Национальный вопрос в СССР и пути его решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:50, реферат

Краткое описание

Создание принципиально нового типа многонационального государства — Советского Союза, стало важной вехой не только в российской, но и во всей мировой истории. Но шло время, и становилось ясно, что создание в 1922 г. СССР всех национальных проблем в советском государстве не решило. Не удалось их преодолеть и с принятием Конституции 1924 года.
В первые годы существования Советского государства большевикам пришлось решать не только сложные вопросы внешней и внутренней политики и задачи обороны страны от внешних и внутренних врагов в годы Гражданской войны и военной интервенции. Не менее важным вопросом, от решения которого зависело будущее нашей страны, было решение национального вопроса. Трудности в его решении были обусловлены спецификой развития нашей страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………2
1. Отношение большевиков к решению национального вопроса...………............................ 3
2. Польша и Финляндия.…………………………………….………………………………….3
3. Белоруссия и Украина.……………………………………………………………………….4
4. Латвия и Эстония.…………………………………………………………………………….9
5. Грузия, Армения, Азербайджан.…...…………………………………………………….....11
6. «Тюркский» вопрос………………………………………..……………………………...…12
7. Пути решения национального вопроса в СССР.…………………...……………...………12
Заключение………………………………………...…………………………………………....16
Литература……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Национальный вопрос в СССР и пути его решения..docx

— 50.63 Кб (Скачать файл)

Царь Алексей Михайлович пошел на серьёзный компромисс, чтобы удержать Украину в составе России. Украина сохранила в составе России свою государственность и широкие автономные права. Признавая над собой власть русского царя гетман Украины решал внутренние дела Украины вполне самостоятельно. Он обладал высшей гражданской, военной и судебной властью и имел даже право вступать в дипломатические отношения со всеми государствами, кроме Польши и Турции. Украина сохранила свои казацкие традиции и вольности, свою административно-территориальную систему, имела свой суд и войско, свою администрацию. Всё это даёт основание утверждать, что Украина не ущемлялась в своих правах Россией при условии сохранения лояльности гетмана к русским властям и современные утверждения буржуазно-националистической пропаганды на Украине о том, что Украине якобы жилось в составе России, а позже СССР, плохо не имеют ничего общего с действительностью. Политика нынешнего президента Украины В. Ющенко и Кабинета Министров во главе с Ю. Тимошенко направлена на то, чтобы посеять вражду между Россией и Украиной, обвинить Россию во всех трудностях, которые в последнее время Украине приходится переживать. Правда же заключается в том, что именно Россия обеспечила Украине безопасность, спасла украинский народ от польско-литовского угнетения, а в советское время помогла Украине победить в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, создала на Украине современную промышленность, помогала строить города и налаживать инфраструктуру. Благодаря России Украина до сих пор пользуется тем, что сейчас имеет и вместо того, чтобы ценить и благодарить нашу страну Украина в лице своего проамериканского буржуазно-националистического правительства относится к нашей стране чуть ли не с глубоким презрением. Она считает Россию тираном, эксплуататором и поработителем, а русский народ самым ужасным народом на всём свете. Украинское правительство утверждает, что русские якобы специально спровоцировали голод в 1932-1933 гг. для осуществления геноцида украинского народа. И за что нам такая «благодарность»? При этом по отношению к бывшим Речи Посполитой, Белорусо-Литовскому государству (ВКЛ), Австро-Венгрии и Османской империи с её вассальным Крымским ханством Украина не имеет никаких претензий, хотя под господством всех этих стран и особенно Польши Украине жилось намного хуже, чем на автономных правах в составе России. Если Украина считает, что ей в составе Речи Посполитой жилось лучше, то почему же она попросилась к нашей стране под защиту и попросила у нас помощи, если сейчас она считает нашу страну и наш народ «плохими»? Всё это очень несправедливо по отношению к нашей стране.

Но даже широкая политическая автономия далеко не всегда устраивала Украину и такие украинские гетманы как Иван Выговский и Иван Мазепа изменяли России. В свою очередь Россия по мере того как набирала силы постепенно ограничивала автономию Украины, а в 1764 г. правительство России решило её полностью ликвидировать. Позже, в 1775 г. был ликвидирован последний оплот самоуправления и независимости украинского казачества – Запорожская Сечь.

