне так внимательно следят за ходом борьбы с коррупцией и остро на это реагируют: народ хочет видеть конкретные результаты, а не "заявления высокопоставленных чиновников". Если общество поймет, что на деле все окажется не так, как на словах, то доверие к власти придется восстанавливать не месяцами, а годами. Власти нужно доказать гражданам, что за благими намерениями следуют серьезные решения и действия. Только тогда в обществе сложится новый, благоприятный социально-психологический фон.
Второе: За двадцать лет реформ - как бы противоречиво они ни шли - серьезно изменилось само мышление общества. Я хотел бы отметить очень важную тенденцию. Из массовой идеологии вытеснялись политические термины, и вместо них люди (и политики тоже) оперируют понятиями социально-значимого характера. Мы говорим не о "перестройке" или "гласности", а о справедливости, безопасности, здоровье нации и т. д. По большому счету это свидетельствует, что сейчас, активно формируется массовая социальная идеология, в основе которой категории реальной повседневной жизни людей - благосостояние, равенство шансов и возможностей, защищенность и т. д. Более того, массовое сознание в принципиальных случаях стало перехватывать инициативу у так называемого экспертного сообщества. Например, основные слои населения уже не стремятся, как это было раньше, жестко противопоставлять понятия "демократия" и "порядок". Большинство населения выступает одновременно и за демократию, и за порядок, за синтез свободы и материального благополучия, сочетание преимуществ государственных начал в экономике и рыночного хозяйства. В этом я вижу признаки того, что массовое сознание начинает коренным образом обновляться. И народное мышление переходит от "альтернативного" к неальтернативному - то есть допускающему компромиссы и сочетание жизненных смыслов и целей разных групп населения во имя общего блага, возможность сотрудничества власти и оппозиции в ключевых вопросах, конструктивный подход к делу, а не "борьбу до победного".
Именно это, при всех сложностях движения к достойной и эффективной национальной безопасности через культуру развития (см. схемы 1 и 2) обозначили реальный тренд гуманизации в становлении пятого и шестого технологических укладов.
Раздел IV. Проблема интерпретации влияния глобальной коммуникационной институциональной Среды на содержание и динамику
ПОНИМАНИЯ ОПАСНОСТЕЙ, УГРОЗ И РИСКОВ КУЛЬТУРЕ, ДУХОВНОСТИ,
ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Состояние и динамика новой реальности применительно к сфере жизнеобеспечения человека, семьи, народов России, цель культуры развития обязывает рассматривать исследования два взаимосвязанных кластера событий.
Первый кластер событий, ориентированных на обеспечение национальной безопасности России в 2013 году, рассмотрен в сути уже состоявшихся шести шагов. В ходе исследования особое внимание при изучении процесса обеспечения безопасности, национальной безопасности было обращено на внутренние Запросы и Вызовы от человека, народов России.
Второй кластер - это внешние Запросы и Вызовы от зарубежных стран и региональных, международных объединений (ООН, ШОС, БРИКС, НАТО и другие); от других народов, иностранных граждан; от реально действующих и вновь возникающих объективных внешних факторов.
Оба кластера функционируют во времени и пространстве одновременно и формируют внутренний и внешний Контекст для протекания, возникновения и угасания событий в сфере национальной безопасности. Но самое главное - внешний и внутренний контекст, по итогам многочисленных исследований, на 30-70 процентов обуславливает содержание и результативность событий во внутренней и внешней жизни страны; её культуры, образа жизни, безопасности, политики, экономики, экологии. В итоге: Контекст - это важнейшее и всепроникающее действие, которое в значительной степени влияет на Понимание события, на его осмысление, на смысл жизни, на позицию и поступки очень многих людей, семей, общественных организаций, институтов власти.
Во взаимодействии субъектов и объектов безопасности, национальной безопасности с Контекстом формируется и функционирует Повестка Дня народа, человека и семьи, российской власти 2013 года.
Однако и событие из сферы национальной безопасности, и Контекст события одновременно и повсеместно подвержены влиянию внешней и внутренней Среды, Институциональной Среды: то есть речь идёт о Правилах Игры для сферы безопасности, для процесса и результата взаимодействия События и Контекста События; для Повестки Дня России 2013.
И несколько слов о культуре развития
Сама структура предметного поля социологии ориентирована на учет перемен в состоянии объекта культуры развития ( увеличения удельного веса нематериальной компоненты), в динамике человеческого потенциала, интеллектуального капитала, институциональной среды; на изменение правил игры в ходе осуществления согласованной повестки дня для сфер культурного развития.
Формы культуры развития отличаются значительным разнообразием и обусловлены реальными потребностями общества в нравственной и правовой устойчивости, конструктивности общественного мнения, обеспокоенности состоянием Мира и возможностью войны.
Интенсивность проявление культуры развития выражает конкретную востребованность общества; национальной элиты, если в этом обществе она сложилась, признана народом и достойно функционирует в о имя служению Отечеству; широких народных масс, в правдивости, истинности гуманитарных взаимодействий, их результатам и последствий в реальном времени и пространстве.
Характер культуры развития определяется степенью ориентированности (слабой, умеренной, сильной) на достойный диалог по поводу актуальных проблем: стадии диалога могут быть- оптимическими или пессимическими, неопределенными; инертными или креативными; развивающимися, стагнирующими или кризисными.
Особенности становления и функционирования культуры развития определяются тремя обстоятельствами: способностью субъекта культуры развития предвидеть развития событий, для которых свойство справедливого, правдивого, культурного будет актуально; установления факта состоявшегося события; реальным нравственным поступком объекта культуры развития по критериям: правдивость, честность, порядочность, солидарность, равенство, соблюдение меры.
Институты культурного оформления в ХХ и ХХI веках как международные ( Организация Объединенных Наций, ЮНЕСКЩ), региональные ( Шанхайская организация сотрудничества ), национальные ( государственные- органы социальной защиты, общественные- объединения, фонды, комитеты, ассоциации), частные- здесь субъекты культуры развития выступают в частном, личном качестве ( Лихачев, Зиновьев, Солженицын).
Исключительная роль в обеспечении культуры развития принадлежит Институтам глобальных гуманитарных взаимодействий: Международный год Культуры Мира (2000г.), Движение Альянса Цивилизаций ( с 2004 года по настоящее время)
Особенно значимая роль Всемирного Института Борьбы за Мир во всем Мир6е, который оформился во второй половине ХХ века и действует в настоящее время. Достоянием всего человечества, каждого человека является бесценный капитал: 1) результаты- в ХХ веке удалось предотвратить ядерную войну ; 2) практики нравственных поступков и результаты сохранения и поддержания мира- свидетельство важности и востребованности философии и социологии культуры развития, правды и честности, человеческой солидарности и ответственности.
Востребованность культуры развития убедительно и конкретно представлена на протяжении тысячелетней истории философии, культуры и религии. Особая актуальность востребованности культуры развития в ХХI веке обусловлена стремительным ростом неопределенности, смыслом его связи с Другим человеком, со своим народом, с Миром. Человеку, народом Мира необходима культура развития.
Инновационность культуры развитая обусловлена ее исключительными возможностями в создании энергетики и волевых импульсов для всей совокупности гуманитарных взаимодействий с целью обеспечения достоинства, правдивости и безопасности человека, всего Мира.
Процессуальность культуры развития обусловлена особой значительностью взаимодействия субъекта и объекта культуры развития: свойство добродетели и ценности гражданского поступка в наступившей ситуации, события, которые нуждаются в культуре развития, осуществляются в обязательной временной последовательности и пространственной определенности.
Информация о работе Национальная безопасность России 2013 года