Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:40, курсовая работа
Целью данной контрольно - курсовой работы является выявление особенностей нормативной и ненормативной этики.
Для решения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть понятие и особенности этики.
Изучить нормативную этику.
Изучить ненормативную этику.
Введение 3
1. Понятие этики и ее особенности 5
2. Нормативная этика 10
3. Ненормативная этика 13
4. Научная этика, религиозная этика, профессиональная этика. 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Для разрешения
противоречия, якобы существующего
между научной истиной и
Второй род проблем в этике – это собственно теоретические вопросы о сущности морали, о её происхождении, законах развития и т.д. Данными вопросами занимается теоретическая, этика. Данная этика в наибольшей степени наукообразна, её язык более наукообразен, формализован, чем в нормативной этике. Несомненно, что эти две разновидности этики диалектически взаимосвязаны.
Итак, конечная цель общей нормативной этики – «выдвигать и обеспечивать рациональное обоснование общей теории морального обязательства, которая обеспечивала бы общий ответ на вопрос « Что морально правильно и что морально неправильно?». Целью прикладной нормативной этики является решение частных моральных проблем, как например, оправданы ли в моральном отношении аборты?
В дополнение к нормативной этике, общей ли или прикладной, существует, по крайней мере, два ненормативных подхода к этике.
Во-первых,
Дескриптивная, или научная, этика,
основанное на фактах научное исследование
морального поведения и взглядов.
Она изучает не то, как люди должны
поступать, а как они рассуждают
и действуют. Цель дескриптивной
этики – получать эмпирические знания
о морали. Практикующий дескриптивную
этику занят описанием
Во-вторых, метаэтика содержит анализ языка, концептов, мышления и целей этики. Например, она изучает значение решающих этических терминов, таких как правильность, обязательство, добродетель и ответственность, а также логику и структуру моральной аргументации и оценки.
Дескриптивную
этику и метаэтику можно
Существует ряд понятий, связанных с понятием «этика», более частного рода, как то: «научная этика», «религиозная этика», «профессиональная этика». Понятие «научная этика» многозначно. Под данным понятием обычно понимается стремление человека опираться в своей нравственной деятельности на более глубокое, научное знание действительности. И с таким значением понятия «научная этика» можно и нужно согласиться. Однако сама «научность» в этике иная, нежели в естественных науках. «Научность» в этике не принимает строго формализованной, дедуктивной или математической формы, не является и строго обоснованной через опыт; индуктивный метод здесь также имеет свои границы.
Замечательно об этом свойстве этического знания выразился Л.Н. Толстой. Он писал: «В области нравственной происходит одно удивительное, слишком мало замечаемое явление. Если я расскажу человеку, не знавшему этого, то, что мне известно из геологии, астрономии, истории, физики, математики, человек этот получит совершенно новые сведения, и никогда не скажет мне: «Да что ж тут нового? Это всякий знает, и я давно знаю». Но сообщите человеку самую высокую, самым ясным, сжатым образом, так, как она никогда не выражалась, выраженную нравственную истину, - всякий обыкновенный человек, особенно такой, который не интересуется нравственными вопросами, или тем более такой, которому эта нравственная истина, высказываемая вами, не по шерсти, непременно скажет: «Да кто ж этого не знает? Это давно и известно и сказано». Ему действительно кажется, что это давно и именно так сказано. Только те, для которых важны и дороги нравственные истины, знают, как важно, драгоценно и каким длинным трудом достигается уяснение, упрощение нравственной истины – переход её из туманного, неопределённого сознаваемого предположения, желания, из неопределённых, несвязных выражений в твёрдое и определённое выражение, неизбежно требующее соответствующих ему поступков».
Понятие «научной этики» часто связывают с какой-то особой, опирающейся на конкретную науку концепцией морали. Такая этика, считается, основывается на научно-проверенных фактах и использует научную методологию. Примером подобной «научной этики» может быть «натуралистическая этика», «строящаяся» на природных фактах, как-то: инстинкты человека, его естественное стремление к удовольствию, его иррациональная воля к жизни, к власти. Такой этикой явилась этика социал-дарвинистов, представителями которой были Ч. Дарвин, П.А. Кропоткин и др.
П.А. Кропоткин в книге «Этика» отмечал, что « самые понятия о добре и зле и наши умозаключения о «Высшем добре» заимствованы из жизни природы». Существует инстинктивная борьба между видами и инстинктивная взаимопомощь среди видов, что и предстаёт основой морали. Инстинкт взаимной симпатии наиболее полно проявляется у общественных животных, человека. Современная биология, в частности этология, значительно расширила представление человека о поведении животных. Однако она сохранила идею о естественных факторах морали, зачастую преувеличивая их роль. Примерами здесь могут служить концепции К. Лоренца, В.П. Эфроимсона, Г. Селье и др.
Научной считала себя и марксистская этика, которая выводила мораль из объективных социальных отношений, рассматривала её как специфическую форму сознания или особый способ освоения действительности, имеющего классовую основу. Специфическую научную этику разрабатывает неопозитивизм, который считает, что предметом научной этики может быть лишь язык морали и этики, а не сама мораль. Подобная этика получила название «метаэтики».
Существуют и возражения против концепций «научной этики». Наиболее серьёзная критика представлена эмотивизмом как одним из направлений неопозитивистской теории морали. Главный аргумент эмотивизма касается сущности нравственных ценностных суждений. Здесь утверждается, что все ценностные суждения являются прескрипциями, а не дескрипциями, т.е. они выражают наши субъективные установки или эмоции, а не обозначают нечто объективное. Однако эта точка зрения не объясняет возможность моральной аргументации, споров, - они тогда просто становятся бессмысленными, ибо все суждения равнозначны. Целые пласты бытия как, например, природная и социальная сферы оказываются «обесцененными». Этические учения, отстаивающие тезис о дескриптивности ценностных суждений, т.е. о том, что они описывают нечто объективное в морали, предстают более правдоподобными. Они объясняют большее количество моральных явлений, и им следует отдать предпочтение. Эмотивизм ведёт к релятивизму и нигилизму как этическим учениям, утверждающим, что в сфере морали всё относительно, и что нет абсолютных, общечеловеческих ценностей добра.
Религиозная этика – это этика, которая основывается как на естественных, социальных фактах морали, так и на откровении Богом человеку нравственных истин. Утверждается, что умопостигаемые людьми нравственные истины дополнены в откровении теми, которые нельзя «открыть» умом, как, например, заповедь любви к врагам своим или истина об освящающей душу Божией благодати и т.п.
В целом
отношения религии и морали непростые.
Всякая религия, как связь человека
с Богом, включает в себя и определённую
мораль, определяющую принципы данной
связи с позиций добра. В
свою очередь, окончательное своё основание
добро получает в Боге. Как
писал св. Феофан Затворник: «Вероучение
всегда вдавалось в ненужные отступления
и утончённости, когда не держалось
нравственных целей; а нравоучение
принимало недолжные
Профессиональная этика является многозначным понятием. Во-первых, это определённые кодексы поведения людей при выполнении ими своей профессиональной деятельности. Во-вторых, это теория данных кодексов, способы их обоснования. Актуальной является проблема соотношения профессиональной этики и общечеловеческой морали. В целом, данное соотношение предстаёт разновидностью диалектического отношения части и целого. Нельзя подменять общечеловеческую мораль профессиональной. Существует только одна мораль, которая и предстаёт общечеловеческой, а все прочие специфические нравственные системы являются лишь её разновидностью.
Как замечено в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» об осетрине «второй свежести»:
«-Голубчик, это вздор!
-Чего вздор?
-Вторая
свежесть – вот что вздор!
Свежесть бывает только одна -
первая, она же и последняя.
А если осетрина второй
Поэтому когда возникают в сознании субъектов противоречия между требованиями общечеловеческой морали и требованиями профессиональной этики, то предпочтение следует отдавать общечеловеческим нравственным принципам.
Профессиональная этика многообразна. Наиболее значимые профессиональные этики – это этика врача (деонтологическая этика), этика юриста, этика бизнеса, этика учёного, педагогическая этика и др.
Этика стремится
прояснить общие основания
Познавательная функция этики состоит в том, что этика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и др. В этом смысле можно сказать, что этика исследует нравственную жизнь с точки зрения ее соответствия моральным нормам. Задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага.
Важнейшей
особенностью этики является финальность
нравственных ценностей и императивность
нравственных регулятивов. Это значит,
что принципы нравственности самоценны.
То есть на вопросы вроде: «Для чего
они нам нужны?», «Зачем нам стремиться
к нравственным ценностям?», «Почему
мы должны соблюдать нормы