Столкновение интересов России, Австрии и Пруссии и внешнеполитические соображения привели к разделам Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 гг. В результате Правобережная Украина, Белоруссия и Литва вошли в состав Российской империи. И хотя украинцам и белорусам в составе России стало жить в культурном, социально-экономическом и религиозном отношениях лучше, при императорах Николае I, Александре II и Николае II их права серьёзно нарушались и ущемлялись.

Распад Российской империи, Февральская и Октябрьская революции 1917 г. позволили Украине и Белоруссии восстановить свою государственность.

Уже 7 ноября 1917 г. Центральная Рада (Совет) провозгласила образование Украинской Народной Республики и Украина впервые за свою историю стала по-настоящему независимым государством. 4 декабря 1917 г. Советское правительство России признало независимость Украины. Тогда было два возможных варианта самоопределения Украины. В первом случае возможно было образование Украинской автономной республики в составе РСФСР. Этот вариант предусматривал непосредственное вхождение автономной Украины в состав Советской России. Во втором случае предусматривалось создание независимой от России Советской Украины. Этот вариант был более предпочтителен и позволял лучше удовлетворить в тех условиях национальные устремления украинского народа. Эта альтернатива диктовалась также и принципами национальной политики, которые были провозглашены большевиками еще до революции. Согласно им максимальное разделение во имя самоопределения было путём к окончательному национальному согласию. Сам глава Советского правительства В. И. Ленин немало сделал для того, чтобы решить вопрос самоопределения Украины. Он был сторонником самоопределения украинского народа в рамках суверенного Украинского государства и лично боролся за то, чтобы право украинского народа на самоопределение было реализовано именно путём создания независимой Советской Украины.

Самоопределение Украины во многом зависело от национальной специфики, которой определялись условия развития Украины и существовавших в то время условий и уровня социально-экономического развития. Молодая национальная украинская буржуазия была в то время слаба и не могла сама взять в свои руки управление делами украинской нации. Национальный украинский пролетариат находился тогда еще в стадии своего становления. В то же время самоопределение Украины не могло быть решено из-за слабости местной буржуазии в буржуазных рамках. Все существовавшие буржуазно-националистические правительства (Центральная Рада, правление Грушевского и диктатура Петлюры) в условиях Гражданской войны оказались непрочными, а все силы, выступавшие против Советской власти, вскоре были разгромлены. Украинское население относилось к большевикам по сравнению с белогвардейцами и монархистами как к одному из наименьших зол. По всем этим причинам большевики остались единственными преемниками на Украине после ушедшего царского, Временного и буржуазно-националистических правительств. Но когда большевики в 1919 г. провозгласили образование Украинской ССР и объявили о переходе от буржуазно-демократической к социалистической революции украинский вопрос предстал в новой и всё в той же неподатливой форме. Дело было в том, что согласно теории большевиков только пролетариат мог быть способен повести крестьянство по социалистическому пути. Национальный пролетариат на Украине тогда был еще слаб и малочислен и поэтому национальное содержание пролетарской революции оставалось до некоторой степени надуманным и искусственным.

Примерно в то же время в феврале 1919 г. на территории бывших белорусских губерний было провозглашено образование Белорусской ССР. Её образование было дальнейшим применением на практике принципа разделения во имя самоопределения. В Белоруссии решение национального вопроса было намного проще, так как там существовала только начальная форма буржуазно-националистического движения. Но почти полное отсутствие, слабость и малочисленность национального белорусского пролетариата делало решение вопроса самоопределения Белоруссии более искусственным, чем на Украине. Всё происходило там по украинскому образцу.

Советской Белоруссии также пришлось, как и Советской Украине, после получения независимости столкнуться с немалыми трудностями. Весной 1919 г. разрабатывались планы создания федерации одинаково слабых и молодых Советских Социалистических Республик: Белорусской и Литовской. Но в связи с наступлением польских войск вопрос о Литовской республике отпал, а Советская Белоруссия в ходе советско-польской войны 1920 г. была освобождена 1 августа 1920 г. К сожалению окончательно решить вопрос самоопределения в тех условиях не удалось. В результате советско-польской войны Белоруссия оказалась разделена между Польшей и Советской Россией. Западная Белоруссия (Волынь) отошла к Польше, а часть Восточной Белоруссии (несколько уездов Смоленской и часть Витебской и Гомельской губерний) вернулись в состав России. От собственно БССР остались только Минская и часть территорий, граничащих с ней губерний.

