Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 05:37, курсовая работа
Целью данной работы является исследование вопросов социального неравенства и бедности, а так же пути решения данных проблем.
Введение 3
1. Неравенство и бедность
1.1 Понятие «бедность» и «неравенство» в трудах отечественных и зарубежных экономистов 4
1.2 Причины объясняющие социальное неравенство 13
1.3 Оценка уровня бедности в России 18
2. Проблемы социальной защиты населения
2.1 Система социальной защиты и её развитие 21
2.2 Цель стабилизационной политики – «средний класс». Его развитие в постсоветский период 23
2.3 Проблемы совершенствования системы социальной защиты 30
Заключение 36
Список использованных источников 37
Приложение А – Темп роста внутреннего продукта России по ВВП 38
Приложение Б – Темп роста мирового валого продукта по ВВП 39
Приложение В– Темп роста обьема ВВП и промышленного производства 40
CoolReferat.com
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Неравенство и бедность
2. Проблемы социальной защиты населения
2.1 Система социальной
защиты и её развитие
2.2 Цель стабилизационной политики – «средний
класс». Его развитие в постсоветский
период
Заключение
Список использованных
источников
Приложение А – Темп роста внутреннего продукта России по ВВП 38 Приложение Б – Темп роста мирового валого продукта по ВВП 39 Приложение В– Темп роста обьема ВВП и промышленного производства 40
Введение
Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах.
Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.
При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.
Именно социально - экономическая неоднородность труда не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и опираются на них, если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными слоями.
Сама проблема социальной относительности различий в доходах важна и актуальна в абстрактном смысле качества жизни населения, а в смысле ее влияния на многие конкретные аспекты труда и занятости людей, взаимосвязи с конкретными противоречиями положения и деятельности разных трудовых групп.
Целью данной работы является
исследование вопросов социального
неравенства и бедности, а так же пути решения
данных проблем.
Глава-1. Неравенство и бедность
История всей социологии как науки, так же как и история ее важнейшей частной дисциплины - социологии неравенства, насчитывает полтора столетия. Но задолго до XIX века ученые задумывались над природой отношений между людьми, над тяжелой участью большинства людей, над проблемой угнетенных и угнетателей, над справедливостью или несправедливостью неравенства.
Еще древний философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Он считал, что государство представляет из себя как бы два государства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. Платон был “первым политическим идеологом, мыслившим в терминах классов”, - считает Карл Поппер. В таком обществе людей преследует страх и неуверенность. Здоровое общество должно быть иным.
В своем труде “Государство” Платон утверждал, что правильное государство можно научно обосновывать, а не искать ощупью, страшась, веря и импровизируя.
Платон предполагал, что
это новое, научно спроектированное
общество будет не только осуществлять
принципы справедливости, но и обеспечивать
социальную стабильность и внутреннюю дисциплину.
Именно таким он представлял общество,
руководимое правителями (блюстителями).
Аристотель в “Политике” также рассмотрел
вопрос о социальном неравенстве. Он писал,
что ныне во всех государствах есть три
элемента: один класс - очень богат; другой
- очень беден; третий же - средний. Этот
третий - наилучший, поскольку его члены
по условиям жизни наиболее готовы следовать
рациональному принципу. Именно из бедняков
и богачей одни вырастают преступниками,
а другие мошенниками. Реалистически размышляя
о стабильности государства, Аристотель
отмечал, что необходимо думать о бедных,
ибо у государства, где множество бедняков
исключено из управления, неизбежно будет
много врагов. Ведь бедность порождает
бунт и преступления там, где нет среднего
класса и бедных огромное большинство,
возникают осложнения, и государство обречено
на гибель. Аристотель выступал как против
власти бедняков, лишенных собственности,
так и против эгоистического правления
богатой плутократии. Лучшее общество
формируется из среднего класса, и государство,
где этот класс многочисленнее и сильнее,
чем оба других, вместе взятых, управляется
лучше всего, ибо обеспечено общественное
равновесие.
По мнению социологов всех идейных направлений, никто в истории общественной мысли столь определенно как К. Маркс не подчеркивал, что источником социального развития выступает борьба между антагонистическими общественными классами. По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества.
Но сам К. Маркс справедливо отмечал, что ему не принадлежит заслуга открытия существования классов и их борьбы между собой. И действительно со времен Платона, но, конечно, особенно с тех пор, как буржуазия властно вступила в XVIII веке на сцену истории, многие экономисты, философы, историки прочно вводят в обществоведение Европы понятие социального класса ( Адам Смит, Этьен Кондильяк, Клод Сен - Симон, Франсуа Гизо,Огюст Минье и др.).
Однако никто до Маркса не давал столь глубокого обоснования классовой структуры общества, выводя ее из фундаментального анализа всей системы экономических отношений. Никто до него не давал столь всестороннего раскрытия классовых отношений, механизма эксплуатации в том капиталистическом обществе, которое существовало в его время. Поэтому в большинстве современных работ по проблемам социального неравенства, стратификации и классовой дифференциации в равной мере и у сторонников марксизма, и у авторов, далеких от позиций К. Маркса, дается разбор его теории классов.
