Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 11:55, курсовая работа
В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, занятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей, можно выделить виды социальных инноваций: педагогические, образовательные, правовые, управленческие и т.д.
Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить с помощью традиционных методов, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере, особенно это важно сегодня.
Крупной фигурой не только американской, но и мировой социальной науки является также Джекоб Морено, еще один знаменитый представитель Колумбийской школы. Морено — американский социолог и психолог румынского происхождения, создатель социометрии и групповой психотерапии как социотерапевтического средства (метод психодрамы). Основные элементы социометрической, психодраматической и социодраматической концепций — по существу, те же, поскольку все они являются частью общей интегральной теории. Разница состоит главным образом в акцентах, и проистекает она из тех методов, которые применяются в каждом из трех случаев. Для социометрии главной целью является создание таких сообществ, которые позволяют индивиду выжить в качестве творческого человеческого существа. Практику достижения социального здоровья всем обществом Морено иногда называл «социатрией».
Согласно оценкам Международной энциклопедии социальных наук, «Морено или его ученики уже к середине 70-х годов подготовили примерно пятнадцать тысяч практических специалистов по психодраме, главным образом в США»11. Сегодня существует двадцать три института в США и одиннадцать в других странах, действующих на основе его методик. Университетские курсы по психодраме и социометрии читаются в 14 вузах США и как минимум в 12 вузах других стран.
Пауль Феликс Лазарсфельд — австрийско-американский социолог, внесший значительный вклад в развитие математических методов в социологии. Наиболее значительным исследованием Лазарсфельда в первом — венском институте был проект, посвященный социальным и психологическим последствиям безработицы. Местом проведения стал городок Мариенталь, основными методами — включенное наблюдение, анализ биографий и различные неискаженные измерения последствий безработицы. Например, исследователи замеряли скорость, с которой ходят люди. Вывод: мужчины ходят медленней, чем женщины, поскольку у них больше свободного времени, которое надо убить. Исследователи, в частности, заметили, что с повышением уровня безработицы снижается распространение газеты социалистической партии, но возрастает тираж газеты, посвященной спорту и развлечениям. Это интерпретировалось как степень ухода от участия в политических делах. В библиотеках упало количество читаемых людьми книг почти наполовину, несмотря на отмену платы за пользование книгами. Этот индикатор интерпретировался как показатель растущей апатии.12
Собственной тематикой Лазарсфельда было сравнительное изучение воздействия на аудиторию радио и прессы. Результаты были опубликованы им в соавторстве с Робертом Мертоном. В работе проанализированы социальные функции, выполняемые СМИ, отмечается, что они, обладая высоким статусом, утверждают и закрепляют социальные нормы и одновременно вызывают «наркотизирующие дисфункции». В работе, по словам В.Г. Осипова, делается вывод о том, что воздействие СМИ эффективно по отношению к социальным проблемам, находящимся на периферии общественного внимания, и что СМИ на самом деле не имеют такой степени власти и способности изменять общественное мнение, как это иногда им приписывается.13 За пятьдесят два года своей активной исследовательской деятельности Лазарсфельд внес значительный вклад в развитие четырех важнейших областей: социальные последствия безработицы, средства массовой коммуникации, поведение избирателей и социология высшего образования.
Если в XIX и начале XX в. основная тенденция в развитии социологии в странах Запада сводилась преимущественно к созданию теоретических концепций, то в первой половине ХХ в. широкое распространение получают эмпирические исследования. Их теоретической основой стал неопозитивизм или сциентизм (от англ. «science» — наука), который делает упор на точности фактов, на сближении метода общественных наук с методами, используемыми в естественных науках.
1.2 Современный
опыт решения социальных
Новый, современный этап в развитии социологии начинается с периода ослабления интереса к выработке общей социологической теории и бурного развития эмпирических исследований - в первую очередь в США, а затем и в других странах. Этот внутринаучный процесс был спровоцирован изменением модели экономического развития западного общества, приведшим к увеличению роли потребительских вкусов в развитии экономики и роли общественного мнения в развитии политической жизни общества. Об этом было сказано выше, поэтому далее речь пойдет о еще более современном этапе: конец ХХ — начало ХХ1 века.
Данный этап характеризуется, в первую очередь, началом процесса глобализации. На наш взгляд, это связано с тем, что на рубеже XX–XXI вв. человечество оказывается в принципиально новой конкретно-исторической реальности, становление которой достигло того момента развития, когда она делается очевидной абсолютно всем. Так, З. Бауман, пишет, что глобализация есть «необратимый процесс, в равной степени и равным образом затрагивающий каждого человека»14.
