Общественное мнение: понятие, сущность, структура, субъект и объект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:29, реферат

Краткое описание

Общественное мнение - форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.
В настоящий момент эта точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной.
Общественное мнение существовало во все исторические эпохи, ещё в период Древности, однако, сам термин, обозначающий этот уникальный феномен общественной жизни Человечества, появился в Англии в XII в.

Содержание

Введение
Понятие об общественной жизни.
Формирования общественного мнения.
Выражение общественного мнения.
Функции общественного мнения.
Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии.docx

— 29.38 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ»

ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра экологии и природопользования

 

Направление: экология и

природопользование

Курс IV

 

Реферат

  «ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, СУБЪЕКТ, ОБЪЕКТ»

 

Выполнил: студент гр. 32-23

Беглиева А.Т.

Проверила: Киреева Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа  2014

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Понятие об общественной жизни.
  3. Формирования общественного мнения.
  4. Выражение общественного мнения.
  5. Функции общественного мнения.
  6. Заключение
  7. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Общественное мнение - форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

В настоящий момент эта точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной.

Общественное мнение существовало во все исторические эпохи, ещё в период Древности, однако, сам термин, обозначающий этот уникальный феномен общественной жизни Человечества, появился в Англии в XII в.

По некоторым данным, возникновение термина «общественное мнение» связано с именем английского государственного и общественного деятеля, писателя Дж. Солсбери, который использовал его в книге «Поликратик» для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны. Тогда термин «общественное мнение» представлял буквальный перевод сочетания двух слов «Public Opinion».

Из Англии это выражение проникло в другие страны и с конца XVIII в. стало общепринятым. Именно тогда французский аббат Алькуэн произнес фразу, вошедшую в историю: «Vox Populi - Vox Dei» — «Глас Народа — Глас Божий».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

«Общественное мнение» принадлежит к числу социальных явлений, которые привлекают внимание мыслителей с давних времен.

Первые попытки специального исследования такого феномена как «общественное мнение» были предприняты в конце XVIII – начале XIX вв. английским философом Иеремией Бентамом (1748-1832 гг.), который подчеркивал значимость общественного мнения как способа социального контроля над деятельностью государства со стороны общественности и указывал на роль прессы как основного средства, с помощью которого можно одновременно выражать и формировать общественное мнение.

В последние годы, постоянно растущий уровень участия представителей мировой общественности в политической сфере очевиден. Во многом именно этим обстоятельством объясняется также неизменно возрастающее внимание исследователей из различных стран мира к проблемам в контексте их рассмотрения сквозь призму такого феномена как «общественное мнение».

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. В настоящее время можно встретить сотни определений общественного мнения. В обычной жизни «общественное мнение» несёт такой смысл: мнение определённой группы людей по какому-либо вопросу, разделяемое и выражаемое значительной частью данной группы. В теории связей с общественностью под общественным мнением понимают коллективное оценочное суждение той или иной группы общественности по поводу социально значимых проблем, в котором проявляется ее отношение к событиям и фактам, связанным с деятельностью базисного субъекта. Особенности общественного мнения:1 Его носителем являются группы общественности.2. Рассматривается во взаимосвязи с конкретным базисным субъектом.

Сущность общественного мнения:

Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

Этапы формирования общественного мнения:

1) Восприятие  реформации (объективной, субъективной, тенденциозной) на уровне отдельных  людей.

2) Выводы  и оценки человека на основе  имеющихся знаний и опыта, умения  анализировать, уровня информированности.

3) Обмен  имеющейся информацией, выводами, дискуссии  с други­ми людьми.

4) Формирование  определенного мнения неболь­шой группы людей.

5) Обмен  между небольшими группами и  формирование мнения социального  слоя.

6) Возникновение  общенародного мнения.

Его основные признаки:

- общественное  мнение включает не все точки  зрения, имеющиеся у людей, а лишь  связанные с изучаемой ситуацией; в отношении этой ситуации  совокупность индивидов выступает  как общность;

- общественное  мнение по конкретным вопросам  в одной ситуации может коренным  образом отличаться от общественного  мнения в другой ситуации;

- общественным  мнение становится лишь в случае  его публичного выражения, в противном  случае оно остается индивидуальной  точкой зрения отдельных людей;

- общественное  мнение должно обладать определенностью  и сохраняться на протяжении  определенного периода времени.

