Нетрадиционные браки в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:50, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – изучение эволюции семейно – брачных отношений, изучение типов брака в современном обществе.
Задачи контрольной работы:
- рассмотреть понятие брака;
- рассмотреть исторические формы брака;
- изучить нетрадиционные формы брака;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие брака и его основные формы……………………………………….5
2.Брак в истории общества……………………………………………………..7
3.Нетрадиционные браки в современном обществе…………………………13
Заключение………………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Социология семьи.docx

— 65.69 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов


КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ


 

 

 

                                Группа № ________

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине _________________________________________

 

 

 


(фамилия, имя, отчество  в родительном падеже)

 

 

 

 

 

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ____________________

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ________________

 

_______________________________

 

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:

(ДНЕВНАЯ,  ВЕЧЕРНЯЯ, ЗАОЧНАЯ)

подчеркнуть

 

 

ТЕМА: __________________________________________________

 

________________________________________________________

 

________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

«___»______________ 200_г.

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Понятие  брака и его основные формы……………………………………….5

2.Брак в  истории общества……………………………………………………..7

3.Нетрадиционные  браки в современном обществе…………………………13

Заключение………………………………………………………………………17

Список использованной литературы…………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблемам социально  обусловленных изменений, происходивших  с традиционной семьей на протяжении почти двух последних столетий, социологами  всегда уделялось самое пристальное  внимание. Процесс трансформации  традиционных обществ в современную  форму, обусловивший характерные изменения  традиционной семьи, в первую очередь  затронули страны Запада. И именно в этих странах приблизительно к  концу XIX века социологами было отмечено разрушение традиционных структур семьи, соседства, поскольку системные изменения в обществе не могли повлечь аналогичных изменений в его составляющих, в том числе и семье.

В последнее  время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи. Мы хотим знать, что происходит в  семье и почему так часты разводы, отчего семья все чаще ограничивается одним ребенком. Налицо новые тенденции  в сферах брачно – семейного, репродуктивного и сексуального поведения в постсоветских государствах, да и в целом мире. В современных обществах произошли значительные трансформации в брачном – семейном и сексуальном поведении людей. Биологическая, репродуктивная нормативность уже не сводится только к продолжению рода. Нередко акцент делается на признаки самоценности. Распространение нетрадиционных видов брака и приравнивание их к официальным бракам приводит к проблеме идентификации брака как правового и социального института, расплывчивости в выполнении брачных ролей, времени их начала и истечения, объема прав и обязанностей супругов.

В настоящее  время появилось много семей, описание которых не соответствует  традиционным представлениям. Психотерапевты называют такие браки нетрадиционными.

Цель контрольной  работы – изучение эволюции семейно – брачных отношений, изучение типов брака в современном обществе.

Задачи контрольной  работы:

- рассмотреть  понятие брака;

- рассмотреть  исторические формы брака;

- изучить  нетрадиционные формы брака;

- проследить  эволюцию семейно – брачных отношений;

- рассмотреть  основные проблемы современного  брака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие  брака и его основные формы.

Брак –  семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности  по отношению друг к другу и к детям. Сегодня значительная часть молодежи или совсем не получают информацию о семье, об этой сложной стороне отношений, или получают ее очень недостаточно, что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К сожалению, подготовка к браку сводится лишь к теоритическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Однако, этот курс требует и эмоциональной, психологической готовности, культуре межличностных отношений, которую обязана закладывать семья. Такая эмоциональная подготовленность – основа умения любить, бережно, внимательно, чутко относится к ближнему, стараться понимать и правильно оценивать свое поведение.1

В брачном  союзе мужчина и женщина –  не просто сожители, а разные личности, объединенные общими стремлениями и  чувствами. В отличие от большинства  особей животного мира, мужчины и  женщины не сходятся на короткий срок с целью только продолжения рода, а ведут совместную жизнь в  течение продолжительного времени. Основанием супругов является брак, признанный государством, заключаемый в определенной юридической форме и влекущей за собой определенные юридические  последствия – личные и имущественные. Семейная жизнь благоприятно влияет на сохранение здоровья и долголетия супругов. Отмечено, что среди долгожителей нет холостяков, став вдовцами, они  вскоре вступают в брак повторно. То, что брачные отношения удлиняют продолжительность жизни, не подлежат сомнению. С годами супруги все более и более привязываются друг к другу, более согласно течет их жизнь.2 В условиях совместной жизни супруги соприкасаются самыми различными гранями взаимоотношений, поэтому отсутствие глубокой духовной связи со временем приводит к ослаблению семейных отношений.

