Объект и предмет познания социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:56, реферат

Краткое описание

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество.
Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1 Объект и предмет познания социологии………………………………………..4
2 Законы и категории социологии………………………………………………...8
3 Метод социального познания …………………………………………………..11
4 Функции социологии ……………………………………………………………13
5Структура социологического знания…………………………………………...15
Список использованных источников……………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

- законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных сил требует изменения отношений производства.  

- законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования.

- законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов.  

- законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.

Любой социальный закон  или тенденция проявляется на практике не вообще, а в конкретной форме – в деятельности отдельного человека. Человек осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества. Социология исследует отношения социальных общностей, слоев, личностей, что позволяет не только выявить формы проявления социональных тенденций в различных сферах общества, дисфункциональные элементы в социальном механизме, но и устранять.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы социального  познания

 

 

Метод в социологии – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод зависит не только от исследования социологией проблемы и построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Он включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-научные. Всеобщими методами социологии есть материалистическая диалектика. Суть всеобщих методов в том, что экономический базис общества признается первичным, а политическая надстройка – вторичной. При изучении социальных процессов применяются такие принципы материалистической диалектики: объективность, историзм и системный подход

Принцип объективности  означает изучение объективных закономерностей, которыми определяются процессы социального  развития. Каждое явление рассматривается  как многогранное и противоречивое. Изучается вся система фактов – положительных и отрицательных. Объективность социологических знаний предполагает, что процесс их изыскания соответствует объективной реальности и не зависящим от человека и человечества законам познания. Объективность научных выводов базируется на их доказательности, научности аргументации.  

Принцип историзма в  социологии предполагает изучение социальных проблем, институтов, процессов в  возникновении, становлении и развитии, постижение специфики соответствующих  исторических ситуаций, понимания общих  тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств. Историзм тесно связан с пониманием противоречий как движущих сил изменения сложившихся отношений, которые обнаруживаются во взаимодействии потребностей и интересов соответствующих социальных общностей. Историзм дает возможность извлечь уроки из прошлого опыта самим разработать обоснования современной политики. Используя принцип историзма социология имеет возможность исследовать внутреннюю динамику социальных явлений и процессов, определить уровень и направление развития и объяснить те их особенности, которые обусловлены их исторической связью с другими явлениями и процессами.

Системный подход – способ научного познания и практической деятельности, при котором отдельные части какого-либо явления рассматриваются в неразрывном единстве с целым. Он сформировался путем конкретизации принципов материалистической диалектики при изучении сложных объектов и получил распространение в социологии во второй половине XX в. Основным понятием выступает система, обозначающая определенный материальный или идеальный объект, рассматриваемый как сложное целостное образование. В связи с тем, что одна и та же система может рассматриваться с различных точек зрения, системный подход предполагает выделение определенного системообразуемого параметра, то есть свойства, обусловливающее поиск совокупности элементов системы, сеть связей и отношений между ними, ее структуру. Системный подход должен учитывать ее связи и отношения с окружением. Отсюда происходит второе требование системного подхода – учитывать, что каждая система выступает подсистемой иной, большей системы, и, наоборот, выделять в ней меньшие подсистемы, которые в другом случае могут рассматриваться как системы. Системный подход в социологии обязательно предполагает выяснение принципов иерархии элементов социальной системы, форм передачи информации между ними, способов их влияния друг на друга. При изучении общественного сознания используются методы анализа документов, опроса, в том числе анкетирования и наблюдения.

 

 

 

4 Функции социологии 

 

 

Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействия с общественной практикой. В степени развитости функций отражаются потребности общества в данной науке.

Познавательная функция присуща любой науке. Для социологии это – познание социального. В самом широком смысле социальное можно определить как имманентное (внутренне присущее, неотъемлемое) качество, отражающее процесс и результат человеческого взаимодействия. Теоретический и эмпирический анализ социальных фактов является познавательной функцией социологии. Она может выступать в дескриптивной (описательной) и диагностической формах. Еще одним направлением реализации познавательной функции является разработка методологии, методики и техники социологических исследований. От того, насколько теория, способы и приемы изучения будут адекватны изучаемым социальным процессам и явлениям, зависит достоверность научного знания.

Следующая функция –  прогностическая – также тесно связана с познавательной функцией, дающей материал о состоянии и тенденциях изменения социальной реальности.

