Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:38, лекция
Под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.
В самой социологии структура общества рассматривается в различных ракурсах. Так, в том случае, когда выявляется детерминистская (причинно-следственная) связь социальных явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается (например, в марксистской социологии) как целостная система, включающая четыре основные сферы - экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система. При этом каждая предыдущая из этих систем оказывает определяющее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на предыдущие.
Составными
элементами общества являются люди, социальные
связи и действия, социальные взаимодействия
и отношения, социальные институты
и организации, социальные группы, общности,
социальные нормы и ценности и
другие. Каждый из них находится
в более или менее тесной взаимосвязи
с другими, занимает специфическое
место и играет своеобразную роль
в обществе. Задача социологии в
связи с этим состоит прежде всего
в том, чтобы определить структуру общества,
дать научную классификацию важнейших
ее элементов, выяснить их взаимосвязь
и взаимодействие, место и роль в обществе
как социальной системе.
Именно благодаря своей структуре
общество качественно отличается как
от произвольного, хаотичного скопления
людей, так и от других социальных явлений,
имеющих свою упорядоченную структуру,
а следовательно, и иную качественную
определенность. Социальная структура
во многом определяет и устойчивость,
стабильность всего общества как системы.
И поскольку, как уже отмечалось, общество
- это не простая сумма индивидов, их связей
и действий, взаимодействий и отношений,
а целостная система, постольку такое
объединение порождает новое, интегральное,
системное качество, не сводимое к качественной
характеристике отдельных людей или их
суммы. Общество как социальная система
- это такой социальный организм, который
функционирует и развивается по своим
собственным законам.
Таким образом, под обществом
как социальной системой в социологии
понимается большая упорядоченная совокупность
социальных явлений и процессов, более
или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих
друг с другом и образующих единое социальное
целое.
В самой социологии структура
общества рассматривается в различных
ракурсах. Так, в том случае, когда выявляется
детерминистская (причинно-следственная)
связь социальных явлений и процессов,
их субординация, общество обычно рассматривается
(например, в марксистской социологии)
как целостная система, включающая четыре
основные сферы - экономическую, социальную,
политическую и духовную (идеологическую).
По отношению к обществу в целом каждая
из этих сфер общественной жизни выступает
как его подсистема, хотя в иной связи
она сама может рассматриваться как особая
система. При этом каждая предыдущая из
этих систем оказывает определяющее влияние
на последующие, которые, в свою очередь,
оказывают обратное воздействие на предыдущие.
В иной связи, когда на первый
план выдвигается характер, тип социальных
связей, общество как социальная система
включает следующие подсистемы: социальные
общности (группы), социальные институты
и организации, социальные роли, нормы
и ценности. Каждая из них и здесь представляет
собой достаточно сложную социальную
систему, имеющую свои подсистемы.
По уровню обобщения материала
социологическое изучение общества как
социальной системы включает три взаимосвязанных
аспекта: а) изучение "общества вообще",
т.е. выделение всеобщих, универсальных
свойств, связей и состояний общества
(в теснейшей связи с социальной философией
и при ее ведущей роли); б) изучение конкретно-исторических
типов обществ, ступеней развития цивилизации;
в) изучение отдельных конкретных обществ,
т.е. обществ реально существующих стран
и народов.
Для П.Сорокина
понятие господствующей суперсистемы
- системы ценностей - является определяющим
как для понимания жизни общества, так
и для понимания мотивов поведения отдельного
индивида. Всю сложную социальную динамику,
взаимодействия социальных групп, процессы
стратификации, социальной мобильности
невозможно понять вне отнесения их к
господствующим системам ценностей - суперсистемам.
Своеобразным развитием идей П.Сорокина
является структурный функционализм американского
исследователя Толкотта Парсонса (1902-1979).
Для Парсонса важна прежде всего идея
"социального порядка", стабильности
всей сложной социальной системы. Любая
социальная система, по мнению Парсонса,
должна успешно справляться с выполнением
четырех функций.
Первая функция - адаптационная. Любая
социальная система должна обеспечить
получение ресурсов извне и распределить
их.
Вторая функция - функция целедостижения.
Система должна установить иерархию социальных
целей и мобилизовать усилия для их достижения.
Третья функция - функция интеграции, все
отношения внутри системы должны координироваться.
Четвертая функция - функция удержания
ценностного образца. Необходимо, чтобы
индивидуальная мотивация соответствовала
целям общественной системы.
Выполнение этих функций связано с использованием
"энергии действия ", основанной на
природных желаниях и потребностях индивида,
и с нормативным регулированием всех человеческих
действий, введением в культурное
русло хаоса человеческих поступков.