Структура общественного мнения: 

Наличие в массовом сознании рациональных, эмоциональных, иррациональных, бессознательных компонентов, обусловливает многоуровневую структуру общественного мнения, где все взаимосвязано. 
  Рациональный уровень - это интеллектуальный компонент общественного мнения, включающий понятия, определенный объем знаний, ценностные ориентации, оценочные суждения, нормы, предпочтения и т. п. Однако здесь не решают специальных познавательных (научных) задач, которые отодвигаются на задний план. Это дело науки. Рациональный уровень общественного мнения связан с ценностно-оценночным отношением к его объекту, ограничивающим познавательные возможности. 
  Эмоциональный уровень - это образно-чувственный компонент, включающий вкусы, пристрастные переживания, настроения, верования, традиции, мифы и т. п. 
  Поведенческий уровень - это проявление занятой позиции, включающей волевые побуждения воздействия общественного мнения на социальные процессы для достижения целей его носителей. 
  Сегодня на фоне становления рыночных отношений роль общественного мнения как стимула социальной активности постоянно возрастает: формируется новый народ со свойственным ему репертуаром действия для выражения и защиты своих интересов. Он хорошо ощущает, что делает жизнь человека несносной; знает, как выходить на улицы и «брать за горло» властно-управленческие структуры. Пассивность и послушание рассматриваются как путь, ведущий к бессилию, приспособленчеству, которые обусловливают потерю инициативы в отставании своих прав. Люди стали понимать, что условия существования не являются ни неизбежными, ни низменными и что общими усилиями можно действительно поменять свое положение, социальный порядок, структуры и институты. Происходит пробуждение массового сознания и формирования навыков борьбы за групповые интересы, использование общественного мнения для достижения своих целей. При этом амплитуда поведенческой компоненты находится в рамках: от обращения к средствам массовой информации до проведения акции протеста и неповиновения. 
  Рассмотренные уровни общественного мнения заключают в себе механизмы превращения массового сознания из духовно-оценочного в духовно-практическое образование, выступающее в качестве реальной благоприятной (неблагоприятной) силы общественной жизнедеятельности в той мере, в какой оно мобилизовано (демобилизовано). При этом его оценочная и практическая стороны могут не совпадать и расходиться: понимаю лучшее, следую худшему. 
  Потребность сотрудничества и социального партнерства между организациями и их общественностью обусловливает необходимость ориентации на общественное мнение при поддержке или изменении поведения целевых аудиторий в конкретных ситуациях. 
  Деятельность специалистов по связям с общественностью направлена на его организацию на основе знания закономерностей функционирования, механизмов формирования и методик изучения. 
  1. Учет уровней общественного мнения: 
  • уровень ценностного отношения и массовой оценки объекта общественного мнения: факты, ситуация, события, процессы, имеющие социальную значимость; 
  • уровень эмоциональных отношений, имеющих стихийный, бессознательный, колебательный характер, порождающий домыслы, слухи и т. п.; 
  • уровень массового поведения, в котором сливаются настроения и действия и часто не наблюдается однозначной связи между мнениями и реальным поведением людей, деятельностью средств массовой информации, официальной позицией властно-управленческих структур и поведением целевых аудиторий. 
  2. Учет этапов формирования общественного мнения: 
  • возникновение чувств, настроений и представлений; 
  • столкновение различных мнений; 
  • кристаллизация доминирующего мнения; 
  • распространение «типизированного» мнения в определенном социальном ареале; 
  • воздействие общественного мнения на поведение людей, органы управления; 
  • угасание (колебательная динамика). 
  3. Учет механизмов формирования общественного мнения: 
  • спонтанно-непосредственных в процессе повседневной жизнедеятельности людей: образ жизни, индивидуальная и массовая культура, традиции и обычаи, личный опыт, идентификация групповых интересов, интерпретация информации и т. п.; 
  • целенаправленных организационно-информационных в процессе «делания мнений»: пропаганда, реклама, PR, СМИ, наука и т. п. 
 Слежение за динамикой общественного мнения во времени и пространстве предусматривает процедуры: 
  • мониторинга: периодического снятия информации о сдвигах в общественном настроении и мнении (кто двигается, в каком направлении, с какой скоростью); 
  • зондажа: разведывания, предварительного изучения возможного реагирования общественности с целью определения шансов на успех, коррекции действий.

