ОАЭ - как модель государства солидарного социализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:26, реферат

Краткое описание

Процесс становления социального государства можно рассматривать на следующих уровнях: на научном - как идею и ее развитие в различных концепций, на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в Основном законе государства, на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА І.
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ИНДИКАТОРЫ

I.I
Сущность социального государства

I.II
Концепция социального государства и политики всеобщего благоденствия

I.III
Индикаторы социального государства

ГЛАВА II
ОАЭ-КАК МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВА СОЛИДАРНОГО СОЦИАЛИЗМА

II.I
История образования ОАЭ

II.II
Признаки солидарного социализма в государственной политике ОАЭ

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ОАЭ-социальная модель государства.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 Самая большая  драгоценность — золото (измеряется  килограммами на женскую душу), Эмираты занимают  второе место в мире по потреблению золота.

   Социальные льготы для местных жителей-бедуинов (граждан ОАЭ). 

Местные жители не платят за свет, воду  и землю.

Вступающим  в брак местным бедуинам предоставляются  коттеджи под беспроцентные ссуды  плюс 119 тыс. долларов,

Бедуины получают кредиты под 2,5 % годовых сроком на 30 лет.

Образование бесплатное, включает обучение в начальной школе (6-9 лет), средней школе (9-12 лет) и в 18 лет вручается сертификат об образовании.

Обучение в  университете для бедуинов бесплатное, для иностранцев — от 50 до 150 тыс. дирхам (1 доллар – 3, 65 дирхам). Самый престижный американский университет. Русский университет создан на базе СПбГУ. Обучение бедуинов за рубежом оплачивается государством.

Многие местные  арабы предпочитают служить в вольнонаемной армии (70 % личного состава), где рядовым выплачивается денежное довольствие в 2 тыс. долларов и выдается после завершения службы 25 тыс. долларов в качестве компенсации. Поэтому многие арабы предпочитают армию университету.

Медицинское обслуживание бесплатное. Операция бедуинам оплачивается в любой стране мира.

За одни и  ту же работу арабы получают 2 тыс. долларов, а индусы  800 долларов.

Нет нищих, индекс нищеты не рассчитывается.

Процветание Эмиратов основано на экспорте нефти и газа. До 50-х годов, когда в ОАЭ открыли нефтяные месторождения, главными отраслями экономики были рыболовство и добыча жемчуга, которая уже тогда находилась в упадке. С 1962 Абу-Даби первым из эмиратов начал экспортировать нефть. Состояние экономики резко изменилось в 1973 г., когда резко выросли мировые цены на нефть. Благодаря этому ОАЭ прошли ускоренный путь развития и за 25 лет достигли завидного экономического благосостояния. Из региона небольших пустынных княжеств Эмираты превратились в государство с высоким уровнем жизни (ВНП на душу населения – $25 000).

Покойный правитель Абу-Даби шейх Заид быстро осознал потенциал нефтяной промышленности и обеспечил развитие всех эмиратов, вкладывая прибыль от экспорта нефти в здравоохранение, образование и развитие национальной инфраструктуры.

Значительный национальный доход позволяет равномерно развиваться всем членам конфедерации независимо от их нефтяных запасов. Кроме того, в ОАЭ по-прежнему процветают кустарные промыслы, кочевое животноводство, рыболовство, оазисное земледелие и жемчужный промысел. 

Развитие нефтяной промышленности и строительства также способствовало притоку иностранной рабочей силы, которая сейчас составляет примерно три четверти населения страны.  Каждый пятьдесят пятый в стране — миллионер, к свадьбе государство жалует молодой семье 100 тыс. долларов, а за каждого рожденного ребенка арабская женщина получает 20 тыс. долларов и участок земли. Поэтому существует пословица, говорящая, что каждый араб рождается уже с нефтяной скважиной. Для тех же, кто не в состоянии добиться финансового благополучия собственными силами, государство строит дома за свой счет, а молодым людям оплачивает обучение за границей. В то же время заработок приезжих индусов или пакистанцев может составлять лишь несколько сотен долларов.

В последнее  время доля нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности в ВВП постепенно снижается, уступая место таким отраслям как недвижимость, торговля, сельское хозяйство. Страна только на четверть обеспечивает свои внутренние потребности в продовольствии, поэтому инвестиции в сельское хозяйство весьма высоки. И в первую очередь инвестиции поступают в строительство заводов по опреснению воды, чтобы обеспечить пресной водой не только поля и сады, но и недавние зеленые насаждения.

Не последнее место в национальном доходе занимает туризм, причем уровень обслуживания туристов соответствует самым высоким европейским стандартам. Активно развивается как экскурсионное и пляжное направления, так и шопинг. В настоящее время объем туристического потока из России около четверти миллионов человек в год. Развитие бизнеса и туризма способствовало началу в эмиратах строительного бума. Миллиарды долларов вкладываются в показательные проекты, а символом таких городов, как Абу-Даби и космополитичный Дубай, стали шикарные гостиницы и небоскребы.

Законы Шариата  являются одной из основ мусульманской  идеологии. Юридическая система  мусульманских Эмиратов опирается на законы Шариата (араб., правильный путь,  образ действия) — свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама, опирающихся на Коран, сунну и фикх. Кроме религиозных обязанностей включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права. Однако  вопросы бизнеса и коммерции  находятся в компетенции  светских судов. 

 С 90-х годов  согласно  решению Верховного  федерального суда  законы Шириата  не применяются  к немусульманам,  за исключением  тяжких преступлений, включая убийство и изнасилование. Смертная казнь за прелюбодеяние измену (необходимо четыре свидетеля, что практически невозможно). За изнасилование — 10 -15 лет (например,  похлопать по попе). Нельзя фотографировать женщин, а мужчин с разрешения.

 В столице Эмиратов построена мечеть шейха Заида (600 млн. долларов), вошедшая в число десяти крупнейших мусульманских храмов  мира.  

Эмираты стали  самым процветающим государством Персидского  залива и арабского Востока и  по  данным ЮНЕСКО – самой безопасной страной в мире для жизни людей. Эмираты победили в борьбе за экономическое лидерство  на Ближнем Востоке. Функции экономической столицы региона перешли от Бейрута к Стамбулу и, наконец, к Дубаю.

В Объединенных Арабских Эмиратах вопрос гендерной  либерализации долгое время не находил поддержки как со стороны руководства страны, так и среди консервативного мусульманского общества. Конституция ОАЭ от 1971г., подобно конституциям большинства стран мира, содержит декларативные заявления о равенстве всех граждан перед законом (ст. 25) и праве женщин на свободный выбор профессии и рода занятий (ст. 34). Определяющим событием в контексте реализации прав женщин на участие в политической жизни страны стало принятие президентом страны шейхом Халифой Аль-Нахайяном в 2006г. закона о создании Национальной избирательной комиссии. В дополнении к этому документу определялся порядок проведения плебисцита во все выборные органы страны, утвержден институт тайного голосования, установлены категории лиц, имеющие право баллотироваться в местные и общегосударственные органы власти, а также определен перечень тех, кто имеет право голоса. Следовательно, принятие этого закона гарантировало женщинам, которые составляют 49% населения ОАЭ, равные с мужчинами права и свободы.

По последним  данным, эмиратским женщинам принадлежит около 30% руководящих государственных должностей, большое количество женщин работает в органах дипломатической службы, судебной системы. В 2008 г. в состав Федеральной Национального Совета ОАЭ (парламента) входили 9 женщин-депутатов, из них 4 — имели степени кандидатов и докторов наук. По состоянию на 2011г., в правительстве ОАЭ находились 4 женщины, занимавшие посты министров внешней торговли, социальной политики и двух министров Кабинета министров.

Важным индикатором  прогресса, которого достигли Эмираты за последние годы в контексте отстаивания прав и свобод женщины, стали результаты исследования, опубликованного в рамках программы ООН по развитию, в котором ОАЭ по т.н. GEM критерию (Gender Empowerment Measure) в 2007-2008 гг. заняли 29 место из 93 стран мира по уровню гендерного равенства, что является лучшим показателем во всем арабском мире (для сравнения: Россия в этом списке занимает 71 позицию). Очень высоких результатов в области реформирования женского образования достигли ОАЭ. По данным ведущей международной консалтинговой компании «PricewaterhouseCoopers», 77% эмиратских женщин имеют высшее образование, что является самым высоким в мире показателем. По имеющимся данным, 50% учащихся средних школ в ОАЭ — девушки, тогда как процент женщин, которые сейчас получают высшее образование, составляет 65% от общего числа студентов. Выдающиеся успехи Эмиратов на пути к повышению уровня образования среди местной молодежи обусловлены, прежде всего, эффективной реализацией ряда государственных программ по развитию образовательной отрасли, на которую в 2007г. было выделено около 25% годового федерального бюджета страны, что в денежном эквиваленте составляет 1,9 млрд дол. США. К тому же, указанная сумма не учитывает адресные ассигнования из местных бюджетов каждого из семи эмиратов, входящих в состав ОАЭ.

Высокий уровень  образования среди эмиратских женщин побудил правительство ОАЭ к  их активному привлечению в качестве важного компонента формирования местной  квалифицированной рабочей силы из-за введения т.н. государственной программы «эмиратизации», благодаря которой доля работающих женщин от общего числа трудоустроенных лиц в ОАЭ достигла: в Абу Даби — 10,5%, Аджмане — 29,5%, Дубае и Шардже — 17%. Серьезной преградой на пути к всесторонней социализации женщин региона Персидского залива остается отсутствие действенного механизма их трудоустройства после получения ими профессионального образования.

 

 

 

ВЫВОДЫ

Согласно прогнозам, при сохранении темпов производства на уровне 2006 г. и при условии, что не будут открыты новые месторождения, Бахрейн и Оман истощат имеющиеся у них запасы нефти к 2025 году.

Ситуация в  других странах Персидского залива не столь драматична, хотя неумеренное  потребление ресурсов ставит под  угрозу и их более внушительные запасы. Даже в сравнительно благополучных государствах острота проблем, связанных с истощением недр, отнюдь не одинакова. Катар и Абу-Даби (эмират ОАЭ) извлекают выгоду из удачного сочетания небольшой численности населения и колоссальных запасов.

 Огромное ресурсное достояние Саудовской Аравии и ОАЭ не выглядит столь впечатляющим на фоне высокой плотности населения Королевства и крайне неравномерного распределения природных ресурсов в Эмиратах, где 93% общего объема сосредоточено в Абу-Даби, тогда как другие шесть эмиратов сравнительно бедны углеводородами. Нефтяная, а в последнее время и газовая рента тоже влияют на процесс заключения и выполнения социального контракта и на распределительные механизмы, определяющие политическое устройство стран Персидского залива.

Доходы от экспорта нефти преобразили политэкономию, однако привели к перекосам в  духе психологии рантье. Возникновение  в регионе модели «государства всеобщего  благоденствия» приходится на 60-е и 70-е гг. прошлого века, когда страны не были столь многолюдны, а доходы на душу населения казались заоблачными. С тех пор демографический взрыв и неблагоприятное воздействие на рыночные отношения распределительной экономической политики породили значительный структурный дисбаланс в общественно-государственном устройстве. Его очень трудно устранить или хотя бы смягчить, поскольку подобные попытки неизбежно затронут быстрорастущее молодое поколение, которому не довелось пережить трудностей донефтяной эпохи и которое принимает общественные блага, социальные выплаты и пособия как нечто само собой разумеющееся.

Четыре десятилетия  стремительного роста населения  породили численный перевес молодежи, которая уже пару десятилетий  озабочена поисками своего места  в обществе. Если в 1950 г. на Арабском полуострове жили 8 млн человек, то в 2007 г. эта цифра достигла 58 млн; а на 2050 г. прогнозируется 124 миллиона. Динамика демографического роста ставит под сомнение жизнеспособность нынешних механизмов распределения богатства через социальные пособия и жесткое регулирование рынков труда. Кроме того, она стимулирует необходимость отдавать приоритет программам экономической диверсификации, которые сейчас реализуются повсеместно в регионе. По состоянию на 2008 г. примерно 70% населения здесь – люди моложе 30 лет; примерно треть из них (30%) младше 15 лет. Ответственность властей по обеспечению огромной массы взрослеющих молодых людей образованием и рабочими местами достигает критического уровня.

Практическая  невозможность трудоустроить быстрорастущее население на многие годы вперед определила главный вызов внутриполитической стабильности. Как и более густонаселенные страны Северной Африки, не располагающие запасами нефти, сравнительно богатые государства Персидского залива отчаянно пытаются создать достаточное количество рабочих мест, чтобы справиться с естественным приростом населения и не допустить дальнейшего повышения и без того высокого уровня безработицы. Ситуация усугубляется «психологией рантье». Она порождает социально-экономический дисбаланс и высокую степень расслоения на двухуровневом рынке труда: большинство местных жителей находят работу в раздутом государственном секторе, тогда как в частном секторе доминирует дешевая рабочая сила в виде гастарбайтеров.

Все это дестабилизирует  ситуацию, поскольку во многих случаях приводит к глубокому расколу в обществе. К этому можно добавить напряженные межконфессиональные конфликты в Бахрейне и Саудовской Аравии, а также трения между коренным населением и экспатриантами в Кувейте и ОАЭ.

. Перегруженный  государственный сектор уже не в состоянии справиться с трудоустройством молодежи. Изъяны системы образования приводят к тому, что большинство молодых людей, осаждающих рынки труда стран Залива, не имеют необходимой квалификации для работы в частном секторе. А в скором времени массы, стремящиеся к трудоустройству, пополнятся новым поколением, и пропасть, которая существует между местными стандартами образования и требованиями рынка труда, станет очевидной.

Политики и  официальные лица отдают себе отчет  в том, что надвигается кризис. Начиная с середины 1990-х гг. и особенно в 2000-е гг. предпринимаются многочисленные попытки диверсифицировать экономику и расширить производственную базу. Политическое руководство эмирата Дубай в ОАЭ ускоренными темпами разработало грандиозный план развития, стремясь найти новую нишу для эмирата как мирового центра услуг и логистики. Это самая радикальная попытка осуществить быстрый переход к постнефтяной экономике. К 2006 г. эмирату удалось снизить вклад нефтяной отрасли в ВВП до 5,1%. Но устрашающее схлопывание экономического «пузыря» в Дубае в 2008–2009 гг. стало серьезным предостережением для горячих сторонников диверсификации по всему бассейну Персидского залива. Неудачная попытка Дубая создать устойчивую и жизнеспособную экономическую базу за пределами нефтедобычи олицетворяет преграды, встающие на пути эффективной экономической диверсификации. Ирония в том, что за попытку строительства независимой от нефти экономики эмирату пришлось заплатить утратой значительной части автономии внутри ОАЭ. Ведь от финансового краха его спасли экстренные вливания ликвидности из соседнего эмирата Абу-Даби, обладающего огромными запасами нефти.

События 2011 г. придали  новый импульс необходимости  реформирования монархий Персидского  залива. Когда стало ясно, что  протесты и требования демократизации грозят перерасти в общественные движения за коренные перемены В ОАЭ столь же сильное давление испытали на себе 133 интеллектуала, которые подписали петицию с требованием прямых выборов всех членов Федерального национального совета и принятия поправок к Конституции с целью закрепить за советом всю полноту полномочий законодательной власти. Нескольких подписантов арестовали, а три организации гражданского общества, поддержавшие петицию, по сути, были взяты под государственный контроль.

В остальном  правительства стран Персидского  залива ограничились, в общем-то, скромными  мерами – прямой раздачей денег (Кувейт, Бахрейн и ОАЭ), созданием рабочих  мест в государственном секторе, уже и так предельно раздутом (Саудовская Аравия, Бахрейн и Оман) и повышением зарплат и пособий (Саудовская Аравия и Оман). Однако дальнейшее проведение политики патроната за счет увеличения ничем не обеспеченных социальных выплат представителям опорных слоев общества прямо противоречит программам диверсификации, призванным постепенно сворачивать закрепленные законом имущественные права и привилегии коренного населения и создавать конкурентоспособную в мировом масштабе экономику. Субсидирование энергоносителей и других сырьевых товаров – важный элемент сделки правящих режимов с народными массами: передавая гражданам часть богатств, правящие элиты стремятся не допустить раскола в обществе и уличных беспорядков. Многолетнее проведение политики распределения благ привело к возникновению существенных имущественных прав, закрепленных на законодательном уровне, и теперь будет трудно отнять у людей то, что, как им кажется, принадлежит им по праву.

Информация о работе ОАЭ - как модель государства солидарного социализма