4. Латвия и Эстония.

В отличие от Белоруссии и Украины уровень развития Латвии и Эстонии был довольно высоким. Эти две страны имели крошечную территорию и небольшое население.

Население Эстонии составляло 1250 тыс. чел., а население Латвии – 1750 тыс. чел. Языки латышей и эстонцев, которые не были родственны славянским и германо-романским языкам (летто-литовская группа (латыши и литовцы) и угро-финская группа (эстонцы)), ставили их в особое положение. В этих странах зародилось мощное буржуазно-националистическое движение. Оно явилось ответом на засилье немецких купцов, баронов и промышленников. И хотя это движение было не таким сильным, как в Финляндии, но оно было намного активнее и полнее решимости, чем на Украине. С другой стороны, с помощью Советской России в Эстонии и Латвии к власти могли прийти большевистские Советские правительства и превратить эти страны в союзников России. Положение Эстонии и Латвии по всем этим причинам было нечто средним между Украиной и Финляндией.

В Эстонии и Латвии Советская власть была установлена вскоре после победы Октябрьской революции 1917 г. в России. Но власть Советов там оказалась непрочной и продержалась недолго. Её вскоре смели наступавшие германские армии. Вскоре после этого при поддержке Германии там были образованы буржуазно-националистические правительства. Они были созданы в ноябре 1918 г. в Риге и Таллине и также просуществовали недолго. После поражения Германии в ноябре 1918 г. в Первой мировой войне и её окончания в Эстонии и Латвии при поддержке Советского правительства России местные большевики восстановили Советскую власть. Уже 29 ноября 1918 г. в Нарве было объявлено о создании Эстонского Советского правительства, а через три недели в Латвии было создано Латвийское Советское правительство. Вскоре туда стали прибывать советские войска, в которых служившие солдаты были русскими и представителями местных национальностей. То время было временем, когда лозунг «Самоопределение для трудящихся» был в ходу и делались попытки для его практического воплощения. Вскоре на своём выступлении народный комиссар по делам национальностей РСФСР И. В. Сталин недвусмысленно сказал: «Советская Россия никогда не смотрела на западные области как на свои владения. Она всегда считала, что области эти составляют неотъемлемое владение трудовых масс населяющих их национальностей, что эти массы имеют полное право свободного определения своей политической судьбы. Разумеется, это не означает, а предполагает всемерную помощь нашим эстляндским товарищам со стороны Советской России в их борьбе за освобождение трудовой Эстляндии от ига буржуазии».

Советское правительство признало и поддержало Советскую Эстонию и Советскую Латвию. 8 декабря 1918 г. в Петрограде СНК РСФСР признал Эстонскую Советскую Республику, а 22 декабря 1918 г. – Латвийскую Советскую Республику.

В отличие от Белоруссии и Украины высокий уровень социально-экономического развития Эстонии и Латвии создал условия для формирования местного национального пролетариата. Казалось, что на берегах Балтийского моря основы Советской власти должны были быть прочнее, чем в Белоруссии и на Украине. Но к сожалению из-за столкновения интересов Советской России, стран Антанты и Германии Советская власть в Эстонии и Латвии продержалась недолго. Решающим фактором стало повсеместное наступление военно-морских сил Англии. Когда окончилась война стран Антанты против Германии английские военно-морские подразделения появились в Балтийском море. Вскоре под влиянием присутствия британских военно-морских сил Эстонская Советская Республика пала в январе 1919 г. Латвийская Советская Республика продержалась еще пять месяцев, а затем пала под угрозой применения английской военно-морской артиллерии. При поддержке британских военно-морских сил в Эстонии и Латвии пришли к власти буржуазные правительства. У них благодаря этому оказалось достаточно времени для своего укрепления. После разгрома советскими войсками белогвардейского генерала Юденича Советское правительство пересмотрело свою политику. Буржуазные эстонское и латвийское правительства оказались намного сильнее и сплоченнее, чем изначально предполагалось, а их враждебность к Юденичу свидетельствовала о том, что они относились к Советской России в целом без неприязни. После того, как в сферу внешнеполитических интересов РСФСР стали входить интересы торговли (блокада союзников была снята в январе 1920 г.) Советское правительство решило считать целесообразным то, что порты Риги и Таллина являются как бы ничейной землёй, расположенной между советским и капиталистическим мирами.

