Нормы делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:17, доклад

Краткое описание

Нормы словоупотребления в деловом стиле те же, что и во всем литературном русском языке:
слово должно употребляться с учетом его лексического значения;
слово должно употребляться с учетом его стилистической окраски (принадлежности);
слово должно употребляться с учетом сочетаемости.

Вложенные файлы: 1 файл

основные нормы делового общения.docx

— 28.82 Кб (Скачать файл)

Гришковец Екатерина  ГТ-21

НОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Культурно-нормативные аспекты  делового стиля. Особенности лексических норм в деловом стиле

Нормы словоупотребления  в деловом стиле те же, что и  во всем литературном русском языке:

  • слово должно употребляться с учетом его лексического значения;
  • слово должно употребляться с учетом его стилистической окраски (принадлежности);
  • слово должно употребляться с учетом сочетаемости.

Казалось бы, всего три  правила, ясных и понятных каждому, должны выполняться в деловой  письменной речи, тем более что  денотативная точность может быть обеспечена только при условии их соблюдения. На деле же в деловых текстах лексические  ошибки являются одним из самых массовых видов нарушений речевых норм.

Рассмотрим некоторые  из них.

"Создание нормативной базы для организации собственников жилья".

Организация

1) организованность, внутренняя  дисциплина;

2) общественное объединение  или государственное учреждение.

Слово "Организация" использовано в данном контексте явно без учета  его лексического значения. "Нормативная  база" создается не для того, чтобы  собственники жилья "организовывались", а для того, чтобы они "появлялись", в данном случае уместно было бы использовать отглагольное существительное "появление" вместо "организация".

Особенно ощутимо нарушение  лексических норм в устойчивых и  терминированных словосочетаниях.

"Разработать и утвердить  положение о порядке передачи  жилых зданий и иных элементов недвижимости".

Элемент - компонент, составная часть чего-либо. Например, элемент периодической таблицы Менделеева, элемент общества.

Есть терминированное  словосочетание объект недвижимости. Нарушение в данном случае оказывается  двойным: во-первых, некорректно воспроизведен  термин, вследствие чего в тексте он не представлен; во-вторых, слово "элемент" использовано без учета лексического значения и правил лексической сочетаемости.

И такие ошибки не редкость в текстах документов: принимать  новые подходы, в то время как  принимать можно решения, резолюции, а новые подходы к решению  возникающих проблем нужно находить. "Договор вступает в силу с момента его подписания и будет оставаться в силе до тех пор, пока не будет прекращен любой из сторон". Договор не может быть прекращен, он может быть заключен и расторгнут, а прекращаются договорные отношения.

Для того чтобы точно определить лексическое значение того или иного  слова, в случае затруднения нужно  обращаться к толковым словарям. Постоянное "общение" со словарями отличает культурного и грамотного человека. Представителю низких типов речевых  культур кажется, что он все знает  и без словаря. Отсюда приблизительное значения слов, вызывающее многочисленные лексические ошибки в тексте документа. Существуют десятки типов толковых словарей, из которых для делового общения особенно необходимы: экономические словари, словари иностранных слон, толковые словари русского языка, словарь паронимов, словари лексической сочетаемости. Причем, пользоваться нужно словарями, вышедшими в последние годы - настолько активны процессы, происходящие в лексическом строе современного русского языка.

В последнее десятилетие  в сфере экономики, политики, информационных технологий стала активно использоваться англоязычная лексика, экспансия которой  в русской речи отмечена целым рядом лингвистов. Фьючерсные кредиты, клиринг, консалтинг, экаутинг, франчайзинг, лизинг, холдинг, риэлтер, брокер, дилер, дистрибьютор, чартер, тендер, оффшор, фьючерс и многие другие термины уже вышли за границы узкопрофессионального употребления. Однако даже эти часто употребляющиеся слова, не всегда используются корректно. Так, сегодня часто менеджером называют рекламного или страхового агента или продавца. Между тем менеджер - это управленец или хозяйственный руководитель предприятия. Точно так же размывается лексическое значение слов "презентация" и "бизнес-план". Слово "презентация" часто заменяет слово "открытие", а "бизнес-план" - план хозяйственной деятельности или план мероприятий. Незнание или неточное знание лексического значения слова является причиной таких ошибок, как неразличение слов-паронимов, речевая избыточность.

Паронимы - это близкие  по звучанию, но отличающиеся по значению слова: гарантийный - гарантированный, эффектный - эффективный, экономный - экономичный, страховщик - страхователь и т.д.; Сравним  употребление многозначных глаголов представить  и предоставить:

представить

1) предъявить, сообщить: представить  список сотрудников, предоставить  доказательства;

2) познакомить с кем-либо: представить коллективу нового  работника; 

3) ходатайствовать (о повышении,  о награде): представить к очередному  званию;

4) составить, обнаружить: представить значительную ценность;

5) мысленно вообразить: представить  (себе) картину боя; 

6) изобразить, показать: представить  в смешном виде.

предоставить 

1) отдать в чье-то распоряжение, пользование: предоставить транспортные  средства;

2) дать право, возможность  сделать, осуществить что-либо: предоставить  отпуск, предоставить слово; 

3) разрешить действовать  самостоятельно или оставить  без присмотра: предоставить самому  себе; предоставить дело случаю.

Плеоназмом (от гр. рlеоnasmos - переизбыток) называют вид речевой избыточности, которая обусловлена частичным совпадением значений слов: совместное сотрудничество (сотрудничество - совместное решение проблем), прейскурант цен (прейскурант - справочник, список цен па продукцию), при обоюдном взаимном согласии (обоюдное - это и значит взаимное), свободная вакансия (вакансия - свободная, никем не занятая должность).

Тавтология. Другой вид речевой  избыточности - тавтология (от гр. tautologiа от tauto - то же самое + lоgos - слово) - неоправданное повторение однокоренных слов или близких по значению слов в одном предложении или речевом фрагменте. Тавтология чаще всего является следствием речевой небрежности или плохой редакторской правки: Для наиболее быстрого оформления формальностей (здесь еще нарушена лексическая сочетаемость - оформляются документы). Разработать и утвердить Положение об утверждении порядка подготовки и выдачи членам ТСЖ правоустанавливающих документов на земельный участок (здесь соседствуют оба вида речевой избыточности). Тавтология и плеоназм легко устраняются путем редактирования: Разработать и утвердить Положение о процедуре подготовки и выдачи членам ТСЖ документов на право владения земельным участком. Это облегчает восприятие фразы, позволяя новому тексту соответствовать требованию точности, конкретности и ясности, которым не отвечал неотредактированный текст. Кроме того, выражение "правоустанавливающие документы" вообще лишено смысла, так как документ не может не быть правоустанавливающим. Закрепление правовых отношений - основная функция документа. Часто в качестве лишнего слова выступает местоимение: Примите мое приглашение, и я надеюсь, что Вы найдете время для участия во встрече, во время которой мы сможем определить с Вами конкретные пути развития нашего сотрудничества. Переизбыток местоимений загромождает фразу, создавая помехи на пути ее восприятия.

Лексические нормы устной деловой  речи

Если в письменной деловой  речи строгий лексический выбор  обеспечивается благодаря специфике  письменных стандартных речевых  средств, то в устной деловой речи такого строгого лексического отбора нет. Во-первых, потому что термины, специфические книжные обороты, развернутые номенклатурные знаки  и полные наименования в устной речи встречаются редко. В деловой устной речи возникает система дублирования книжной лексики и терминологии, используемых в документах:

Устная речь

список

перегнать, перевести деньги

снимать помещение

живые деньги

обмен

место

брать

Письменная речь

прейскурант

перечислить деньги

арендовать помещение

наличные деньги

бартерная сделка

торговая точка

покупать

Очень часто в устной деловой речи используются усеченные варианты экономических  и юридических терминов.

Устная речь

сертификат

нал

прайс

опт

безнал

органы

налоговая

счет

Письменная речь

сертификат качества

наличные деньги

прайс-лист

оптовая торговля (партия)

безналичный расчет

правоохранительные органы

налоговая инспекция

расчетный счет

В устную деловую речь проникает огромное количество профессиональной (профессионально-жаргонной) лексики, часто имеющей терминологические  соответствия:

Устная речь

зарядить цену

тяжелая фирма, лежачая фирма

черный нал, черняк

товар уходит

уходит с колес

подсесть, подсесть с товаром

капуста, бумага, деревянные, бабки,

бобы, лаве

баксы, грины, зелень, ролики

Письменная речь

назначить цену

убыточное предприятие

неучтенные деньги

распродается

распродается без посредников

нести убытки

русские деньги

доллары


Основу устной деловой  речи составляет нейтральная межстилевая лексика, значительная часть которой представлена словами с указательным значением (там, здесь, вон, вот, туда, так) и глагольными лексемами со значением действия (перебросить, сдать, отнести, менять, продать, сделать, показать) и говорения (сказать, говорить, повторять, отвечать, спрашивать). Следствием спонтанности является активное использование в устной речи незнаменательной лексики: частиц и междометий: э-э, мм, гм, ну, вот, даже, только; вводных и вводно-модальных слов: должно быть, может быть, может, по всей вероятности, несомненно, наверно, значит; неразложимых десемантизированных выражений: вроде того, по сути дела, если сказать откровенно, на самом деле и т.п.

Все эти пласты лексики  составляют сублексикон устной деловой речи, но должны использоваться в связи с особенностями ситуации.

Ситуация делового общения  может быть

  • строго официальной (протокольные виды делового общения),
  • официальной (непротоколируемое деловое общение контрагентов в рабочей обстановке),
  • неофициальной (деловое общение в рабочей и в нерабочей обстановке).

Первый и второй тип  официального общения предполагает повышенную строгость в выборе лексики. В официальном общении совершенно неуместно употребление жаргонно-профессиональной лексики. Сложность порой заключается  в том, что говорящие не отдают себе отчета в стилистической окраске используемых слов. Для людей с недостаточно высоким уровнем речевой культуры слова: "наехать", "кинуть", "разборка", "беспредел", "бабки" - это нормальная лексика, лишенная какой-либо специфики.

Недопустимо в официальной  обстановке использовать так называемые слова-диффузы. Таково, например, вошедшее в широкое употребление из молодежного жаргона слово "крутой" - калька с английского сленгизма tough. Такие слова еще называют словами-губками за то, что они впитывают значения ситуации, практически не имея собственного. Например: Вот эта музыка / тянется / с подписанием договоров / уже два месяца. Слово "музыка" в данном контексте имеет значение "волокита". Оно впитывает ситуативное значение, поскольку в значительной степени утрачивает собственное. Сферой активного использования слов-диффузов является разговорно-бытовая речь. Они уместны при общении с близкими людьми в домашней обстановке, но не отвечают коммуникативным запросам официального делового общения.

Список литературы

1. http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/

2. Добрович А. А. Общение: наука и искусство. М., 1997.

3. Швальбе Б., Швальбс X. Личность. Карьера. Успех. М., 1993.


Информация о работе Нормы делового общения