Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 10:18, курсовая работа
Цель: Рассмотреть характерные черты неформальных молодёжных объединений.
Объект: молодёжные неформальные объединения.
Предмет: Характерные особенности неформальных молодёжных объединений.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Систематизировать материал, набранный в ходе изучения литературы.
3. Пронаблюдать за неформальными молодёжными объединениями в процессе их активной деятельности.
Введение.
Актуальность: Неформальные молодёжные группы впервые возникли после второй мировой войны в европейских странах как неприятие молодежью в их странах общественных и экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это был протест против существующих порядков и поиск более справедливых форм человеческого существования.
В конце 40-х-начале 50-хг.г. небольшие группы молодёжи пытались противопоставить себя обществу. Они появились с особыми причёсками и одеждой. Их жесты, язык, поведение, их музыка, интерес к политической жизни заставляли обращать на них внимание.
Ученые проанализировали причины участия подростков в неформальных группах. Это: стремление познать необычное, особенно современное западное искусство; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива; отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учебе; потребность в эмоциональных впечатлениях; отсутствие индивидуального подхода в школе, при наличии задержки в умственном развитии у отдельных учеников; невнимание к подросткам в семье, безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность; оригинальность впечатлений, получаемых подростками в группах, внутренняя свобода; возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях (И.А.Невский).
Ленинградские ученые проанализировали 40 дворовых «тусовок», в которых 70% были юноши, 30% - девушки, в основном несовершеннолетние подростки.
Первостепенная причина ухода подростков в неформалы – это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых. Каждый восьмой из пришедших в неформалы тот, кто «не знал, как жить дальше» (Н.Кофырин).
Ученые разработали
Необходимо найти с этими
подростками общий язык, суметь разобраться
с волнующими их проблемами. Не запрещая
группы, найти пути создания условий
для самовыражения
В некоторых случаях следует применять и запрет, если в группе пропагандируются наркотик, пьянство, насилие, жестокость, порнография, проституция, неофашизм, и тогда, когда деятельность группы приобретает противоправный характер. Необходимо в таких случаях разобщать группу, переориентировать подростков на общественно-полезную работу, нейтрализовать лидеров. При этом главное, работать с каждым подростком отдельно.
Цель: Рассмотреть характерные черты неформальных молодёжных объединений.
Объект: молодёжные неформальные объединения.
Предмет: Характерные особенности неформальных молодёжных объединений.
Задачи:
глава 1
ПОНЯТИЕ «НЕФОРМАЛЫ». НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
"Неформалы" - это группа людей, которая возникла по чьей-нибудь инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.[4, с.6]
«Формальная группа»- это социальная группа, обладающая юридическим статусом, являющая частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами.
Неформальные объединения - это явление массовое. Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи". Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по своему борются с коррупцией. Стихийно возникающие молодежные группы именуют то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. Наиболее адекватным представляется термин "самодеятельное движение".
Причины: во-первых, все они формируются на принципе добровольности и являются организационно самостоятельными;
во-вторых, в большинстве своем они заняты каким-то определенным видом деятельности в расчете на реальную отдачу. Вот почему употреблявшийся первоначально термин "неформалы" является не совсем точным и может быть использован только лишь относительно таких групп и объединений, как "Хиппи", "Панки", "Металлисты" и прочие другие группировки. Им характерен, чаще всего, спонтанный, неорганизованный, нестабильный характер.[1,с.45]
Функции самодеятельных объединений:
1. Сотрудничество.
2. Оппонирование и критика.
3. Оппозиция и борьба.
"НЕФОРМАЛЫ" - это группа людей,
которая возникла по чьей-
1.1 ЭКСТЕРНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.
Экстернальные культуры существовали и существуют в разных обществах. Ранние христиане были экстерналами в Римской Империи. В средневековой Европе - это многочисленные ереси. В России - раскол.
Экстернальные культуры аккумулируют определенные нормы и символику. Если основная культура - это те нормы и символы, которые задают основной принцип упорядочения данного общества, то в экстернальные стекается все, что осталось вне основного мифа - самоописания общества.[8, с. 88]
Существует баланс двух подсистем общества: контркультура немыслима и не существует без официального общества. Они взаимодополнительны и связаны. Это одно целое. Для такого рода выпавших культур можно предложить термин "экстернальные" (от лат."externus"-чужой). Сфера экстернальной культуры включает, собственно, множество разных субкультур: например криминальную, богемную, наркомафию, и.т.д. Они экстернальны в той мере, в какой их внутренние ценности противопоставлены так называемым "общепринятым". Их объединяет то, что все они - локальные коммуникативные системы, расположенные вне рамок основной сети (той, что определяет государственное устройство).[11, с.76]
Множество людей, предоставленных самим себе, взаимодействуя, формируют схожие коммуникативные структуры. Л. Самойлов, профессиональный археолог, волею судеб оказался в исправительно-трудовом лагере. Он заметил, что в среде заключенных складываются неофициальные сообщества со своей иерархией и символикой. Самойлова поразило их сходство с первобытными обществами, иногда в плоть до мелочей:
"Я увидел - пишет
он, и опознал в лагерной жизни
целый ряд экзотических
Для первобытного общества характерны обряды инициаций - посвящения подростков в ранг взрослых, обряды, состоящие из жестоких испытаний.
