Общество, как социально-экономическая и социально-культурная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:14, доклад

Краткое описание

В социологии все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементы — люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, социальными ролями, социальными функциями, которые они выполняют, социальными нормативами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы).

Содержание

Общество как социально-экономическая система
Общество как социально-культурная система
3. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СУРС 2(Общество,как социально-культурная и социально-экономическая сиситема).docx

— 53.74 Кб (Скачать файл)

Р. Мертон считал, что общество сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям», усваиваемым большинством норм населения и ориентирующим  каждого индивида на соблюдение норм совместной жизнедеятельности.

Э. Шилз убежден, что общество как таковое существует только под воздействием «общей власти», обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру.

На ранних этапах человеческой истории она достигалась прежде всего за счет межличностного взаимодействия. Людей связывали узы родства и соседства, строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимном влечении, на привычке, на страхе лишиться помощи. Ф. Теннис назвал общество, базирующееся на таких принципах, общиной.

Однако по мере роста населения  устойчивость связей не могла больше поддерживаться только системой межличностного взаимодействия. Главным стабилизирующим  фактором становятся социальные структуры.

Пять пунктов составляют теоретические рамки современного функционализма.

1. Общество — это система  частей, объединенных в единое  целое.

2. Общественные системы  сохраняют устойчивость, поскольку  в них существуют такие внутренние  механизмы контроля, как правоохранительные  органы и суд.

3. Дисфункции, конечно, существуют, но они преодолеваются или  укореняются в обществе. Например, радикалы и хиппи 60-х годов  внесли много перемен в общество: новый подход к проблемам окружающей  среды, недоверие к высшей власти, более раскованный стиль одежды  и поведения, однако сегодня,  спустя время, радикалов и хиппи  поглотила среда истеблишмента,  в которую они вошли, став  юристами, учителями, даже биржевыми  маклерами.

4. Нормальным считается,  если изменения имеют постепенный,  а не революционный характер.

5. Социальная интеграция  или ощущение, что общество является  крепкой тканью, сотканной из  различных нитей, формируется  на основе согласия большинства  граждан страны следовать единой  системе ценностей. Например, англичане  согласны с необходимостью монархии; в США принцип равных возможностей  присущ мировоззрению большинства  американцев.

Эта система ценностей  представляет собой наиболее устойчивый остов общественной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общество как социально-культурная  система

 

На протяжении всей истории  социологии одной из важнейших проблем  была проблема: что представляет собой  общество? Социология всех времен и  народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному  многообразию интересов индивидов  и социальных групп?

Что является исходной клеточкой  общества? Что лежит в его основе?

При решении этого вопроса  в социологии обнаруживаются разные подходы. Первый подход состоит в  утверждении, что исходной клеточкой  общества являются живые действующие  люди, совместная деятельность которых  формирует общество.

Таким образом, с точки  зрения этого подхода, индивид - это  элементарная единица общества.

Общество - это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.

Но если общество состоит  из индивидов, то закономерно возникает  вопрос, а не следует ли рассматривать  общество как простую сумму индивидов?

Постановка вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество - это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т. д.

Если же общество есть объективная  реальность, то оно должно спонтанно  проявляться как устойчивое, повторяющееся, самопроизводящееся явление.

Поэтому в интерпретации  общества недостаточно указать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим  элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь  людей.

Общество - это универсальный  способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и  отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой  основы в различных школах социологии рассматриваются "интересы", "потребности", "мотивы", "установки", "ценности" и т. д.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны  классиков социологии общим для  них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

Основные понятия системного подхода:

Система - это определенным образом упорядоченное множество  элементов, взаимосвязанных между  собой и образующих некоторое  целостное единство. Внутреннюю природу  всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор ее элементов.

Социальная система - это  целостное образование, основным элементом  которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Они носят устойчивый характер и воспроизводятся в  историческом процессе, переходя из поколения  в поколение.

Социальная связь - это  набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время  для достижения тех или иных целей.

Социальные связи устанавливаются  не по прихоти людей, а объективно.

Социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют  и испытывают взаимодействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению  новых социальных отношений.

Социальные отношения - это  относительно устойчивые и самостоятельные  связи между индивидами и социальными  группами.

С точки зрения сторонников  системного подхода к анализу  общества - общество это не суммативная, а целостная система. На уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое системное качество.

Системное качество - это  особое качественное состояние, которое  нельзя рассматривать как простую  сумму элементов.

Целостной системе присуще  множество связей, взаимодействий и  отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, включающие в  себя координацию и субординацию элементов.

Координация - это определенная согласованность элементов, тот  особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной  системы.

