Нормативная и ненормативная этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной контрольно - курсовой работы является выявление особенностей нормативной и ненормативной этики.
Для решения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть понятие и особенности этики.
Изучить нормативную этику.
Изучить ненормативную этику.

Содержание

Введение 3
1. Понятие этики и ее особенности 5
2. Нормативная этика 10
3. Ненормативная этика 13
4. Научная этика, религиозная этика, профессиональная этика. 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

конечный.docx

— 44.32 Кб (Скачать файл)

Для разрешения противоречия, якобы существующего  между научной истиной и моралью, неопозитивисты попытались создать  «научную» этику путем исключения из нее нормативных вопросов (Метаэтика). Марксизм же считает, что дать научно-теоретическое  обоснование нравственных идей возможно лишь при условии познания законов  истории, что эти идеи отражают объективную  логику развития общества. Нравственность рабочего класса не только отвечает этому  условию, но и является основой для  формирования общечеловеческой морали в бесклассовом обществе. Таким образом, ограниченность идеалистического и  других ненаучных взглядов на нормативную  этику преодолевается не путем отрыва теории от практики борьбы классов  и их моральных воззрений, а путем  осознания исторической перспективы  этой борьбы. Нормативная этика становится действительно научной благодаря  строго объективному анализу всего  исторического развития морали человечества и исследованию его социальных предпосылок. Нормативная этика как обоснование  норм и принципов коммунистической нравственности тесно связана со всеми остальными разделами марксистской этики.

Второй  род проблем в этике – это  собственно теоретические вопросы  о сущности морали, о её происхождении, законах развития и т.д.  Данными  вопросами занимается теоретическая, этика.  Данная этика в наибольшей степени наукообразна, её язык более наукообразен, формализован, чем в нормативной этике. Несомненно, что эти две разновидности этики диалектически взаимосвязаны.

Итак, конечная цель общей нормативной этики  – «выдвигать и обеспечивать рациональное обоснование общей теории морального обязательства, которая обеспечивала бы общий ответ на вопрос « Что  морально правильно и что морально неправильно?». Целью прикладной нормативной  этики является решение частных  моральных проблем, как например, оправданы ли в  моральном отношении аборты?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ненормативная этика

 

В дополнение к нормативной этике, общей ли или прикладной, существует, по крайней  мере, два ненормативных подхода  к этике.

Во-первых, Дескриптивная, или научная, этика, основанное на фактах научное исследование морального поведения и взглядов. Она изучает не то, как люди должны поступать, а как они рассуждают и действуют. Цель дескриптивной  этики – получать эмпирические знания о морали. Практикующий дескриптивную  этику занят описанием фактически существующих моральных взглядов, объясняя затем последние с помощью  углублённой оценки их каузального  источника. Антропологи, социологи, психологи  и историки устанавливают, выражаются ли и какими способами моральные  отношения и кодексы отдельными лицами и обществами. Они изучают  разнообразные взгляды и практики относительно сексуальных отношений, кодексов профессиональной этики, лечения  умирающих, природы согласия, полученного  от пациента и тому подобное. (Таким  образом, моральные взгляды не в  меньшей степени, чем другие аспекты  человеческого опыта, дают исследователям в области поведенческих и  социальных наук предметную область, которая  нуждается в объяснении). Например, почему конкретный индивидуум имеет  консервативный взгляд на сексуальную  мораль? Психоаналитик (фрейдистского  толка) может пытаться объяснять  это в терминах базовых фрейдистских категорий и на основе переживаний  раннего детства. Или почему отдельной  группе людей присущ такой большой  процент моральной оппозиции  аборту? Социолог может пытаться объяснять  это в терминах, имеющих отношение  к факторам социализации.

Во-вторых, метаэтика содержит анализ языка, концептов, мышления и целей этики. Например, она изучает значение решающих этических  терминов, таких как правильность, обязательство, добродетель и ответственность, а также логику и структуру  моральной аргументации и оценки.

Дескриптивную этику и метаэтику можно сгруппировать  вместе, потому что они не пытаются давать предписывающих принципов (установок). Их целью является установление того, что фактически и концептуально  представляет собой данный случай, а не каким в этическом отношении должен быть этот случай. Итак, в то время как дескриптивная этика пытается описать моральные взгляды, которые фактически практикуются, нормативная этика пытается установить, какие моральные взгляды могут быть оправданы и, следовательно, должны быть признаны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Научная этика, религиозная этика, профессиональная этика.

 

Существует ряд понятий, связанных  с понятием «этика», более частного рода, как то:  «научная этика», «религиозная этика», «профессиональная этика».  Понятие «научная этика» многозначно.  Под данным понятием обычно понимается стремление человека опираться в своей нравственной деятельности на более глубокое, научное знание действительности.  И с таким значением понятия «научная этика» можно и нужно согласиться.  Однако сама «научность» в этике иная, нежели в естественных науках.  «Научность» в этике не принимает строго формализованной, дедуктивной или математической формы, не является и строго обоснованной через опыт; индуктивный метод здесь также имеет свои границы.

Замечательно  об этом свойстве этического знания выразился  Л.Н. Толстой.  Он писал: «В области  нравственной происходит одно удивительное, слишком мало замечаемое явление. Если я расскажу человеку, не знавшему этого, то, что мне известно из геологии, астрономии, истории, физики, математики, человек этот получит совершенно новые сведения, и  никогда не скажет мне: «Да что ж тут нового?  Это всякий знает, и я давно  знаю».  Но сообщите человеку самую  высокую, самым ясным, сжатым образом, так, как она никогда не выражалась, выраженную нравственную истину, - всякий обыкновенный человек, особенно такой, который не интересуется нравственными  вопросами, или тем более такой, которому эта нравственная истина, высказываемая вами, не по шерсти, непременно скажет: «Да кто ж этого не знает?  Это давно и известно и сказано».  Ему действительно кажется, что  это давно и именно так сказано.  Только те, для которых важны и  дороги нравственные истины, знают, как  важно, драгоценно и каким длинным  трудом достигается уяснение, упрощение  нравственной истины – переход её из туманного, неопределённого сознаваемого предположения, желания, из неопределённых, несвязных выражений в твёрдое  и определённое выражение, неизбежно  требующее соответствующих ему  поступков».

Понятие «научной этики» часто связывают  с какой-то особой, опирающейся на конкретную науку концепцией морали.  Такая этика, считается, основывается на научно-проверенных фактах и использует научную методологию.  Примером подобной «научной этики» может быть «натуралистическая этика», «строящаяся» на природных фактах, как-то: инстинкты человека, его естественное стремление к удовольствию, его иррациональная воля к жизни, к власти.  Такой этикой явилась этика социал-дарвинистов, представителями которой были Ч. Дарвин, П.А. Кропоткин и др.

П.А. Кропоткин в книге «Этика»  отмечал, что « самые понятия  о добре и зле и наши умозаключения  о «Высшем добре» заимствованы из жизни природы».  Существует инстинктивная  борьба между видами и инстинктивная  взаимопомощь среди видов, что и  предстаёт основой морали.  Инстинкт взаимной симпатии наиболее полно проявляется  у общественных животных, человека.  Современная биология, в частности  этология, значительно расширила  представление человека о поведении  животных.  Однако она сохранила  идею о естественных факторах морали, зачастую преувеличивая их роль.  Примерами здесь могут служить  концепции К. Лоренца, В.П. Эфроимсона, Г. Селье и др.

Научной считала себя и марксистская этика, которая выводила мораль из объективных социальных отношений, рассматривала её как специфическую форму сознания или особый способ освоения действительности, имеющего классовую основу.  Специфическую научную этику разрабатывает неопозитивизм, который считает, что предметом научной этики может быть лишь язык морали и этики, а не сама мораль.  Подобная этика получила название «метаэтики».

Существуют  и возражения против концепций «научной этики».  Наиболее серьёзная критика  представлена эмотивизмом как одним из направлений неопозитивистской теории морали.  Главный аргумент эмотивизма касается сущности нравственных ценностных суждений.  Здесь утверждается, что все ценностные суждения являются прескрипциями, а не дескрипциями, т.е. они выражают наши субъективные установки или эмоции, а не обозначают нечто объективное.  Однако эта точка зрения не объясняет возможность моральной аргументации, споров, - они тогда просто становятся бессмысленными, ибо все суждения равнозначны.   Целые пласты бытия как, например, природная и социальная сферы оказываются «обесцененными».  Этические учения, отстаивающие тезис о дескриптивности ценностных суждений, т.е. о том, что они описывают нечто объективное в морали, предстают более правдоподобными.  Они объясняют большее количество моральных явлений, и им следует отдать предпочтение.  Эмотивизм ведёт к релятивизму и нигилизму как этическим учениям, утверждающим, что в сфере морали всё относительно, и что нет абсолютных, общечеловеческих ценностей добра.

Религиозная этика – это этика, которая основывается как на естественных, социальных фактах морали, так и на откровении Богом человеку нравственных истин.  Утверждается, что умопостигаемые людьми нравственные истины дополнены в откровении теми, которые нельзя «открыть» умом, как, например, заповедь любви к врагам своим или истина об освящающей душу Божией благодати и т.п.

В целом  отношения религии и морали непростые.  Всякая религия, как связь человека с Богом, включает в себя и определённую мораль, определяющую принципы данной связи с позиций добра.  В  свою очередь, окончательное  своё основание  добро получает в Боге.  Как  писал св.  Феофан Затворник: «Вероучение  всегда вдавалось в ненужные отступления  и утончённости, когда не держалось  нравственных целей; а нравоучение  принимало недолжные направления, когда не освещалось вероучением».  Поэтому в богословии существует такая дисциплина, как нравственное богословие.  Крупнейшими православными нравственными богословами можно назвать св. Тихона Задонского (XVIII в.), св. Феофана Затворника (XIX в.), св. Игнатия Брянчанинова (XIX в.).

Профессиональная этика является многозначным понятием.  Во-первых, это определённые кодексы поведения людей при выполнении ими своей профессиональной деятельности.  Во-вторых, это теория данных кодексов, способы их обоснования. Актуальной является проблема соотношения профессиональной этики и общечеловеческой морали.  В целом, данное соотношение предстаёт разновидностью диалектического отношения части и целого.  Нельзя подменять общечеловеческую мораль профессиональной.  Существует только одна мораль, которая и предстаёт общечеловеческой, а все прочие специфические нравственные системы являются лишь её разновидностью. 

Как  замечено в романе М.А. Булгакова  «Мастер и Маргарита» об осетрине «второй свежести»:

«-Голубчик, это вздор!

-Чего  вздор?

-Вторая  свежесть – вот что вздор!  Свежесть бывает только одна -  первая, она же и последняя.  А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!»

Поэтому когда возникают в сознании субъектов  противоречия между требованиями общечеловеческой морали и требованиями профессиональной этики, то предпочтение следует отдавать общечеловеческим нравственным принципам.

Профессиональная  этика многообразна.  Наиболее значимые профессиональные этики – это  этика врача (деонтологическая этика), этика юриста, этика бизнеса, этика  учёного, педагогическая этика и  др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Этика стремится  прояснить общие основания нравственного  миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит  назначение человека, что делает жизнь  человека осмысленной, счастливой и  т.д. Этика изучает источник происхождения  моральных ценностей, общую природу  морали, ее специфику и роль в  жизни человека.

Познавательная  функция этики состоит в том, что этика изучает поведение  человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и  несправедливости и др. В этом смысле можно сказать, что этика исследует  нравственную жизнь с точки зрения ее соответствия моральным нормам. Задача этики состоит в том, чтобы  в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага.

Важнейшей особенностью этики является финальность  нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны. То есть на вопросы вроде: «Для чего они нам нужны?», «Зачем нам стремиться к нравственным ценностям?», «Почему  мы должны соблюдать нормы нравственности?»  — нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем  нравственным принципам, состоит в  том, чтобы следовать им. Здесь  нет тавтологии: просто следование нравственным принципам — это  самоцель, т. е. высшая, финальная цель»  и нет никаких других целей, которые  мы хотели бы достичь, следуя им. Они  не являются средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Гуревич Г.С. Основы философии. Учебное пособие для сред. спец. учеб. Заведений / Г.С. Гуревич. – М.: Гардарики,2000. – 438 с.
  2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Энциклопедический словарь. /  А. А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М.: Гардарики, 2001. – 671 с.
  3. Кармин А.С. Культурология: Культура социальных отношений. / A.C. Кармин. - СПб.: Лань, 2003. – 928 с.
  4. Кропоткин П.А. Этика. / П.А. Кропоткин. – М.: Издательство политической литературы, 1991. - 438 с.
  5. Матвеев П.Е. Этика. Основы общей морали. / П.Е. Матвеев. Владимирский государственный университет, 2002.
  6. Михайлова В.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. / В.П. Михайлова, А.Н. Бартко. - М.: Изд-во ММСИ, 1996. 161 с.
  7. Назаров В.Н. Прикладная этика. Учебник. / В.Н. Назаров. - М.: Гардарики, 2005. - 302 с.

Информация о работе Нормативная и ненормативная этика