Образование как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:49, реферат

Краткое описание

Необходимой предпосылкой социальной стабильности и нормального функционирования любого общества является наличие общеразделяемой системы ценностей (культуры), которая включает в себя общие идеалы, символы, верования, мораль, традиции, нормы поведения и т.п. Конкретным механизмом, обеспечивающим устойчивость и стабильность общества, выступают социальные институты, представляющие собой ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, образовании, семье и др. Поэтому социальные институты представляют собой тип социальной организации, деятельность которой направлена на осуществление фундаментальных потребностей общества, таких как воспроизводство и социализация своих членов, создание материальных благ, координация совместной деятельности людей, осуществление социального контроля над их поведением и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Образование как социальный институт.docx

— 28.30 Кб (Скачать файл)

 

Формирование системы образования по принципам сложной формальной организации имеет ряд несомненных достоинств, среди которых следует отметить такие, как повышение эффективности ее функционирования за счет узкой специализации преподавателей и координации различных типов педагогической деятельности; дифференцированная и интегрированная система социальных позиций, четко определяющая объем полномочий и обязанностей администрации, преподавателей и учащихся и т.п. Другим позитивным моментом формальной организации образования является координация и взаимосвязь различных этажей управления, что позволяет весьма эффективно реализовать проводимую государством политику в области образования.

 

В то же время реальная практика деятельности школ и вузов свидетельствует о том, что им присущи свои уникальные черты, отличающие их от формальных организаций традиционного типа. Так, управление высшей школой предполагает наличие “академических свобод”, верховная “законодательная власть” здесь принадлежит ученому совету, который избирает ректора, присуждает ученые степени и звания, осуществляет процесс конкурсного отбора на преподавательские должности.

 

Другая важная особенность системы образования заключается в том, что процесс социального взаимодействия двух основных фигур - учителя и ученика не может быть плодотворным и эффективным, если он протекает в рамках формально трактуемых нормативных требований к этим социальным ролям. Здесь важное место принадлежит “субъективному фактору”, способности учителя к эмфатическому сопереживанию, пониманию внутреннего мира учащегося, круга его интересов, жизненных ориентаций и др. [6. С.56].

 

Одной из традиционных проблем социологического анализа образования является изучение ее взаимодействия с социальной структурой общества, системой социальной стратификации. Исследования западных социологов свидетельствуют о том, что положение класса в системе социальной стратификации весьма существенно воздействует на образовательные ориентации и мотивацию детей и их родителей. У представителей низших классов, куда обычно относят социальные группы малоквалифицированных рабочих, ценностные ориентации на получение образования гораздо менее выражены, чем у представителей средних классов. Первые менее обеспокоены учебой детей в школе, перспективой поступления в вуз. Дети, выходцы из нижних социальных слоев, имеют невысокий уровень притязаний, их мало волнует профессиональная карьера и “путь наверх”. Напротив, дети, принадлежащие к среднему классу, имеют высокий уровень притязаний, им присущ “синдром достижения”, т.е. сознательная ориентация на достижения, карьеру, успех в жизни [7. С.52].

 

Сходная картина отношения к образованию различных социальных слоев наблюдается и в нашей стране. Зависимость образовательного статуса детей от социальной позиции родителей была обнаружена отечественными социологами еще в 70-80-е гг. Известный специалист в области социологии образования Ф.Р. Филиппов отмечал, что социальный состав школьников, остающийся почти неизменным за время учебы с 1 по 8 классы, существенно меняется к моменту окончания школы: доля детей выходцев из среды рабочих и крестьян значительно уменьшается, доля детей служащих остается прежней, а вот доля детей специалистов, имеющих, как правило, высшее образование, возрастает на 35-40%. Еще более заметным является социальное неравенство в стенах вузов: в наиболее престижные учебные заведения выходцы из семей интеллигенции поступают гораздо чаще, чем дети рабочих и крестьян [8. С.133].