Субординация - это подчиненность  и соподчиненность, указывающая  на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной  системе.

Итак, общество - это целостная  система с качествами, в которых  нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности.

Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает  определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

На каких принципах  происходит организация элементов  общества, какой характер связей устанавливается  между элементами?

При ответе на эти вопросы  системный подход к обществу дополняется  в социологии детерминистским и функционалистским подходами.

Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. С  точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит  из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической.  

Каждую из них можно  рассматривать как систему. Чтобы  отличить эти системы от собственно социальной, их называют социентальными. Во взаимоотношениях между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи, то есть системы находятся в причинно - следственной зависимости.

Общество - это исторически  сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и  отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления  материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.

Наряду с экономическим  детерминизмом существуют школы  и течения в социологии, развивающие  политический и культурный детерминизм.

Политический детерминизм  в объяснении общественной жизни  отдает приоритетное значение власти, авторитета.

Примером политического  детерминизма является концепция общества американского социолога Эдварда  Шилза. Он вычленяет ряд признаков, совокупность которых дает представление о том, что такое общество.

1. Социальная система  является обществом только в  том случае, если она не входит  в качестве составной части  в более крупное общество.

2. Браки заключаются между  представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно  за счет детей тех людей,  которые уже являются признанными  представителями.

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственностью.

5. Оно обладает собственной  системой правления.

6. У него собственное  название и собственная история,  т. е. такая история, в которой  многие ее взрослые члены видят  объяснение со своим собственным  прошлым.

7. У него имеется своя  собственная культура.

Детерминистский подход дополняется  в социологии функционалистским. С точки зрения функционализма, общество объединяет свои структурные элементы не путём установления между ними причинно следственных связей, а на основе функциональной зависимости.

Функциональная зависимость - это то, что придаёт системе  элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один элемент.

Функционализм интерпретирует общество как целостную систему  согласовано действующих людей, стабильное существование и воспроизводство  которых обеспечивается необходимым  набором функций. Общество как система  складывается при переходе от органической к целостной системе.

Развитие органической системы  состоит в саморасчленении, дифференциации, которые можно охарактеризовать как процесс формирования новых функций или соответствующих элементов системы. В общественной системе формирование новых функций происходит на основе разделения труда. Движущей силой этого являются общественные потребности.

Идеи функционализма в  большей мере присущи англо-американской социологии. Основные положения функционализма были сформулированы английским социологом Г. Спенсером (1820 - 1903) в его трёхтомном труде "Основание социологии" и развиты американскими социологами  А. Радклиф - Брауном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом.

Основные принципы функционального  подхода:

1. Также как сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как целостный единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т. д.

2. Но при этом подчеркивали, что каждая часть может существовать  только в рамках целостности,  где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

3. Функции частей всегда  означают удовлетворение какой-либо  общественной потребности. Все  же вместе они направлены на  поддержание устойчивости общества  и воспроизводство человеческого  рода.

4. Поскольку каждая из  частей общества выполняет только  ей присущую функцию, в случае  нарушения деятельности этой  части, то чем больше функции  отличаются друг от друга, тем  труднее другим частям восполнить  нарушение функции.

В наиболее развитой и последовательной форме функционализм развит в  социологической системе Т. Парсонса. Парсонс сформулировал основные функциональные требования, выполнение которых обеспечивает стабильное существование общества как системы:

1. Оно должно обладать  способностью к адаптации, приспособлению  к изменяющимся условиям и  возрастающим материальным потребностям  людей, уметь рационально организовывать  и распределять внутренние ресурсы.

2. Оно должно быть целеориентированным, способным к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения

3. Оно должно обладать  способностью к интеграции, к  включению в систему новых  поколений.

4. Оно должно иметь  способность к воспроизводству  структуры и снятию напряженности  в системе. 

До сих пор, подходя  к обществу как к системе контроля, индивид и общество рассматривались  как две противостоящие друг другу  сущности.

Если эту картину оставить без изменения, то складывается ошибочное  представление о реальных отношениях между индивидом и обществом, словно речь идет всего лишь о толпах взнузданных и управляемых властями людей, побуждаемых к повиновению  постоянным страхом того, что может  случиться с ними, если они выйдут из повиновения. Однако большинству  из нас ярмо общества не слишком  трет шею. Почему же мы не страдаем от власти общества?

Это возможно не потому, что  власть общества меньше, а потому, что  она даже больше, чем мы до сих  пор утверждали.

Общество детерминирует  не только то, что мы делаем, но и  то, что мы есть.

Информация о работе Общество, как социально-экономическая и социально-культурная система