Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 00:02, реферат
Цель моего исследования: рассмотреть подробнее сплоченность групп и эффективность
Задачи исследования:
1. Дать полное и раздельное понятия сплочённости и группам.
2. Выяснить что такое сплочённость в группах её проблемы.
3. Выявить сплочённость групп.
Введение…………………………………………………………….
1.Что такое сплоченность?………………………………......
2.Что такое группа?................................................................
3.Групповая сплочённость …………..
Министерство образования и
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Филиал РГППУ в г.Березовском
Реферат
Дисциплина «Социальная психология»
Тема: «Общение и его основные компоненты»
Выполнил: студент группы б-202Гс-о2
Проверил: преподаватель
г.Березовский
2013г
Введение…………………………………………………………
1.Что такое сплоченность?……………
2.Что такое группа?...........
3.Групповая сплочённость …………..
Сплочённость-(сплоченность группы, сплоченность коллектива) - характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом. Группа- это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр.
Цель моего исследования: рассмотреть подробнее сплоченность групп и эффективность
Задачи исследования:
1. Что такое сплочённость?
Сплочённость-(сплоченность группы, сплоченность коллектива) - характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом
Группа- это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр.
Самые распространенные классификации групп:
1) по размеру: группы большие, малые, микрогруппы (диады, триады);
2) по общественному статусу: группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные);
3) по непосредственности взаимосвязей: группы реальные (контактные) и условные;
4) по уровню развития:
а) группы низкого уровня развития: ассоциации, корпорации, группы диффузные;
b) группы высокого уровня развития - коллективы;
5) по значимости: группы референтные и группы членства. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она вовлечена или ради которой создана. Содержание деятельности совместной членов группы опосредует все процессы внутригрупповой динамики: развитие отношений межличностных, восприятие партнерами друг друга (-> перцепция социальная), формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. А сформированные в группе отношения влияют на эффективность ее деятельности.
Группа - традиционный
предмет социально-
Группа: эффективность (эффективность деятельности группы). Отношение (по некоему критерию) достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Может быть определено, только если будут четко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения результатов и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на эффективность деятельности группы, исследователи обычно ограничивают число критериев, по коим оценивается эффективность. Выделяются два универсальных критерия:
1) продуктивность - чаще всего экономическая, выражаемая в единицах продукции, соотнесенных с затратами на ее производство;
2) удовлетворенность (трудом,
принадлежностью к группе и
пр.), понимаемая как
3) всестороннее развитие личности;
4) бескорыстное и добросовестное отношение к труду;
5) общественно-политическая активность;
6) сплоченность и уровень управляемости коллектива;
7) ориентации ценностные и нормы ценностные;
8) величина и состав группы;
9) климат психологический
в коллективе, и пр. Сложность
определения эффективности
1) позитивная динамика общительности (или контактности);
2) коммуникативная готовность и стремление к взаимодействию;
3) доброжелательность и
взаимный интерес к нуждам, желаниям
и эмоциональным состояниям
3. Групповая сплоченность
Рассматривая закономерности
развития малой группы как определенное
сочетание процессов групповой дифференциации
и интеграции, в качестве одного из основных
параметров развития малой группы большинство
психологов выделяют групповую сплоченность
или единство группы. Понятие «сплоченность»
используется для обозначения таких социально-психологических
характеристик малой группы, как степень
психологической общности, единства членов
группы, теснота и устойчивость межличностных
взаимоотношений и взаимодействия, степень
эмоциональной привлекательности группы
для ее членов. Первые эмпирические исследования
групповой сплоченности начались в западной
социальной психологии в школе групповой
динамики. Л.Фестингер (1950) определял групповую
сплоченность как результат влияния всех
сил, действующих на членов группы, с тем,
чтобы удерживать их в ней. В качестве
сил, удерживающих индивида в группе, при
этом подходе рассматривались эмоциональная
привлекательность группы для ее членов,
полезность группы для индивида и связанная
с этим удовлетворенность индивидов своим
членством в данной группе (Д. Картрайт,
А. Зандер, 1968). Уровень сплоченности малой
группы определяется частотой и устойчивостью
непосредственных межличностных (прежде
всего — эмоциональных) контактов в ней.
Поэтому изучение групповой сплоченности
и влияние на нее, исходя из развиваемых
Л. Фестингером представлений, должно
осуществляться через изучение коммуникативных
взаимодействий между членами группы
и влияние на коммуникации в группе.
В качестве основных методических
подходов к оценке групповой сплоченности
в эмпирических исследованиях малых групп
использовалась эмоциональная оценка
группы со стороны ее членов с точки зрения
ее привлекательности и удовлетворенности
членством в группе. Несколько иной методический
подход к оценке групповой сплоченности
сложился в рамках социометрического
направления. Здесь уровень групповой
сплоченности связывается с уровнем взаимной
эмоциональной привлекательности членов
группы и определяется относительным
числом (долей) взаимных положительных
выборов или позитивных эмоциональных
оценок индивидов в группе. Основным методом
развития групповой сплоченности, в соответствии
со взглядами Д. Морено, является приведение
в соответствие «макроструктуры» отношений,
то есть пространственно-временных, коммуникативных
и функциональных связей в группе, с «микроструктурой»,
определяемой результатами социометрического
исследования.
Другой теоретический подход
к проблеме групповой сплоченности был
предложен Т Ньюкомом, который связал
определение групповой сплоченности с
понятием «групповое согласие» (1965). Последнее
Т. Ньюком определял как сходство, совпадение
взглядов (мнений, представлений и оценок)
членов группы по отношению к значимым
для них явлениям, событиям, людям. Основным
механизмом формирования групповой сплоченности
в соответствии с этим подходом является
достижение согласия членов группы, сближение
их социальных установок, мнений и т.д.,
которое происходит в процессе непосредственного
взаимодействия между индивидами. Близким
к данному подходу представляется понимание
сплоченности как ценностно-ориентационного
единства группы, предложенное А.В.Петровским
и В.В.Шпалинским (1978), под которым понимается
сходство, совпадение отношений членов
группы к основным ценностям, связанным
с совместной деятельностью. В исследовании
А.И. Донцова (1984) в качестве основного
показателя сплоченности рассматривалось
совпадение ценностей, касающихся предмета
совместной деятельности, ее целей и мотивов.
Результаты исследования показали, что
интеграция группы по этому параметру
осуществляется прежде всего в процессе
совместной трудовой деятельности.
Феномен совместной трудовой
деятельности исследуется в лаборатории
социальной и экономической психологии
Института психологии РАН. В результате
исследований была разработана модель
группы как субъекта совместной деятельности.
Основными параметрами, характеризующими
уровень целостности (интегрированности)
группы выступают плотность функциональных
связей между ее членами, уровень функциональной
взаимосвязанности и тип целостности
коллективного субъекта, который проявляется
в характере доминирующих связей между
членами группы. В рамках системного подхода
в исследовании психологии трудового
коллектива (АЛ. Журавлев и др., 1988) сформулировано
положение о множественности (или многообразии)
связей и отношений в трудовом коллективе,
который должен рассматриваться одновременно
как субъект совместной деятельности,
общения и межличностных отношений. С
этих позиций процесс психологической
интеграции трудового коллектива может
осуществляться по различным основаниям.
Развитие коллектива представляет собой
определенное соотношение (сочетание)
процессов дифференциации и интеграции,
причем один из этих процессов является
ведущим на каждой конкретной стадии развития
коллектива. В процессе развития коллектива
происходит последовательная смена оснований
процессов дифференциации и интеграции,
которая определяет, как правило, и смену
стадии развития коллектива .