На самом деле этнос
и нация - совершенно разные социальные
явления. "Нация, в отличие от этноса,
- это то, что дано мне не фактом
моего рождения, а моими собственными
усилиями и личным выбором. Этнос
я не выбираю, а нацию - могу выбрать...
Нация - это государственная, социальная,
культурная принадлежность индивида,
а не его антропологическая и
этническая определенность" (В.М. Межуев).
Большинство современных
наций сложилось из разных
этнических общностей в процессе
совместной жизнедеятельности в
рамках единого государства, которое
в конечном итоге и стало
важнейшим фактором образования
нации.
Границы нации
и государства совпадают, но
не нация формирует границы
государства, а государство - границы
нации.
Становление нации
— процесс сложный и длительный,
и определяющую роль в этом
процессе играют социально-экономические
факторы. Вместе с тем выделение
нации среди других социальных
общностей возможно на основе
ее собственно этнических свойств.
Экономическая и политическая консолидация
нации способствует образованию единого
национального языка, на этой основе
складывается общенациональная культура,
формируются особенности национального
характера, возникает национальное самосознание,
которое включает в себя осознание этнической
общности, приверженность к национальному
языку, территории, культуре, чувство
национальной гордости, а также вырабатываются
определенные стереотипы отношения к
своей нации и другим общностям. Нация
относится к этносоциальному организму
и считается высшей формой социально -
этнической общности.
Большинство наций
современного мира полиэтничны по
своей внутренней структуре, включая различные
субэтносы, т. е. входящие в состав этносов
общности, где особые этнические свойства
выражены с меньшей интенсивностью, чем
в основных этнических единицах. Иначе
говоря, в этническом отношении нации
не гомогенны (не однородны). Типичным
примером в этом отношении являются США,
где американская нация состоит из множества
этнических групп и представляет собой
многоязычную нацию. Предками современных
американцев были выходцы из 40 стран.
Хотя английский язык является преобладающим
в США,7,7млн. американцев считают своим
родным языком испанский, 5,1 млн. - немецкий,
4,1млн. - итальянский, 2,5 млн. - польский,
2,4 млн. - французский и 1,2 млн.- идиш.
Это свидетельствует об этнонациональном
многообразии американского
общества.
Производным от
«нации» является термин «национальность»,
который
употребляется в двух значениях.
Во-первых, для обозначения принадлежности
человека к определенной этнической
общности (рубрика в паспорте
обозначает собственно этническую принадлежность),
а в западноевропейских странах
- главным образом для указания
государственной принадлежности людей
(подданство). В этих целях нередко
применяется выражение «этническая
национальность». Во-вторых, термин
«национальность» используется как
собирательный в тех случаях,
когда им заменяется перечень различных
форм социально-этнических общностей
(наций, народностей, этнических групп,
исключая племена). Например, когда
говорят, что в Республике Беларусь
проживают люди более 130 национальностей,
то имеют в виду совокупность всех форм
социально - этнических общностей.
Производными от
понятия «этнос» являются
«этническая группа» и
«этнографическая группа».
Этническая группа
- это группа людей, для которой
характерна близость
языков и некоторых
других особенностей культуры, родственных
по происхождению и сохранившихся
до наших дней. Много этнических
групп проживает, например, в
Дагестане, на Памире и в других регионах
России. К этнической группе можно
отнести местные, территориальные
общности людей, которые хотя и говорят
на одном языке и сознают свою
принадлежность к единому этносу,
но часто отличаются друг от друга
второстепенными культурно-бытовыми,
а иногда и языковыми признаками.
Например, мегрелы, сваны и лазы.
Они - составная часть грузинской
нации. Хотя подавляющее
большинство их владеет грузинским
языком, однако в домашнем быту мегрельский,
сванский и лазский языки еще
используются.
Территориально-культурные
общности обычно называют «этнографическими
группами», или «субэтносами»;
их образование может совпадать с районами
распространения языковых диалектов,
хотя такое совпадение и не является обязательным.
Для этнографических групп характерны
такие черты, как наличие отдельных специфических
элементов быта, культуры, языка, религиозных
верований и т. п. Многие этнографические
группы имеют самоназвания и самосознание.
Такими
этнографическими группами
в России являются поморы, камчадалы,
казаки.
Аналогичные этнографические
группы можно выделить в составе
почти каждого более или менее
крупного народа. Таковы, например, «верхние»
и «нижние» немцы, различие между
которыми имеет как этнографический,
так и диалектологический характер.
Более мелкими этнографическими
группами того же народа можно считать
«верхних» и «нижних» саксонцев,
баварцев, вестфальцев, швабов, франконцев
и др.
В социальных науках
употребляется понятие «национальные
(этнические) меньшинства». Таковыми
называются группы людей какой-либо
социально - этнической общности,
проживающие за пределами своей
государственности в инонациональной
среде и составляющие, как правило,
меньшинство населения в странах
своего проживания. Национальные
меньшинства характеризуются сохранением
национального (этнического) самосознания,
культуры, быта, традиций, языка основной
части этнической общности.
В мире нет полностью
мононациональных государств. Национальные
меньшинства существуют практически
повсеместно. В многонациональных
государствах, где ни один народ
не составляет большинства населения,
понятие «национальные меньшинства»
в определенной степени теряет смысл.
По-разному выглядит проблема национальных
меньшинств в федеративных и унитарных
государствах. Национальные меньшинства
в современном мире весьма разнообразны
по происхождению (существовавшие на своей
территории еще до возникновения государства;
образовавшиеся в результате изменения
политических границ; сформировавшиеся
в ходе миграций); по характеру расселения
(от компактного в границах одной страны
до дисперсного в рамках нескольких стран);
по абсолютной и относительной численности
и по иным критериям. Альтернативой термину
«национальные меньшинства» часто
служит термин «граждане некоренных
национальностей», хотя и он не полностью
адекватен описываемой группе людей.
В последние годы
применительно к государствам, возникшим
на пространстве бывшего СССР,
употребляется термин «русскоязычное
население». Это собирательное название
людей русской и любой другой
этнической принадлежности, пользующихся
преимущественно русским языком
и обычно считающих его родным.
В узком смысле - это группы
людей нерусской национальности,
для которых родным языком
является русский язык. Термин
«русскоязычное население» используется
для обозначения русскоязычного
населения, находящегося вне
границ Российской Федерации.
Он адекватен термину «национальные
меньшинства». После распада СССР
русские и части других российских
народов объективно оказались
на положении национальных меньшинств
в бывших союзных республиках.
Это 25 млн. русских и 10 млн.
этнических россиян других национальностей.
Они оказались отделенными от
национального большинства в
силу изменения политической
ситуации в собственном ареале
проживания. В этой связи от
термина «национальные меньшинства»
следует отличать весьма близкий
к нему термин «разделенный
народ» - общность людей, расчлененная
политическими, государственными
границами.
Современный мир
богат национально - этническими
общностями, где-то живут племенами,
где-то уже давно сформировались
нации. Так, в Африке сосуществуют все
известные виды этнических общностей:
от многомиллионных этносов до небольших
(несколько сотен или десятков человек)
племен бродячих собирателей и охотников,
сохраняющих самые архаические формы
социальных отношений. Многие народы находятся
на различных ступенях культурного развития,
на разных стадиях развития этнических
общностей. Это особенно заметно в Тропической
Африке. Этносоциальные процессы последних
десятилетий стимулировали там бурный
процесс формирования этнического сознания,
за чем последовало развитие процессов
этнической консолидации (т.е. появление
крупных общностей на основе близких по
языку и культуре групп населения) и интеграции
(сплочение различных по языку и культуре
народов данной страны, укрепление их
самосознания).
В результате объединительных
и разделительных процессов на
этнической карте Африки оформляются
и укрепляются новые этнические
общности. Их утверждению содействуют
развитие связей между отдельными
этническими группами и формирование
нового языка на основе слияния
языков взаимодействующих общностей.
При этом усиливается культурная
общность и распространяется
общее название народа, под которым
он известен соседям.
Вместе с тем
современные социальные и культурные
процессы, миграция населения, урбанизация
быстро меняют облик этнических
общностей и групп, сохраняя
лишь некоторые внешние черты,
в частности этническое самосознание
принадлежности к той или иной
группе. Идет активный процесс
этнического смешения в центрах
межэтнической интеграции, где в
районах со смешанным населением
встречаются различные культуры
и разные народы. Таким образом, этнологические
наблюдения последних десятилетий отмечают,
что этнические процессы развиваются
в Африке зачастую в противоречивых и
даже в противоположных направлениях:
с одной стороны, консолидация родственных
этнических групп в более крупные этнические
общности, с другой - межэтническая интеграция
в масштабах отдельных стран, а иногда
- и регионов, с третьей - дивергенция этнических
территорий, разделенных государственными
границами.