Решающее значение для
складывания современных
В противовес Марксу Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Отсюда он сформулировал свое представление о “трех автономных измерениях стратификации”. Он подчеркивал, что “классы”, “статусные группы” и “партии” - явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества.
Основное противоречие Вебера с Марксом состоит
в том, что по Веберу класс не может быть
субъектом действия, так как он не является
общиной. В отличие то Маркса Вебер связывал
понятие класса лишь с капиталистическим
обществом, где важнейшим регулятором
отношений выступает рынок. Посредством
него люди удовлетворяют свои потребности
в материальных благах и услугах. Однако
на рынке люди занимают разные позиции
или находятся в разной “классовой ситуации”.
Здесь все продают и покупают. Одни продают
товары, услуги; другие - рабочую силу.
Отличие здесь в том, что одни владеют
собственностью, а у других она отсутствует.
У Вебера нет четкой классовой структуры
капиталистического общества, поэтому
разные интерпретаторы его работ дают
несовпадающие перечни классов. Учитывая
его методологические принципы и обобщая
его исторические, экономические и социологические
работы, можно следующим образом реконструировать
веберовскую типологию классов при капитализме:
1. Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации.
2. Мелкая буржуазия - класс мелких бизнесменов и торговцев;
3. Лишенные собственности
“белые воротнички”:
4. Администраторы и менеджеры.
5. Собственники, которые так же стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы.
5.1 Класс собственников, т.е. те, кто получает ренту от владения землей, шахтами и т.п.
5.2 “Коммерческий класс”, т.е. предприниматели.
Вебер утверждал, что
собственники - это “позитивно привилегированный” класс”.
На другом полюсе - “негативно привилегированный
класс”, сюда он включал тех, кто не имеет
ни собственности, ни квалификации, которую
можно предложить на рынке.
Существует множество стратификационных
критериев, по которым можно делить любое
общество. С каждым из них связаны особые
способы детерминации и воспроизводства
социального неравенства. Характер социального
расслоения и способ его утверждения в
своем единстве образуют то, что мы называем
стратификационной системой.
Когда заходит речь об основных типах
стратификационных систем, обычно дается
описание кастовой, рабовладельческой,
сословной и классовой дифференциации.
При этом принято отождествлять их с историческими
типами общественного устройства, наблюдаемыми
в современном мире или уже безвозвратно
ушедшими в прошлое. Мы же придерживаемся
несколько иного подхода, считая, что любое
конкретное общество состоит из комбинаций
различных стратификационных систем и
множества их переходных форм.
Элитаристские теории возникли и формировались в значительной мере, как реакция на радикальные и социалистические учения и были направлены против разных течений социализма: марксистского, анархо-синдикалистского. Потому марксисты, на самом деле, очень скептически относились к этой теориям, не желали их признавать и применять их на материале западных обществ. Ибо это означало бы, во-первых, признание того, что нижние слои являются слабой или вовсе не организованной массой, которой необходимо управлять, массой, не способной к самоорганизации и революционному действию, а во-вторых, признание в какой-то мере неизбежности и “естественности” такого резкого неравенства. В результате пришлось бы пересматривать коренным образом взгляды на роль и характер классовой борьбы.
Но милитаристский подход направляется против демократического парламентаризма. Он вообще по природе своей антидемократичен. Демократия и аксессуары предполагает правление большинства и всеобщее равенство людей как самостоятельных граждан, достаточно организованных для реализации собственных целей и интересов. И в силу этого поборники демократизма к любым попыткам элитарного правления относятся довольно холодно.
Многочисленные подходы
к понятию можно условно
Одной группой исследователей элита понимается как слои, обладающие высшими властными позициями или высшей формальной властью в организациях и институтах. Другая группа относит к элите харизматических личностей, способных к лидерству, представителей творческого меньшинства.
В свою очередь, властные подходы подразделяются на структурные и функциональные. Выбирающие более простой с эмпирической точки зрения структурный подход считают элитой круг лиц, занимающих высшие должностные позиции в рассматриваемых институтах (министры, директора, военноначальники). Те же, кто останавливаются на функциональном подходе, задают себе более трудную задачу: выделить группы, обладающие реальной властью в принятии общественно важных решений (многие представители этих групп, понятно, могут не занимать сколь - либо видных общественных постов, оставаться в “тени”).
Остановимся коротко на позициях классиков властного и меритократического подходов.Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным, опубликовавшим в 1927 году книгу “ Social Mobility , Its Forms and Fluctuation”. Он писал: “Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи ( как мужа, так и жены ) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса, - все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Ими же являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого другого. Во всех этих случаях “перемещение” может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении.