Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:00, контрольная работа
Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат (который, собственно, породил российский феномен — "неформалов") продолжает удивлять мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным проблемам или попытками решать их административными методами
Введение…………………………………………………
3
Глава 1
Российская специфика субкультурных образований в молодёжной среде………………………………………...
5
Глава 2
Неформальные объединения молодёжи……………….......
8
Глава 3
Функции молодёжных объединений……………………
11
Глава 4
Современные молодёжные субкультуры……………….
13
Заключение………………………………………………………………
20
Список используемой литературы……………
Проблема молодёжи, и в частности, молодёжной контркультуры сегодня носит глобальный характер и порождена в первую очередь кризисом всех существующих моделей социализации.
3. Функции молодёжных объединений
Главной функцией любого объединения, будь то самодеятельное движение или контркультурная неформальная группа, является одна — стремление к самореализации, субъектному воплощению (другими словами, чем-то оправдать своё пребывание в этом мире). Если у ребёнка 14-17 лет социализация состоит, прежде всего, в огульном отрицании социума (в этом и кризис социализации), то у молодёжи постарше главенствует ориентация на определённые социально значимые цели. Но и для тех и для других деятельность носит и самоценный характер общения с единомышленниками, построенного на взаимопонимании и взаимодоверии, а именно этих качеств многим молодым в жизни не хватает.
Функцию самореализации дополняют 3 другие, характерные для деятельности всякой самодеятельной группы.
Инструментальная. Каждое объединение, клуб, группа, будь то «Спасение» или команда люберов, преследуют определённую цель: в первом случае – явную (защита памятников истории и архитектуры, стремление возродить и сохранить национальную культуру), во втором – размытую, неосознанную (стать сильным и утвердиться в среде сверстников, заставить себя уважать). В любом случае группа есть инструмент для достижения сознательных или неосознанных, но вполне конкретных результатов.
Не менее важна компенсаторная функция. В учебном (трудовом) коллективе, даже в семье, личность нередко чувствует себя замкнутой, стеснённой рамками обязанностей и социальных ожиданий, зависимой от преподавателя, родителей или начальника. В этом случае участие в деятельности (особенно неформальной) самодеятельной группы компенсирует отсутствие личной независимости и свободы в традиционных структурах. Другое дело, что человек останется в зависимости от вожака, лидера, определённых правил поведения в новой для него общности, то есть независимость может быть мнимой, относительной, но самоощущение её возникает.
Несмотря на господство потребительского отношения к искусству, немалая часть молодёжи ищет активного самовоплощения. Самодеятельные группировки выполняют ещё и эвристическую функцию, особенность которой состоит в том, что она сильнее выражена в художественно-творческих социокультурных и соционравственных («Милосердие») организациях, в то время как в подростковых контркультурных группах значительно слабее или вовсе отсутствует.
4. Современные молодёжные субкультуры
Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде, то связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных — наряду с влиянием западной молодежной моды, феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России.
Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.
Никто не удивится тому, что современные молодежные субкультуры берут свое начало не в России, а в Америке. Нынешняя молодежь является альтернативной, то есть альтернатива обычаям и традициям быть как все. Сейчас очень много стилей и направлений, и даже не знаешь каким будет следующее.
Рассмотрим самые распространенные современные молодежные субкультуры.
"Фрики". Множество фриков можно встретить среди молодежи, которая ведет «клубный» образ жизни. Субкультура фриков сама по себе вовсе не агрессивна. Слово "freak" в переводе с английского языка означает "уродец", "странный, не похожий на других человек". Как только эпоха хиппи наступила, фриками стали называть практических всех молодых людей, которые выделялись своей эпатажностью среди серой массы. Сейчас же фриками являются дредастые, татуированные и пирсингованые с туннелями парни и девушки.
Панки. Эта яркая и дивная молодежная субкультура, представители которой ходят с индейскими ирокезами на головах, к сожалению, медленно, но уверено исчезают с улиц. А ведь в восьмидесятых, они являлись грозной силой, которой своих внуков страшили бабушки. Истинные панки не могут работать. Они просто не могут позволить себе работать на «гнилое», с их точки зрения, общество. Мелкое воровство и попрошайничество – вот источники их дохода. А про посвящения в панки можно написать целую книгу. Например, могут сказать просидеть пару дней в помойке, вбить гвоздь себе в пятку. За каждое задание дается булавка, всего их 5, получив последнюю ты становишься равноправным панком.
Готы - это мрачные молодые люди в черных одеждах, фанаты Мэрилина Мэнсона и ему подобных. Их появление совпало с выходом на экраны в семьдесят девятом году фильма "Голод". Готы - это современное течение, которое свойственно многим странам. Ее образная система и культурные предпочтения ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой девятнадцатым веком. Готам свойственные довольно конкретные вкусу во всем, что касается музыки и внешнего вида, однако не все те, кто разделяет их взгляды, могут считаться стопроцентными готами.
Эмо всем давно известная субкультура. Они слушают поп-альтернативу с плаксивыми нотами. Года три назад у нас была волна "эмарей", на каждом угла стояли мальчики и девочки с длиннющими черными челками и в черно-розовой одежде, все облепленныезначками, бантиками. Иногда даже плачущие. Сейчас их стало значительно меньше.
Scene dolls and boys. Scene в переводе с английского означает сценический. Это девушки и парни, которые выражают свои чувства через искусство и фото. С их безумными прическами и шкафами, набитыми модными одеждой. SQ славятся своим превосходным, детальным макияжем. Подводка для глаз, тени для век, тональный крем, помада – это обязательно, полагается быть разными и уникальными, и они должны выделять их из толпы. Не надо просто делать коричневые и белые пряди. Надо дать волю буйной фантазии! Например, покрасить волосы в яркий цвет, потом добавить кучу безумных наращенных прядей.
Trash, бруталы, мажоры. Эти стили появились у нас сравнительно недавно. Трэш - это более гламурный стиль, нежели sceen. Здесь приветствуются каблуки, чем выше, тем лучше, длинные волосы, в основном это наращенные, леопардовая расцветка, начесы, только в отличие от эмо, более умеренные, пирсинг (монро, септум, бридж, щеки),подвески на шею, легенсы, тату (розы с листьями на ногах, шее).У бруталов татуировки в виде звезд, прямая челка. Трэш отличается от бруталов тем, что бруталы считают себя «пупом земли», пафосны. Мажоры ближе к бруталам, только, в отличие от гламурных, носят зауженные джинсы, относительно длинные прически, среди них распространены прямые челки, кепки "уточкой", не исключены и "тоннели".
Скейтеры, альтернативщики. Они в чем-то похожи: катаются на скейтах, слушают альтернативную музыку.
Футбольные болельщики. Сообщества футбольных фанатов — одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Специфика этой субкультурной формы состоит в том, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Многие фанаты футбольных команд не знают истории спортивных коллективов, им достаточно актуальных знаний о недавних и предстоящих матчах. Разумеется, сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).
Рейверы. В Европейской части России достаточно заметны, в основном благодаря средствам массовой информации. «Рейв» (от англ. rave — бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в «Словаре современного сленга» Т. Торна как «дикая вечеринка, танцы или ситуация отчаянного поведения». Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее — образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов — носителей (создателей) соответствующих социокультурных образцов. В музыкальном отношении стиль рэйв — преемник стилей техно и эйсид. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни — ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Базовые ценности, лежащие в основе этой субкультуры: легкое беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде.
Люберы — одна из молодежных групп криминального характера, получившая широкую известность (в основном через публикации в СМИ) как своего рода модель агрессивного поведения молодежи в условиях социальной аномии. В городе Люберцы близ Москвы эта группа сформировалась как спонтанное объединение молодежи младших возрастных групп, отсюда и название. Люберы практиковали «ремонт» — совместное действие по «оздоровлению» общества, а на деле целенаправленном преследование тех, кто, по мнению любералов, портит общество (группа подростков вылавливает и избивает бомжей, проституток, алкоголиков и т. д. в качестве «меры перевоспитания»). «Успешные» рейды укрепляли солидарность криминальной молодежной группы на ценностях насилия. В самом внешнем виде люберов, их одежде (например, многие носили штаны с вшитыми железными чашечками) выражалась готовность к немедленному физическому столкновению. Группы люберов появлялись в Москве, других городах, искали «врагов», устраивали побоища. Для их усмирения часто использовались специальные контингенты милиции.
Хиппи. Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур в РФ. Они сделали популярными и осветили практически неизвестные на тот момент аспекты религий, отличных от иудаизма и христианства. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое сознание. Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их ценности. Движение хиппи развивалось «волнами«: первая волна относится к концу 60 – началу 70 гг., вторая – к 80 гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90 гг. неожиданно заявила о себе «третья волна« хиппи. Внешний вид хиппи «третьей волны« достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «феньки» (от англ. thing – вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «феньки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзак и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Движение хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию (мы назвали бы их рефлексирующими или рефлексивными)
Хакеры (компьютерные фанаты). В основном это студенты технических факультетов вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, далеко не все компьютерные фанаты осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.
Роллеры. Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок, часто повседневно носят наколенники и налокотники. В основном роллеры – школьники обоего пола или студенты начальных курсов (13—19 лет). Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей.
Скинхеды - получили свое название по своему внешнему виду: а именно шарообразным или бритым головам. По своим политическим воззрениям скинхеды колеблются от ультралевых до антифашистов, включая все, что находится между ними. Бывают скинхеды и аполитичными. Среди окружающих их легко распознать по своеобразным отличительным знакам - высокие черные ботинки с белой шнуровкой, наголо выбритый череп, черная кожаная куртка. При разбойных нападениях используют "спецназовские" черные маски. Это неформальное движение, по статусу граничащее с преступной группировкой.
Бейкеры - от английского bike - мотоцикл. Байкерство пришло в Россию в 80-х годах из США, где оно появилось после Второй мировой войны. Первыми байкерами в США были боевые летчики, которые после войны оказались не у дел, и как бы "выпали из гнезда". В современной трактовке это - "ночные всадники", молодые люди, которых объединяет любовь к технике и антиобщественное поведение. Они собираются в большие группы и по ночам с бешеной скоростью и жутким грохотом носятся по полосам встречного движения
Рокеры культивируют "мужской дух", жесткость, прямоту межличностных контактов. Объединения рокеров представляют собой нечто вроде небольших государств: каждое имеет своего президента, устав, конституцию. Девушки полноправными членами объединения быть не могут, участие в их жизни им разрешается только в качестве "собственности" одного из рокеров. Внешний вид подчеркнуто агрессивен. Мотоциклетное кожаное и грубо-полотняное одеяние с металлическими планками делает их похожими на машину. Высокие тяжелые ботинки напоминают о том, что в случае драки они могут быть пущены в ход.
Рэперы - от английского rap - удар, стук. Это поклонник или исполнитель музыки в стиле "рэп". Рэп - стиль популярной эстрадно-танцевальной музыки, которая характеризуется тем, что в сопровождении ударника или синтезатора поются, декламируются или скандируются ритмические стихи. На современном этапе рэперы - многочисленное, но малоорганизованное движение молодежи, по общей характеристике близкое к "мажорам" - молодым людям из достаточно обеспеченных семей, настроенных либо асоциально, либо просоциально. Рэперы легко контактируют с окружающими, ведут активный образ жизни, часто занимаются спортом и в одежде предпочитают спортивный стиль. Не имеют какой-либо глубокой идеологии, для них характерны прямое общение. Оценивают себя примерно так: "Мы - нормальные пацаны и девчонки". В зависимости от уровня интеллекта, большая часть членов движения характеризуется некоторым примитивизмом и явным нежеланием строить планы на будущее.
Информация о работе Неформальные молодёжные объединения в современной России