В истории  человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы  брачных отношений:

- групповой  брак – брачный союз нескольких  мужчин и женщин ( повсеместно был распространён в первобытном обществе);

- полигония – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам – кочевникам);

- полиандрия  – одна женщина и несколько  мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);

- моногамия  – один мужчина и одна женщина  (преобладающая форма у земледельческих  народов).

Моногамия встречается  в двух формах: пожизненная и допускающая  развод, или легко разводимая. 3

Особой разновидностью брака считается священный брак. Обычай выдавать девиц замуж за богов  – покровителей, был широко распространён  у многих древних народов. Священный  брак являлся столь распространённым, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов  земли. Цель священного бракосочетания – откупиться от богов, вызвать плодородие, призвать на землю дождь.

Более поздняя  форма покупного брака – выкупной брак. Церемония бракосочетания усложнилась, она стала формализированной. Устной договоренности было уже не достаточно, требовались свидетели, а церемония  проходила публично. Покупной брак перестал быть делом только брачующихся, превратившись в часть родоплеменных  мероприятий. Так появился брак по расчету. В нем отсутствовала эмоциональная  составляющая взаимной любви. Брак по расчету – противоположность  браку по любви.

 

2. Брак в истории общества.

Европейский тип брака возник более 300 лет  назад, но история возникновения  моногамной семьи насчитывает многие тысячелетия. Считается, что в первобытном человеческом обществе существовал промискуитет, то есть имели место непорядочные половые отношения. Фактором, препятствующим полному уничтожению раннего человеческого сообщества, могло служить создание устойчивых парных связей. С появлением родов половые отношения были упорядочены, но считать это время наступлением брачных отношений было бы неверно. Половые отношения существуют и до брака и вне брака; брак же несет в себе определенные права и обязанности. Впервые эти особенности возникли с появлением группового брака. В условиях группового возникают права и обязанности по обеспечению питанием и воспитание детей и подростков. Все дети находились в женской группе, и лишь повзрослев, мальчики переходили в группу мужчин. Ведущая роль стала принадлежать женщине, так как наступил век матриархата. Первоначально не существовало брака как такового, следовательно, не было и семьи, существовали лишь родовые союзы, в которых существовал «коммунальный брак». Такие половые отношения назывались гетеризмом. Полигамные отношения вовсе не отрицают любовь, но любовь не всегда бывает и в привычных нам моногамных браках.4

Следующим этапом развития брачных отношений является моногамный брак в его современном  виде. С возникновением частной собственности  и расширением торговли постепенно на первый план выдвигается мужчина. Задача женщины стала сводиться  к рождению детей, которые будут  наследовать имущество отца. Важным становится соблюдение супружеской  верности. Единственный «надежный» способ для мужчины получить в наследники своего собственного ребенка – жестко контролировать и ограничивать женщину. За несколько тысячелетий до новой эры в кодексе вавилонского царя Хаммурапи было закреплено неравенство супругов – кодекс признает моногамию. Но разрешает мужу брать наложниц, а за неверность особо строго карает жену. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах. Не избежала их и Россия, где женщина была в полной зависимости от мужа, и эта зависимость закреплялась законодательством. Однако, все чаще и чаще встречи мужчин и женщин стали носить избирательный характер. Что постепенно вылилось в создание семьи. Вероятно, большую роль здесь сыграла женщина. Если уж ее ограничивают, «привязывают» к домашнему очагу, и только, по существу, передают в собственность мужа, за которым закрепляются роли кормильца, добытчика, то пусть это будет «любый» мужчина. Постепенно моногамия из доминирующего поведения становится доминирующей ценностью. В моногамных парах большое значение имеет выбор, семьи строятся на основе любви, ценится супружеская верность. Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед законом провозгласила Французская революция 1793 года, когда были введены брак по взаимному согласию, система разводов, отменено различие детей на законных и незаконных. Таким образом, путь к моногамной семье был долгим и сложным. Отношения между полами постоянно претерпевали изменения. Происходят они и ныне: меняются взгляды на половое поведение мужчин и женщин. Во всех странах уровень урбанизации влияет на структуру семьи.5 Реже встречаются пространные семьи. Уменьшается численность детей в семье. В современных городах резко возрастает свободный выбор партнера. Увеличивается возраст вступающих в брак молодых людей. Снижается власть родителей над детьми и власть мужчин над женщинами. Усиливаются миграционные процессы, в которые попадает современная семья. Если ограничиться последними годами европейской цивилизации, то можно отметить, что растет тенденция членов семьи к индивидуализации; возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившимся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением. В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья — управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов. В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, т. к. это помогало сохранить трон, династию и наследство. Первые законы Римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей — управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин:

