Общественный прогресс и его критерии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 00:38, доклад

Краткое описание

В центре всех видов социального прогресса находится человек. Проблемы человека считаются центральными. Высшим и всеобщим объективным критерием прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Разновидности прогресс: НТП - т.е. с развитием науке и технике улучшается и развивается производство оно автоматизируется; Социальный прогресс - это постепенное улучшение материальных условий жизни человека, повышение жизненного уровня и т.п.; Духовный прогресс - развитие духовности человека, т.е. человек самосовершенствуется.

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

- культурно-репродуктивную;  

- коммуникативную;  

- селективную;  

- социального регулирования и  контроля; 

- инструментальную.   

  Функция социального воспроизводства состоит в том, что образование репродуцирует различные стороны социальной жизни. За счет образования происходит накопление непосредственно духовного и опосредованно материального богатства общества. Суть этой функции выражается через социально-экономическое развитие, которое в конечном итоге выигрывает та страна, у которой лучшая система образования. Функция социального перемещения связана с изменением положения человека в обществе. Образование дает основание для изменения социального статуса личности. В этом случае многое определяется социальными ориентациями обучающегося.   

  Последние включают три взаимосвязанные стороны: ретроспективную (осознание человеком своего социального происхождения), ситуативную (осознание наличных социальных позиций и путей их достижения) и перспективную (выбор будущего социального положения и путей, этапов движения к нему). Образование предоставляет возможности осуществить все три стороны социальной ориентации.    

 Культурно-репродуктивная функция  отражает ту реальность, что в  ходе учебно-воспитательного процесса  создается уникальная возможность  сохранять и приумножать культурный  пласт общества. Знания, умения и  навыки, приобретаемые учащимися, не штампуются, а индивидуализируются. И чем большее число поколений участвует в этом, тем значимее проявляется культурно-воспроизводящая функция образования.   

 Коммуникативная функция это, главным образом, двусторонняя связь  между образованием и окружающим миром. Ценности, которые усваивает личность в процессе обучения, воспроизводятся также и другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, политической, наукой и т.д.   

 Селективная функция образования  выражается в естественной дифференциации учащихся по способностям, предметным и профессиональным симпатиям.   

 Функция социального регулирования  и контроля проявляет себя  в силу экономической и других  форм зависимости образования  как непроизводительной сферы  деятельности людей. Через сферу образования происходит воздействие на внутренний мир учащихся и учителей в нужном направлении. Здесь происходит формирование уважительного отношения к общечеловеческим ценностям, а также традициям, обычаям своего народа, региона и т.п.   

 Инструментальная функция социального института образования проявляется в разработке методов социализации учащихся, поиске наиболее эффективных средств подготовки подрастающего поколения к выполнению функций в различных сферах жизнедеятельности общества: труде, учебе, семейной жизни и т.п.; в разработке превентивных мер против возможных вариантов девиантного поведения.    

 История существования сферы  образования показала, что на  каждом этапе ее функционирования  проявляются свои тенденции развития, вызванные внутренними причинами или внешними условиями. Вместе с тем, есть ряд тенденций, которые сопровождают институт образования на протяжении всего его существования.    

 К первой группе таких  тенденций относятся те, которые  характеризуют внутренний мир  образования, определяют его сущностную сторону и поддерживают социальную феноменальность института образования. Ко второй группе таких тенденций относятся те, которые являются результатом воздействия на образование со стороны окружающей социальной среды во всех ее вариантах (экономических, политических и других факторов). К первой группе тенденций относятся: гуманистическая сущность института образования; взаимного благоприятствования в социальных действиях субъектов образования; диалектического единства обучения и воспитания; социализации учащихся в процессе обучения и воспитания; стимулирование самообразования учащихся как личностей; оптимальности в управлении образованием.   

 Взаимодействие института образования  и внешней социальной среды, вторая  группа тенденций, предопределяет образовательно-воспитательные изменения, формируя следующие закономерности:  

-определяющее воздействие экономики  на жизнестойкость института  образования; 

- зависимость характера и содержания  образования от изменений в  социальной структуре общества; 

- непосредственное влияние культуры  общества на перманентное повышение  качества образования; 

- возрастание требований общества  к уровню и содержанию образования;   

- соответствия государственной  политики образования потребностям  социума.   

  Указанные закономерности еще в большей степени подчеркивают социальный характер института образования. Поэтому реформирование системы образования без учета институциональных основ ее жизнедеятельности и связей с другими институтами общества может привести к таким переменам в ней, которые не отвечают требованиям современного общества.   

  Анализ и критическая оценка состояния образования в Украине, выявление объективных и субъективных причин его несоответствия потребностям общества, позволили разработать государственную национальную программу, стратегию и тактику обновления и создания жизнеспособной системы непрерывного обучения и воспитания, обеспечения возможности постоянного духовного совершенствования личности.

 


Информация о работе Общественный прогресс и его критерии