Субъект общественного мнения – народное большинство – обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических исследований. Это классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение.

Объект общественного мнения – это то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общественное мнение.

 

3. ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Мнение дураков складывается из широко распространённой информации, как то: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно как и из слухов, сплетен, заблуждений.

В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса). В последние годы, в условиях развития информационного общества существенно возрастает влияние электронных средств массовой информации, сосредоточенных в Глобальной сети Интернет - многочисленных социальных сетей, блогов, форумов, Twitter, Youtube.

На общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными и компетентными, личный опыт людей.

Инструментами воздействия на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура.

К способам формирования общественного мнения также можно отнести «спираль молчания».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ВЫРАЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

В современном обществе привычными каналами (и формами) выражения общественного мнения являются: выборы органов власти, участие населения в законодательной и исполнительной деятельности, средства массовой информации, собрания, митинги, манифестации, пикеты и др. Наряду с этим широкое распространение имеют также и высказывания, вызываемые политическим, экономическим, социальным, культурным, а также исследовательским интересом и принимающие форму референдумов и плебисцитов, массовых обсуждении каких -либо проблем, совещаний специалистов, выборочных опросов населения и т.д. и т.п.

Согласно законодательству, в Российской Федерации общественное мнение может выражаться на совещательном уровне, к примеру, на этапе принятия решений по поводу строительства различных объектов. Так, в 2004 г. в Санкт-Петербурге был принят закон «Об участии граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга». Согласно этому закону любой гражданин имеет право высказать свое мнение и, при наличии доказательств нарушения закона, препятствовать строительству объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Общественность — это группа людей, оказавшихся в аналогичной ситуации, сознающих неопределенность и проблематичность ситуации, сознающих неопределенность и проблематичность ситуации и реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию.

Основными функциями общественного мнения являются функция социального контроля, экспрессивная, консультативная и директивная функции.

Как социальный контролер, общественное мнение способно следить, чутко реагировать на принятие и выполнение правительственных решений, способствуя или тормозя их реализацию.

Следующей важной функцией общественного мнения является экспрессивная функция — выражение определенной позиции общества по отношению к фактам и явлениям жизни общества. Данная функция позволяет общественному мнению, а следовательно, и гражданскому обществу осуществлять контроль над органами государственной власти, оценивать их деятельность.

В практике цивилизованных стран широко реализуется консультативная функция общественного мнения, когда результаты опросов населения используются для выбора одобряемых обществом способов разрешения тех или иных проблем. Выявляя слабые и сильные стороны различных позиций, общественное мнение вынуждает политическую элиту принимать более взвешенные решения.

Директивная функция — обязательность для претворения в жизнь результатов опроса. Реализация данной функции зависит от очень многих обстоятельств. Поэтому она далеко не однозначна. Примером может служить волеизъявление народа во время проведения референдумов и плебисцитов.

Значение и роль общественного мнения особо возрастает в гражданском обществе, «старающемся» обходиться без государственных органов правосудия. Оно помогает вырабатывать суждения об общих делах: оценка каких-либо событий, норм поведения, определении практических путей решения проблем общественной жизни, становясь в гражданском обществе действенным социальным институтом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общественное мнение это такое социальное явление, которое только начинает развиваться, как самостоятельный общественный феномен. Так же можно сказать о том, что общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя. Что касается демократизации, то мы уже смогли заметить, что в тоталитарном обществе общественное мнение выдаёт такую информацию, которую от него ожидают власти. В современной России так же есть свои недостатки проявления общественного мнения, это элементарная подтасовка общественного мнения, такого, которое нужно заказчику. Соответственно использование такого «общественного мнения» является обычной рекламой, способом воздействия на сознания людей. В плане воздействия с этой задачей хорошо справляется пропаганда, которая так же влияет на сознание общественных масс. Проводником же этого воздействия, как правило, в основном, выступают средства массовой информации. Теперь можно смело сказать что пропаганда, средства массовой информации, реклама и общественное мнение постоянно находятся в тесном взаимодействии.

Информация о работе Общественное мнение: понятие, сущность, структура, субъект и объект