1) матроны  — респектабельные, замужние  женщины, матери детей (мужа называла на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство);

2) гетеры  — образованные и одаренные  женщины; 

3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 

4) жрицы  — служительницы различных культов,  «мистические» женщины.6

На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления  о браке, свои брачные обряды. Почти  у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства. Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической  сделкой: с одной стороны девушка  «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой — мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Представления  о серенадах требуют уточнения  в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих  жен. Но в то время как женатый  рыцарь пел под окном чужой  жены, под окном его собственной  жены мог находиться другой. Представление  о трубадурах средневековья неплохо  совмещается с образом рогоносца.7 К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.

Примером  семейных отношений, характерных для  языческой культуры, являются отношения  в русской семье XII—XIV веков. Женщина  обладала свободой как добрачной, так  и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина  имела возможность развода и  могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» — старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее, природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве — в доме и семье.

Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется  сменой типов отношений между  отцом, матерью и ребенком. В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират — обычай, обязывающий  брата умершего жениться на его вдове. Брак в христианском смысле — просвещение  и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его  личности. В браке человек может  видеть мир по-особому, через другую личность. Эта полнота еще углубляется  с возникновением из двоих, слитых вместе, третьего, их ребенка. Совершенная супружеская  пара породит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться  по законам совершенства. Через таинство Брака даруется благодать на воспитание детей, которой христианские супруги  лишь содействуют. Ангелы-хранители, приданные  младенцам от святого Крещения, тайно, но ощутимо содействуют родителям  в воспитании детей, отвращая от них  различные опасности. Если в браке  совершилось только внешнее соединение, а не победа каждого из двоих над  своим эгоизмом и гордыней, то это  отразится и на ребенке, повлечет неминуемое отчуждение его от родителей. В воспитании детей самое важное, чтобы они видели своих родителей  живущими истинной духовной жизнью и  светящимися любовью.8 Человеческий индивидуализм, себялюбие создают в браке особые трудности. Преодолеть их можно только усилиями обоих супругов. Оба должны ежедневно созидать брак, борясь с суетными ежедневными страстями, подтачивающими его духовное основание — любовь. Единственный путь к этому согласно христианскому вероучению — углубление духовной жизни каждого, работа над собой. Самое страшное в браке — утрата любви, поэтому все мысли и усилия надо направить на сохранение любви и духовности. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагают четкое осознание каждым своего места: жене следует смиренно занять второе место, мужу — взять на себя тяжесть и ответственность быть главой. При этом подчеркивается трудность, мученичество и блаженство этого пути.9 Социологи определяют нынешнее семейное главенство как «выполнение распорядительных, регулирующих функций, существенных для жизнедеятельности семьи». В чьих руках сосредоточиваются сейчас «регулирующие функции»? Согласно многочисленным исследованиям 80-х годов, своего рода министром семейных финансов в большинстве случаев является женщина. Она же организует семейное потребление. И главным педагогом, воспитателем в семье является женщина. Структура власти не всегда совпадает с фактическим распределением семейных ролей между мужем и женой, мнение о главе определяет моральный характер отношений, но еще не их действенную суть.10

Информация о работе Нетрадиционные браки в современном обществе