Этот факт делает востребованным осмысление глобализации именно в ракурсе социокультурной парадигмы, выводящей рефлексию на уровень общественно-культурной системы в целом. И помимо господствующей ранее трактовки глобализации в русле экономико-политических взаимодействий, все большую степень актуализации получает ее социокультурный аспект. Исходя из этого, мы считаем, что современный этап новаторской деятельности в решении социальных проблем следует рассматривать именно в контексте глобализационных процессов.
Инновация сегодня сознательно продуцируется обществом и культурой, и предстает как своеобразный «регулятив», некое формообразующее начало социокультурного развития, если не полностью вытесняющее в этом качестве традицию, то, по крайней мере, доминирующее над ней. В отличии от инновационных подходов, которые разрабатывались учеными в социологии на протяжении предыдущего столетия с довольно узкими целями (для решения конкретных социальных проблем), сегодня такая деятельность выделилась в отдельную большую сферу, стала сознательной. На Западе впервые стали появляться целые институты и исследовательские центры, задачей которых стала именно разработка таких инновационных подходов, которые смогли бы прогнозировать и регулировать происходящие в мире и обществе изменения. Создание таких организаций активно финансируется правительствами государств, для работы отбираются лучшие силы, подготавливаются высококвалифицированные специалисты.
Радикальные инновации последних лет связаны, безусловно, с информационно-технологической революцией. К их числу, помимо персонального компьютера и различных микропроцессорных технологий, следует отнести мобильную телефонную связь, электронную почту, глобальную информационно-коммуникативную сеть Интернет, спутниковое телевидение и т.д.
Следует отметить, что первичные информационно-технологические и информационно-коммуникативные инновации, возникшие в производственной сфере, постепенно распространились на остальные области жизнедеятельности и спровоцировали инновационные процессы в области культуры в целом, среди которых, такие как информатизация, виртуализация и др.
Все выше перечисленное можно назвать факторами, способствующими появлению проблем современного общества. На наш взгляд, все такие проблемы можно разделить на несколько групп, крупнейшими из которых будут социально-экономические, культурные, экологические, социально-политические и социально-психологические проблемы. Попробуем перечислить их более конкретно: критика современной науки, угроза глобализма, критика рыночной экономики, критика ценностной системы современного общества, псевдорациональная цивилизация, демографические кризисы, экологическая угроза и др. Именно на решение этих проблем направляют сегодня свои силы многие западные государства. Как уже говорилось ранее, методы, существовавшие и действенные прежде, сегодня далеко не всегда эффективно срабатывают, поэтому разрабатываются инновационные программы и способы решения современных проблем. Но для того, чтобы рассмотреть эти способы более подробно, сначала следует обратиться к проблемам, которые возникают на пути современных исследователей социальных проблем. Эти проблемы, в первую очередь, связаны с некоторым кризисом современной науки в целом.
«Преобладающие ныне представления о том, что происходит в мире либо схоластичны, догматичны, либо сугубо эмпиричны, незначительно поднимаются над уровнем обывателя. А некоторые публицисты, прямо и откровенно заявляют, что наука и не должна подниматься выше уровня обывателя, выше здравого смысла»15, - говорит В.А. Вазюлин. Действительно, сегодня в научном мире сложилась определенная стереотипность социально-гуманитарного знания о человеке, обществе и природе. История человечества в таком случае видится как некое социально-экономическое развитие, и человек мыслится главным образом как производительная и потребительная субстанция, устанавливаются оценочные штампы.
Но не только в науке можно найти препятствия на пути исследователей-социологов. Основная трудность социальных исследований сегодня, по мнению В.И. Пригожина, состоит в том, что люди сами участвуют в этих процессах. Автор в своей статье пишет, что «результаты их зависят от субъективизма исследователей и опрашиваемых, от случайностей, от пропагандистских целей, от интересов различных категорий людей и идеологии. Слабо развиваются науки, отвечающих за познания человека, его интеллекта, живого вещества биосферы, за становление биосфероведения и ноосферологии, как отраслей знания, в которых биосфера и человечество предстает как целостные объекты, взаимодействующие друг с другом»16. Конечно, так было и раньше, но сейчас мы говорим о совершенно новых условиях жизни, о так называемом «новом мире», а значит, взгляд на все сохранившиеся устои тоже должен быть обновлен.
Теперь, рассмотрев выше перечисленные мнения ученых, можно постараться вывести некоторые тенденции в новаторской деятельности по усовершенствованию методов и способов проведения социальных исследований и разрешению социальных проблем сегодня. Мы говорим об этом именно в главе о западном опыте, так как именно там зарождаются все интересующие нас подходы и тенденции, которые постепенно переходят и в отечественную практику.
Итак, приведем перечень существующих сегодня социальных проблем: алкоголизм, бандитизм, бедность, бездомные, безработица, детская беспризорность, высокая смертность, загрязнение окружающей среды, инвалидность, инфляция, коррупция, наркомания, нарушения прав ребенка, насилие над несовершеннолетними, низкая рождаемость, положение беженцев и вынужденных переселенцев, положение заключённых, положение людей с ограниченными возможностями, права и свободы человека и гражданина, преступность, преступность несовершеннолетних, проституция, проблема престарелых, распространение ВИЧ-инфекции и других заболеваний, ситуация в армии, самоубийство, социальное неравенство, терроризм, угроза техногенных катастроф, уровень жизни, экстремизм, фашизм. Если проанализировать последние события, происходящие или случившиеся в Испании и Греции, в США, в Норвегии, то на первый план по актуальности выходят лишь некоторые из перечисленных проблем современного общества, актуальные именно для Запада: безработица, преступность и терроризм, социальное неравенство, уровень жизни, экстремизм. И это все на фоне низкой рождаемости, общих проблем прав и свобод современного человека, экономического кризиса. Об этом говорят многие исследователи, в частности Н.С. Гостев в своей статье, основанной на материалах обозревателя агентства Reuters Кристи Фриленд. По мнению Н.С. Гостева, "следует рассматривать все эти явления, как различные симптомы одной и той же проблемы, которая заключается в том, что Запад стремительно стареет. Этот демографический факт постепенно перерастает в войну поколений, и у нас есть все основания полагать, что в ближайшие десятилетия ситуация будет только ухудшаться.
Суть
проблемы лежит в области
Подобная ситуация сложилась в Греции и Испании, где молодежь выходит на улицы ввиду того, что обязательства государства в отношении пенсий стали неподъемными, они буквально душат экономику и лишают внуков пожилых людей всяких шансов найти работу. С похожей проблемой столкнулись и Соединенные Штаты, хотя они позиционируют себя обществом, исповедующим принцип неограниченной свободы предпринимательства и отвергающим ту щедрую систему социальных гарантий, которая характерна для европейских стран. Ведь если посмотреть внимательно, видно, что в основе «битвы» за бюджет лежат проблемы старшего поколения. Расходы на социальные программы для пожилых людей составляют почти половину от беспроцентных обязательств государства. Более того, по мнению исследователей, эта цифра будет возрастать по мере того, как люди поколения «бэби-бума» достигают пенсионного возраста.
К решению обозначенных проблем западные государства стали подходить различными путями, которые раньше считались неприемлемыми. Одним из таких путей стал призыв к увеличению рождаемости. Если раньше уменьшение количества детей в семьях считалось способом некоторым образом простимулировать экономику, так как женщины освобождались от обязанностей по уходу за большими количеством детей и могли выходить на работу, делать успешную карьеру наравне с мужчинами, то сегодня во многих странах западного мира делается упор на совершенно обратную политику.
Еще одним из новых решений демографической проблемы является иммиграция. Однако, принимая иммигрантов, страна рискует столкнуться с очень неприятными последствиями. Это можно видеть на примере охваченной ужасом Норвегии. Более того, как отмечает Н.С. Гостев, «подобный подход является игрой с нулевым исходом, в которой нет победителей, ведь иммиграция не может продолжаться постоянно. По мере того как бедные страны мира становятся богаче, их граждане теряют желание эмигрировать. Кроме этого, эти государства также начинают сталкиваться с проблемой сокращения населения»18.
В качестве вывода из всего вышесказанного стоит еще раз отметить, что помимо перечисленных наиболее острых и актуальных проблем современного Запада, существуют не менее острые и актуальные проблемы, но уже всего мирового сообщества, которые нельзя рассматривать только в западном обществе. Речь идет, например, о терроризме, об угрозе техногенных и экологических катастроф. К тому же, в условиях глобализации даже социально-экономические или политические проблемы отдельного государства становятся всеобщими и затрагивают экономическое или политическое спокойствие всего мира.
Если же говорить о решении этих проблем, то тут тоже сложно выделить сугубо западные подходы. Современный мир настолько объединен, что и усилия по решению большинства социальных проблем прикладываются совместно, способы и пути их разрабатываются согласованно, поэтому говорить можно и, на наш взгляд, нужно об общемировых тенденциях к решению социальных проблем и о совместной новаторской деятельности в этой области.
Информация о работе Новаторство в решении социальных проблем