Образование как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 23:01, реферат

Краткое описание

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Содержание

Введение
1.Основные виды образования
2.Функции образования
2.1.Социальные функции системы образования
2.2. Функции образования в производственно-экономической сфере
2.3. Функции образования в сфере культуры
2.4. Функции образования в социально-политической сфере
3.Проблемы социологии образования
4.Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат социология Варя 2.docx

— 40.98 Кб (Скачать файл)

Совершенствование народного образования немыслимо  без измерения той ситуации, в  которой находится учительство, значительная часть педагогического  корпуса. Если придерживаться формальных критериев — наличия специального образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают своему назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо признать, что многие из них отстали от требований времени. Основная группа педагогов — женщины, Хотя давно стало очевидным, что в воспитании мальчиков, юношей (да и девочек) школа испытывает острую нехватку «мужского влияния». Хотя за последнее время существенно повышена зарплата учителей, средние размеры заработка у работников народного образования все еще намного ниже, чем у рабочих и инженерно-технических работников промышленности и строительства, да и в сравнении со средней заработной платой в стране.

Как показали специальные обследования сельских учителей, большинство из них в  материально-бытовом отношении обеспечены значительно хуже других сельских специалистов. Учителя нередко отвлекаются  от выполнения педагогических обязанностей для выполнения различных, не связанных  с ними заданий. В результате бюджет времени учителя оказывается  крайне напряженным, и очень мало его остается на самообразование.

Многие педагоги слабо представляют себе процессы, происходящие в обществе, и в частности  в молодежной среде. Поэтому их работа идет без должного «прицела». Не избавлены  они от нравственного падения, перерождения: отдельных педагогов, руководителей  учебных заведений уличают в  поборах с учащихся и их родителей, в различных незаконных махинациях, пьянстве. Формирование педагогических кадров связано со спецификой их труда. Оно органически не приемлет ущемления их прав и авторитета, не терпит и отвергает барски высокомерное отношение к ним. Упорядочение режима труда и отдыха педагогов — тоже необходимая предпосылка их гражданского и профессионального роста. Улучшения требуют жилищно-бытовые условия преподавателей. Несмотря на предоставленные им льготы, обеспечение их жильем, медицинской помощью, новой литературой остается открытым вопросом.

И если в  заключение этой темы упомянуть некоторые  проблемы материально-технического и  финансового обеспечения, то можно  утверждать, что господство остаточного  принципа свело на нет всякие возможности  сделать действенный рывок в  качественно новом подходе к  нуждам народного образования. Очевидно, что в ситуации, когда финансирование народного образования отстало  в несколько десятков раз от финансирования в индустриально развитых странах, надо решительно менять позиции. Школа  серьезно отстает в насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым ставит своих воспитанников в положение, когда они не могут выступать  полноценными участниками соревнования на информационном поле.

Одна из функций народного образования  — стимулирование самообразования, самоподготовки, постоянной жажды знаний. Самообразование, самостоятельное приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается школьной системой. Конечно, школа может и должна давать человеку навыки самостоятельной работы с книгой, документом и т.п. Но самообразование строится на базе общего и профессионального образования, а не взамен его. Новые технические и информационные возможности учебного телевидения, кассетной видеотехники, персональных компьютеров, дистанционного обучения предстоит еще широко использовать для нужд самообразования. Судьба новых поколений все больше определяется общей культурой человека: развитостью логического мышления, языковой, математической, компьютерной грамотностью.

Актуальным  продолжает оставаться соединение обучения с производительным трудом. Благодаря  этому не только приобретаются трудовые навыки, привычка к труду, открываются  возможности применения в трудовой деятельности знаний основ наук, но и осознается общественная значимость производительного труда. Вне такого осознания выполнение учащимися трудовых функций оказывается, по словам А. С. Макаренко, «педагогически нейтральным». Люди трудились и трудятся во все времена, но только тогда, когда труд приобретает новое общественное качество, он становится одним из мощных факторов формирования духовного богатства личности.

В условиях рыночных отношений возрастает роль непосредственного участия старшеклассников, учащихся ПТУ, студентов в решении  конкретных научно-производственных задач. Опыт многих школ свидетельствует, например, о плодотворных результатах участия  подростков в опытно-экспериментальном  производстве (особенно в сельском хозяйстве), проверке новых технологий, материалов, приемов труда и т.п. В средних специальных и высших учебных заведениях поощряется участие  молодежи в научно-исследовательской  и проектно-конструкторской работе, в выполнении договоров с предприятиями.

В последнее  время общественность совместно  с работниками народного образования  живо обсуждает возможности и  перспективы организации школьных кооперативов. И не столько ради укрепления материальной и финансовой базы (хотя и это важно), сколько  ради быстрейшего вхождения ребенка  в реальную жизнь, в повседневные заботы старшего поколения.

В целом существующая система образования, ее многообразные  звенья представляют собой картину, в которой позитивные сдвиги еще  нередко перемежаются с негативными  или неопределенными тенденциями.

Глобальные  социокультурные перемены в мире, так называемые цивилизационные сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между сложившейся системой школьного образования и формирующимися общественными потребностями в преддверии новой антропогенной реальности. Это несоответствие и вызывает в нашей стране время от времени возникающие попытки реформирования общеобразовательной школы. Несмотря на эти попытки, состояние школьного образования многие исследователи склонны оценивать как критическое. Школьный кризис закономерно является отражением социально-экономических процессов, проявляющихся в образовании в следующем:

- утрате  привычных целей школьного образования;

- остром  недостатке финансирования;

- инертности, присущей всем образовательным  системам и обществу в целом.

Поиск причин критического состояния школьного  образования заставляет многих исследователей обращаться не только к социально-экономическим  проблемам конкретного общества, но и к анализу цивилизационного развития, определяющего способ мышления человека, развитость общественных институтов, в том числе и системы школьного образования.

 

 

 

 

 

4.Список литературы

 

1. Мухаев Р. Т. Политология: учебник для вузов. М.: 1998. -368 с.

2. Ильин М.  В. Выступление на заседании  круглого стола "Свободное  слово" 18 сентября 1996 г. - "Нужна ли Украине новая идеология, и если нужна - то какая?" - М., 1996. - С. 47-53.

3. Шапиро И. Введение в типологию либерализма. // "Полис", # 3, 1994. С.7-12.

4. Струве П. В. О мере и границах либерального консерватизма. // "Полис", # 3, 1994. С. 131-134.

5. Государственная идеология /Ковалев А. М. //Вестник МГУ; серия 12;Социально-политические исследования; 1994 №1

6. Политические идеологии: история и современность / В. И. Коваленко, А. И. Костин // Вестник МГУ; серия 12; политические науки; 1997 №12

 


Информация о работе Образование как социальный институт