Прогностическая функция социологии отражает потребность общества или социальных институтов в выработке и осуществлении научно обоснованных решений общественного развития. Принято выделять два типа социальных прогнозов: поисковый и нормативный. В поисковом прогнозе описывается возможное будущее состояние объекта с учетом управляющих воздействий. В нормативном рассматриваются желаемое состояние объекта, пути и средства его достижения, необходимые управляющие воздействия.

Социальное проектирование – это научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественно нового состояния объекта существующего. Такая система должна обеспечивать оптимальное сочетание экономической эффективности, социальной интеграции и условий социального развития.

Организационно-технологическая функция тесно связана с предыдущей и обеспечивает практические средства и действия, необходимые для реализации социальных проектов. Ее продуктом являются социальные технологии.

Под управленческой функцией социологии следует понимать использование социологических знаний, методик и способов анализа ситуации в управлении. Одним направлением ее реализации является проведение исследований специалистами-социологами с представлением результатов и рекомендаций лицам, принимающим решения. Вторым – использование социологических знаний и умений самими управленцами в своей повседневной деятельности.

Самостоятельной функцией социологии как отдельной науки  является инструментальная функция – выработка собственно социологических методов познания, анализа и преобразования социальной реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Структура социологического знания

 

 

Процессы институционализации  науки могут быть внешними (например, оформление в качестве учебной дисциплины, открытие факультетов, публикация специальных изданий), так и внутренними, которые означают совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри науки, формирование норм профессиональной этики.

По задачам: 

1) Фундаментальные исследования, задачи которых – в приращении научного знания путем построения теорий, методов исследования.

2) Прикладные исследования, задачи которых – изучение  актуальных, имеющих непосредственную  практическую ценность проблем,  на основе существующих фундаментальных знаний. 

3) Социальная инженерия,  задача которой – практическое  внедрение научных знаний в  создании технических средств  и совершенствования имеющихся  технологий.

По уровням: 

1) Общая социологическая  теория – изучаются социальной  структуры, социальной общности, социальные институты, социальные процессы, развитие личности, а также модели, методики и техники социальных исследований. 

2) Теории «среднего»  уровня – или специальные (частные,  отраслевые) социологические теории. 

3) Эмпирические исследования – уровень конкретно социологических исследований.

Ступени социологические  познания: 

- Личность 

- Социальны институты и организации 

- Социальные общности (изучение общества в вертикальном разрезе) 

- Сферы общества (т.е. изучение общества в горизонтальном разрезе, как взаимодействие экономической, политической и социальной сфер) 

- Общество как целое (знания об обществе, как о системе взаимосвязанных элементов).

По уровню научного обобщения, то есть по методам и источникам получения знания принято выделять теоретическую и эмпирическую социологию.

Теоретическая социология направлена на познание внутренних сущностей социальной реальности, то есть законов, управляющих ею. Эмпирическая – на познание внешних проявлений этой реальности. Кроме того, теоретики в качестве основы для построения своих концептуальных моделей используют теории и умозрительные заключения. Концепции, выдвигаемые теоретической социологией, отличаются высокой степенью абстракции. Социологи-эмпирики основывают свои выводы на фактах, на результатах проведенных исследований. Эмпирический уровень – это уровень фактов, мнений, личностных данных, их обобщения и формирования первичных теорий.

Различается и характер получаемого ими знания. Теоретическая  социология дает причинное объяснение фактов на базе установленных законов, занимается прогнозированием возможного хода событий. Эмпирическая – стремится дать как можно более точное описание собранных данных.

С точки зрения целевого назначения получаемого знания различают  фундаментальную и прикладную социологию. Фундаментальная социология направлена на приращение научного знания, прикладная социология – на получение практического результата, решение конкретной социальной задачи. Фундаментальная наука занимается построением глобальных концепций, которые объясняют, почему мир устроен так, а не иначе, а прикладная – призвана решать конкретные проблемы, например, объяснить, почему в данном регионе избиратели отдали предпочтение именно данному кандидату.

Все перечисленные уровни социологического знания тесно переплетаются между собой и составляют единую науку – социологию.

Список использованный источников

 

 

1 Издательский дом «Питер» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.piter-press.ru/

2 Социология: Учебник для вузов  [Текст]/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.

3 Учебники для ВУЗов. Фролов  С.С. Социология  [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://polbu.ru/frolov_sociology/ch02_all.html

4 А.И. Кравченко. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.

5 Общая социология [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://socioline.ru/library/manual/sociology

 


Информация о работе Объект и предмет познания социологии