 

Проводимые в нашей стране социально-экономические реформы, направленные на создание рыночной экономики, приватизация различных сфер народного хозяйства закономерно привели к углублению социальной дифференциации в доходах между богатыми и бедными. По некоторым данным, разрыв в доходах между ними вырос более чем в 30 раз и является одной из главных причин социальной напряженности в стране [3. С.11]. Изменения в системе социальной стратификации и на рынке труда не могли не оказать воздействия на систему образования: во-первых, появляется потребность в подготовке специалистов новых, престижных профессий: менеджеры, экономисты, юристы, финансисты и др. Во-вторых, обучение этим и другим престижным профессиям, как в государственных вузах, так и не государственных, становится платным. Отсутствие общегосударственных программ поддержки талантливой молодежи, которая давала бы равные шансы на получение престижной профессии выходцам из различных социальных слоев, в перспективе может привести к тому, что обладатели престижных, нужных обществу профессий могут оказаться функционально неграмотными, т.к. единственной гарантией успешной их карьеры служит только материальный достаток родителей, а не личные таланты и способности.

 

Свойственная современному обществу конкуренция на рынке образовательных услуг, естественная борьба за достижение в обществе более высокого статуса, открытый характер социальной мобильности в условиях современной российской действительности могут привести к противоречивым, а подчас и негативным результатам. Нарастание тенденции демократизации общественно-политической жизни страны приходят в противоречие с возникшими консервативными тенденциями в области образования, поскольку оно во все увеличивающихся масштабах воспроизводит существующее в обществе социальное неравенство, а высшая школа начинает приобретать черты элитарности. Поэтому проводимая в стране демократизация системы образования не должна ограничиваться формальными моментами - предоставления больших прав и самостоятельности учебным заведениям, но и призвана обеспечить реальные права личности каждого гражданина на получение высшего образования и престижной профессии путем создания специальных программ поддержки молодежи из самых различных слоев, в противном случае неизбежно дальнейшее ослабление интеллектуального потенциала нации, что может ухудшить и без того тяжелое экономическое и политическое положение страны.

 

Начатый более 10 лет назад процесс реформирования системы высшего и среднего образования в силу ряда объективных обстоятельств не привел, как ожидалось, к эффективной реализации присущих институту образования социальных функций. В первую очередь это относится к его социокультурным функциям - трансляции и распространения культуры и социализации молодого поколения. Причины этого достаточно очевидны: переходное, неустойчивое состояние общества, усугубляемое с одной стороны социально-экономическим кризисом, а с другой - “конфликтом ценностей” и “социальным расколом общества” на два лагеря. Такая ситуация особенно болезненно отражается на процессе школьного воспитания и образования, т.к. определенная часть учащихся весьма упрощенно и вульгарно воспринимает новые общественные ценности. Ориентация на престижное потребление и материальный успех начинают вытеснять общечеловеческие ценности, вследствие чего падает интерес к классическому искусству и литературе. В сознании молодого поколения усиливаются индивидуализм и прагматизм [10. С.107].

 

Этим негативным тенденциям противостоит активная позиция значительной части учительства и гуманитарной интеллигенции, разрабатывающих новые методы и приемы гуманистического образования и воспитания учащихся, стремящихся защитить духовный мир ребенка от отрицательного воздействия социальной среды. Один из самых глубоких парадоксов переживаемого ныне Россией кризисного состояния состоит в том, что, несмотря на невостребованность образования в стране и крайне тяжелое, если не сказать унизительное положение системы образования, она продолжает оставаться одним из главных социальных и моральных оплотов страны, способных консолидировать нацию, является важнейшим инструментом успешного осуществления социально-экономических реформ.

Список литературы

 

1. Комаров М.С., Яковлев М.А. Социальный  институт //Социология. Словарь-справочник. М., 1990. Т.1.

 

2. Колесниченко Л.Ф. и др. Эффективность  образования. М., 1991.

 

3. Смелзер М. Социология. М., 1994. Гл.14.

 

4. Svift D. The Sociology of Education. L., 1969.

 

5. Ананьев М.А. Образование и  научно-технический прогресс. М., 1992.

 

6. Невский Н.А. Субъективный фактор  в педагогической деятельности //Педагогика. 1992. № 5.

 

7. Banks D. The Sociology of Education. L., 1978.

 

8. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное  развитие общества. М., 1990.

 

9. Наумова Н.Ф. Социальная политика  в условиях запаздывающей модернизации //Социологический журнал. 1994. № 1.

 

10. Мошкин С.В., Руденко Б.Н. За  кулисами свободы: ориентиры нового  поколения //Социологические исследования. 1994. № 11.


Информация о работе Образование как социальный институт