В конце концов было решено следовать не украинскому, а финскому образцу в вопросе самоопределения Латвии и Эстонии. Вскоре Советское правительство России признало буржуазные правительства Латвии и Эстонии силой, способной взять на себя решение вопросов по управлению делами своих наций и вскоре заключила договоры о мире с Эстонией 2 февраля 1920 г. и Латвией – 11 августа 1920 г. Политические режимы, установившиеся в Эстонии и Латвии, просуществовали там ровно 20 лет. В результате Эстония и Латвия получили впервые за свою историю свою национальную государственность и смогли стать самостоятельными государствами.

Процесс самоопределения Литвы с некоторыми отклонениями проходил по финскому образцу. Уже зимой 1917-1918 гг. при поддержке Германии в Литве наподобие Белорусской Рады был создан буржуазный национальный Совет – Литовская Тариба. Немцы надеялись включить Литвы в сферу своего влияния, установить там монархическую форму правления и посадить на литовский престол немецкого принца из династии Гогенцоллернов. Этим планам не суждено было сбыться. После победы Ноябрьской революции в Германии в ноябре 1918 г. Германия потерпела поражение в войне и вскоре после подписания Германией условий капитуляции в Компьенском лесу Первая мировая война закончилась. Это привело к потере Германией своей сферы влияния и дало возможность осуществить Советскому правительству свои планы насчет самоопределения Литвы. В Литве после крушения Германии несколько преждевременно было признано Советским правительством России установление Советской власти и образование Рабоче-Крестьянского правительства Литвы. В январе 1919 г. произошло изгнание из Литвы буржуазной Литовской Тарибы и Советское правительство окончательно признало Литовское правительство, которое переехало в город Ковно.

Следует учесть, что в признании суверенной Литвы Советское правительство РСФСР было серьёзно заинтересовано. Если бы Литва не получила независимость, то она неизбежно бы попала в сферу влияния буржуазных государств и прежде всего Германии и Польши. Кроме того независимость Литвы мешала реализации агрессивных планов панской Польши и она поэтому служила для Советской России как бы противовесом Польше. К 1920 г. буржуазное Литовское государство окончательно решило вопрос самоопределения своей нации. Установившийся там режим просуществовал также как в Латвии и Эстонии около 20 лет.

5. Грузия, Армения, Азербайджан.

В трёх крупных национальных регионах Закавказья – Грузии, Армении и Азербайджане уже вскоре после Октябрьской революции 1917 г. произошло образование буржуазно-националистических правительств: грузинских меньшевиков, армянских дашнаков и азербайджанских мусаватистов. Эти правительства объявили об отделении Грузии, Армении и Азербайджана от России и образовали на их территории самостоятельные буржуазные республики. После победы большевиков над белогвардейцами и интервентами в Гражданской войне и ослаблении сферы влияния стран Антанты в республиках Закавказья.

 

6. «Тюркский» вопрос.

Остро стоял "тюркский" вопрос. Ещё в период дискуссии о путях образования СССР национализм резко проявился среди руководства некоторых "мусульманских" республик. Так, видный деятель наркомнаца Султан-Галиев требовал поднять до уровня союзных (т. е. имеющих право выхода из Союза) ряд российских автономий. Речь шла, прежде всего, о Туркестанской АССР, включавшей в себя территории Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. В последующем он выдвигал планы создания на территории России четырёх республик, носящих наднациональный, по сути, пантюркистский характер: федерации Урало-Волжских республик, Общекавказской федерации, Казахской республики и, так называемой Туранской республики, состоящей из четырёх Средней Азии. В 1923 г. специальное совещание ЦК РКП(б) с ответственными работниками национальных республик, подвергшее позицию Султан-Галиева критике. Но и после этого, в конце нэповского периода ряд работников Татарской и Крымской АССР были уличены в связях с пантюркистским движением и Турцией.

7. Пути решения национального  вопроса в СССР.

Мы видим, что все существовавшие тогда проблемы так или иначе выводили на нерешённость русского вопроса. Для историографии прошлого времени такого понятия не существовало. Вместе с тем русское население остро ощущало несправедливость по отношению к себе. Основой проводимой политики служила сомнительная со всех точек зрения теория о "народе-колонизаторе", коим провозглашался русский народ. Согласно этой "теории" русские должны были расплачиваться за угнетение туземных народов царизмом.

Информация о работе Национальный вопрос в СССР и пути его решения