В многонациональных
государствах Азии сегодня продолжает
интенсивно развиваться процесс
консолидации доминирующих этносов
и ассимиляции с ними небольших
этнических групп и меньшинств
как коренного, так и иммигрантского происхождения.
Однако крупные иммигрантские общности
стремятся сохранить свою этническую
принадлежность (китайцы, тамилы). Этнические
же меньшинства, не относящиеся к иммигрантским
и сознательно не идущие по пути ассимиляции,
консолидируются и добиваются соответствующей
их численности этнической автономии.
В этом процессе принимают участие не
только однородные этнические общности
(белуджи Пакистана), но и объединенные
общим межэтпическим сознанием весьма
разнородные и разноязычные группы.
Кроме того, сегодня
наметился процесс формирования
этнического самосознания в среде
тех этнических групп, где он
практически отсутствовал (хиндоязычное
население Индии). Все большее распространение
языка пилипино и английского, интенсивные
внутренние миграции создали благоприятные
условия для консолидации большинства
этнических групп Филиппин в один этнос.
Однако этническая обособленность мусульманских
народностей юга Филиппин при этом значительно
усиливается.
Даже в такой
высокоразвитой стране, как Япония,
где японцы составляют 99% населения,
можно наблюдать процесс этнической
консолидации, который выражается
в стирании этнокультурных различий
между собственно японцами и
рюкюсцами, в ослаблении кастовой сегрегации
«японских неприкасаемых». Однако коренное
айнское население и иммигранты-корейцы
даже при переходе на японский язык сохраняют
свою этническую принадлежность и усиливают
этнозащитпые действия.
В Латинской Америке
продолжается этническая консолидация
основных наций, сопровождающаяся
все большим выравниванием антропологического
состава, снижением социальной
значимости различий в расовой
принадлежности и этническом
происхождении. В странах Карибского
региона незначительное аборигенное
население в ближайшие десятилетия
утратит в значительной мере
свою традиционную культуру, многие
индейские языки уже сегодня
стали реликтовыми. Однако индейские
этнические группировки еще довольно
прочно сохраняют индейское самосознание,
чему способствуют резервации.
В Центральной Америке
продолжается физическое смешение
и социально-культурное сближение
разнородных этнических групп.
Несмотря на общую тенденцию
к усилению аккультурационных процессов
и ассимиляции индейского населения, крупнейшие
этнические общности Мексики и Гватемалы
продолжают сохранять свой этнокультурный
облик. В других странах региона растворение
негров и индейцев в испаноязычной среде
протекает более интенсивно.
В большинстве
латиноамериканских государств
в настоящее время формируются
новые потоки миграций между
странами, идет взаимопроникновение
культур разных этнических групп,
их сближение, уменьшение пока
еще очень существенных различий.
Все этнические группы интенсивно
втягиваются в этот объединительный
процесс как на уровне аккультурации,
так и на уровне ассимиляции. То же самое
происходит и с обособленными иммигрантскими
группами (японцами, немцами и т.д.). Вместе
с тем в индейских и иммигрантских этнических
группах как реакция на общую ассимиляционную
тенденцию наблюдается усиление этноцентризма,
с культивацией своего языка, своих особых
культурных ценностей.
В целом в Латинской
Америке все больше обостряется
проблема сохранения этнической
самобытности, нарастает противостояние
североамериканской культуре, основывающееся
на общности исторического прошлого
большинства латиноамериканских
этносов и развитии общих латиноамериканских
культурных черт. С другой стороны,
разнообразие аборигенных этнических
групп, их культур и этнорасового
состава остального населения содействует
размежеванию, дифференциации этнических
культур.
Что касается Соединенных
Штатов Америки, то неуклонно
растущая мобильность всего американского
общества, солидная имущественная
и профессиональная база новых
иммигрантов, способствующая более
быстрому включению в американскую
культуру, ускоряют этнические процессы
на данной территории, развивающиеся
по пути консолидации и ассимиляции.
Опережающими темпами, как свидетельствуют
наблюдения и исследования, растут
этнокультурная роль испаноязычного
населения и удельный вес выходцев из
Юго-Восточной Азии (и их потомков) в общей
демографической структуре населения.
В этих процессах наблюдаются противоположные
тенденции: