Образование как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:11, контрольная работа

Краткое описание

Социология - это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология, как наука появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» – это общество, а с греческого «logos» – это изучение. По представлениям О. Конта социология должна была объединить все понятия и знания об обществе в единый организм и дать ему научную основу. Т.е. объектом изучения социологии является специфика развития общества.

Вложенные файлы: 1 файл

социология +.docx

— 21.45 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Вариант № 16

  1. Вопрос

Образование как социальный институт                                         3 страница

  1. Вопрос                                              

Социальные функции образования                                              7 страница

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вопрос

Образование как социальный институт.

Социология - это наука  о закономерностях становления  и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология, как наука  появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» – это общество, а с греческого «logos» – это изучение. По представлениям О. Конта социология должна была объединить все понятия и знания об обществе в единый организм и дать ему научную основу. Т.е. объектом изучения социологии является специфика развития общества.

Главным объектом исследований в социологии является социальные институты. Само понятие «институт» в переводе с латинского - это установление, организация, учреждение. Это особая форма организации совместной деятельности общества людей, а так же определенные взаимоотношения между людьми.

Отсюда социальный институт представляет собой:

- ролевую систему, в  которую включаются также нормы  и статусы;

- совокупность обычаев,  традиций и правил поведения;

- формальную и неформальную  организацию;

- совокупность норм и  учреждений, регулирующих определенную  сферу общественных отношений;

- обособленный комплекс  социальных действий.

 

Отсюда сделаем вывод, что «Социальный институт» —  это устойчивые, организованные, общепризнанные формы взаимоотношений людей, устанавливаемые  для выполнения одной из функций  общества.

Устойчивые — значит существующие достаточно длительно в более или менее постоянной, стандартной форме.

Организованные — значит, существующие в виде определенной организации, устойчивой группы, оформленные, имеющие границы.

Общепризнанные — значит принятые в согласии с большинством. Каждому институту соответствует свой набор правил поведения и ролей для выполнения соответствующей социальной функции.

 

В социальном обществе насчитывают  сотни институтов, но более всего  выделяют политический институт, экономический  институт, социально - культурный институт, институт религии, институт образования, а так же институт семьи. Примеры институтов: семья, образование, армия, милиция, здравоохранение, банки, право и т. д.

 

Остановимся подробнее на институте образования.

Система образования относится  к числу важнейших социальных институтов. С функциональной точки  зрения система образования включена в число институциональных структур, обеспечивающих социализацию индивидов. Социализация индивида есть процесс, посредством которого индивидуумы развивают качества, существенные для эффективного функционирования в обществе, в котором они живут.

Институт образования  имеет длительную историю от первичных  форм передачи знания от родителей  к детям. Через возникновение  первых школ до современных институтов. Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации. А также образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера. Система образования вносит существенный вклад в развитие общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежность к данному единому обществу.

Институт образования  представляет собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров). Питирим Сорокин отмечал, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом, с помощью  которого люди повышают свой социальный статус. В то же время образование  осуществляет социальный контроль поведения  и мировоззрения детей, подростков.

Главная функция системы  образования — накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, социальных ценностей  новым поколениям. Но система образования  имеет и др. функции. Система образования  включает в себя следующие учреждения:

1) органы управления образованием  и подведомственные им учреждения  и организации;

2) сеть образовательных  учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и  т. д.), включая институты повышения  квалификации и переподготовки  преподавателей;

3) творческие союзы, профессиональные  ассоциации, научные и методические  советы и иные объединения;

4) учреждения инфраструктуры  образования и науки, проектные,  производственные, клинические, медико-профилактические, фармакологические, культурно-просветительские  предприятия, типографии и т.  д.;

5) учебники и учебно-методические  пособия для преподавателей и  учащихся;

6) периодические издания,  включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения  научной мысли.

 

Чем больше развивается общество и получает более значительным объем  знаний, тем более усложняется  процесс образования. Для этого необходимо: провести специальную подготовку профессиональных учителей, носящую дифференцированный характер; улучшить систему образования, которая стала многоуровневой и разветвленной (начальное образование, полное и неполное среднее, высшее и разветвленная система дополнительного образования и повышения квалификации); способствовать появлению специализирующих школ, т.е. школ определенного направления и уклона в образовании (лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Вопрос 

Социальные функции образования.

В настоящее время система  образования по своему значению, объему и содержанию играет, как никогда  прежде, важнейшую, решающую роль в  жизни общества. Если исторически  приобретение образования было экономически непродуктивной, но престижной принадлежностью  представителей узкого, привилегированного слоя элиты, то в настоящее время  производительный потенциал общества непосредственно определяется широким  распространением специализированного  знания. Условием успешного функционирования современной демократической политической системы также является распространение  массового образования.

Образование служит развитию личности, содействует ее самореализации. В то же время образование имеет  решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнения важнейших  задач практического и символического характера.

Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества. Большинство современных  стран характеризуется наличием различных этнических, расовых, религиозных  групп. Образование может вносить  свой вклад  в формирование (особенно среди подрастающего поколения) чувства общности исторической судьбы, принадлежности к данному единому  обществу и, сохраняя национальные особенности  культурного своеобразия таких  групп, содействовать выработке  общих ценностей, предпочтений, идеалов  и устремлений в рамках культурной интеграции.

В настоящих условиях перед  системой образования в России стоит  проблема решения задач как содержательного, так и структурно-организационного характера. С содержательной точки зрения освобождение от идеологической индоктринации ставит задачу формирования ценностного фундамента, восстановления и развития в системе образования базовых основ гуманитарного знания, сочетающих в себе лучшие образцы общечеловеческих идеалов и принципов с национальным историко-культурным наследием.

Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества, является важнейшим условием сохранения и развития общества.

 


Информация о работе Образование как социальный институт