У уголовников это "прописка". Для первобытного общества характерны различные "табу". Абсолютное соответствие этому находим в лагерных нормах определяющих, что "западло"... Но главное сходство - структурное:
"На стадии разложения - пишет Л.Самойлов, многие первобытные общества имели трехкастовую структуру, как наше лагерное ("воры" - элита, средний слой - «мужики" и аутсайдеры - "опущенные"), а над ними выделялись вожди с боевыми дружинами, собиравшие дань (как наши отбирают передачи) ". [3, с. 11]
Схожая структура
известна в армейских
2.2 ПОЛЕ СИМВОЛИКИ. СИМВОЛ
Символ - (от греческого symbolon - знак, опознавательная примета):
1) В науке (логике, математике и др.) то же, что знак.
2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.
Тот или иной знак служил также отличием корпораций, цехов, разных партий - государственных, общественных или религиозных.[4, с. 23]
«Хиппи» Лохматые, в залатанной и сильно потертой одежде, иногда босые, с холщовыми торбами и рюкзаками, расшитыми цветами и исписанными антивоенными лозунгами, с гитарами и флейтами парни и девушки прохаживаются по скверу, сидят на скамейках, на лапах бронзовых львов, поддерживающих фонари, прямо на траве. Оживленно беседуют, поют в одиночку и хором, закусывают, покуривают "...[5, с. 22]
Они выдвигали человеколюбивую систему ценностей: «Творите любовь, а не войну». Их одежды представляли разные национальные культуры; красочные атрибуты: буддийские чётки, индийские амулеты и талисманы, европейские гитары и губные гармошки. Символ движения-цветы. Они осуждали отцов за то, что общество отошло от естественных потребностей человека. Протестовали против уничтожения личности, индивидуальности каждого, выступали против формальных законов общества.
У хиппи своя философская платформа, своя форма поведения. В их клуб может вступить каждый, участвующий в мероприятиях Системы. В России движение хиппи возникло в 60-х гг. Это был интерес молодёжи к джинсовой одежде.
В конце 70-х гг. хиппи стали вытесняться панками, металлистами, брейкерами, но к 80-х гг. снова наблюдается интерес к движению хиппи. Сейчас московскую Систему хиппи составляет около 2 тыс. молодежи в возрасте 13-36 лет. Это школьники, студенты, рабочие, научная, техническая и художественная интеллигенция. Они меняют работу, работают сторожами, что даёт свободное время днём. Хиппи носят длинные волосы на прямой пробор, лоб и затылок охватывает тонкая повязка, многие отпускают бороду. Их одежда и поведение объясняются стремлением не отрываться от природы.
Длинные волосы помогают контакту с космосом, с космическим разумом. Одеты в джинсы, свитера, нередко рваные, старомодные пальто; носят украшения, на шее джинсовый мешочек с документами. Зимой живут в городе, летом путешествуют, разбивают палаточные городки. В основе их философии – внутренняя свобода человека, независимость от общества, свобода в любви, что якобы способствует единению людей. Проповедуют пацифизм, выступают против службы в армии, верят в иную, высшую реальность, медитацию, которая поможет выйти в эту реальность. Хиппи – это своеобразный вызов современному обществу.
В 1964 г. под влиянием хипп-движения произошло массовое выступление студентов: демонстрация, баррикады, столкновения с полицией. Хиппи создавали небольшие мастерские, сельскохозяйственные фермы, пытались уйти от товарно-денежных отношений, отдавая продукты в своих магазинах бесплатно, что приводило к разорению. Это была попытка создать коммуны как протест существующему обществу.
Символ - оболочка, в которую упаковывается "своя" информация. В таком виде она отличима от чужой, а следовательно, возникает разница в плотности коммуникативных связей внутри той сферы, где действует символ и вне- ее. Это и есть сгущение контактов, на базе которого формируются социальные структуры.
Люди переходят из группы в группу. Это, скорее, некая среда общения. [6, с. 371]