Объект и предмет социологии. Социологические методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 22:27, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является: ответить на вопрос «что представляет собой социология как наука?».
Задачами контрольной работы являются:
Изучение объекта и предмета социологии
Изучение социологических методов

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………….…..3
Раздел 1. Объект и предмет социологии ……………………………….………………….…….4
Раздел 2. Методы социологии ……………………………………………………………….…..…..8
Заключение………………………………………………………………………………………………….....14
Список используемой литературы……………………………….………………………..……….15

Вложенные файлы: 1 файл

социология 1.docx

— 33.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                                                                                                                              Курс II

 

Контрольная работа по «социологии»

На тему: «Объект и предмет социологии. Социологические методы»

 

 

 

Выполнила:

Проверил:

.

 

 

 

 

Казань - 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………………………….…..3

Раздел 1. Объект и предмет социологии ……………………………….………………….…….4

Раздел 2. Методы социологии ……………………………………………………………….…..…..8

Заключение………………………………………………………………………………………………….....14

Список используемой литературы……………………………….………………………..……….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования: С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т.д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг.

Целью контрольной работы является: ответить на вопрос «что представляет собой социология как наука?».

Задачами контрольной работы являются:

  • Изучение объекта и предмета социологии
  • Изучение социологических методов

Объектом исследования является общество. Термин социология происходит от латинского «societas» — общество и греческого «logos» — «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе».

Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

Раздел 1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

 

Объект науки - это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира. Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск, поле исследовательской деятельности.

Предмет науки:

1) Воспроизведение  объективной реальности на абстрактном  уровне, путем выявления наиболее  значимых с точки зрения науки  и практики закономерных связей  и отношений этой реальности.

2) Это результат  теоретического абстрагирования, позволяющий  выявить определенные закономерности, развития и функционирования  изучаемого объекта, интересующее  данную науку.

3) Модель  изучаемого объекта (как результат  абстрагирования), созданная с точки  зрения значимой стороны части  аспекта для данной науки.

4) Более узкое, по сравнению с объектом, понятия, которое указывает на какую-либо  сторону, аспект, элемент объекта, интересующую  конкретную науку. [1]

   

Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии.

1) Социология  – это универсальная наука  об обществе, призванная изучить  глубинные основы социальной  жизни (О.Конт, Г.Спенсер)

2) Социология  изучает социальное (взаимодействие  между людьми, социальными группами). Согласно данному подходу социология  не имеет специально отведенной  сферы социальной явлений (в отличие  от политологии, экономики, юридической  и т.д.). С другой стороны, она  не является всеохватывающей  наукой об обществе. Социология  стремится постичь природу социальных  связей между людьми, законы приспособления  людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях  общественной жизни (экономическая, духовная, политическая).

3) Социология  это наука о становлении, развитии  и функционировании социальных  общностей и форм их организации (социальные институты, социальная  структура, социальные системы). Социальная  общность – это различные формы  организации, взаимодействие социальных  субъектов: индивидов, групп, слоев, классов, территориальных, государственных  образований и человечество в целом. [4]

Предмет – определенное социальное явление, рассматриваемое как ключевое. Например, групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь (закономерности их развития, функционирования, тенденции).

В узком смысле под предметом социологии понимают:

1) человек, его  сознание, его отношение к общественным  изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной  общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний  мир.

2) Деятельность  человека, посредством изучения  которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий. И другие уровни организации общественной жизни.

3) Отношения  между группами людей, занимающими  разное положение в обществе, принимающее неодинаковое участие  в экономической и духовной  жизни. Различающиеся уровнями и  источниками своих доходов, структурой  личного развития, типом общественного  сознания.

4) Социальные  структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные  институты): социально-демографические, национальные; социально-профессиональные  и т.д.

5) С точки  зрения глобалистов современный  мир описывается с геноэкономических, геополитических, транс-культурных позиций; изучаются: исторические системы (цивилизации; культурно-исторические типы).

6) Реальное  общественное сознание – деятельность  и поведение людей, как воплощение  из знаний, установок, ценностных  ориентаций, потребностей и интересов, закрепленных в коллективном сознании.

Согласно Г.В. Осипову, социология – это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях, развития и функционирования исторически сложившихся социальных систем. О механизмах и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов, социальной ответственности властных структур и личностей за социальные последствия совершаемых действий.

Согласно Эйфендиеву А.Г., социология – это наука об общих принципах функционирования и изменения основных форм социальных взаимодействий, изучаемую на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выявляя устойчивое, повторяющееся в этих взаимодействиях, в различных сферах общественной жизни.

В самом широком смысле, социология – это наука об обществе, и закономерностях, проявляющихся в общественных явлениях, в предметной области социологии оказываются: общество как целостность; социальные общности, институты и организации; личности, взаимодействие личности и общностей; социальные действия; социальные процессы и изменения.

 Социальное – ключевая категория, в научной литературе понимается как:

1) Совокупность  отношений данного общества, объединенных  в процессе взаимодействия индивидов  и групп, совокупность общественных  отношений, экономических, политических  и других (понятие «социальное»  в данном понимании близко  к понятию общественное).

2) Социальное  – эта одна из сторон общественной  жизни, в данной трактовке понятие  социальное было введено К.Марксом. При анализе общества, Маркс использовал  два термина: А) Общественный –  характеризует общество в целом, во взаимодействии его сторон. Б) Социальный, или социальные отношения, данное понятие раскрывает природу отношений людей друг к другу, их отношений к факторам и условиям жизни, обществу в целом, собственному положению и роли в нем. В трудах Маркса и Энгельса понятие социальное нередко отождествляется с понятием «гражданское», под которым понималось взаимодействие идет в рамках конкретных социальных общностей (семья, класс и т.д.)

3) В отечественной, марксисткой социологии ряд ученых  отождествляет понятие «общественное»  и «социальное», объектом социологии  рассматривается гражданское общество, в последствии и этот объект (т.е. социальные связи и отношения), был утрачен.

4) В западной  социологии (Западная Европа и  США), где особое развитие у  прикладной социологии, понятие  «социальное» использовалось в  узком (эмпирическом) значении. В ряде  языков (французский и английский), понятие «социальное» - производное  от понятие общество. Таким образом возникли трудности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. По этой же причине были введены термины: социетальный, который характеризует общество в целом, всю систему общественных отношений.

5) В отечественной  науке отсутствие четких разграничений  общественное и социальное, связано  с языковыми традициями, т.к. в  русском языке обычно используются  термины «общественное» и «гражданское». Социальное рассматривалось как синоним слову общественного, а гражданское связывалось с юридической наукой. Позднее социология была определена в значении употребляемым Марксом – отношение между людьми.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ

 

      Метод это способ, совокупность  приемов изучения объекта, это  технологический принцип изучения  предмета. В социологии выделяют  три группы методов.

1. Общенаучные  методы, к которым можно отнести  анализ и синтез, восхождение  от частного к общему, статистический  метод и т.д.

2. Общие подходы. Н. Смелзер выделил пять основных подходов. Демографический - используется при изучении деятельности людей, связанной с рождаемостью, смертностью, миграциями. Психологический - объясняет поведение людей с точки зрения его значимости для людей как личностей, используется для изучения социализации личности, девиантного поведения и т.п. Коллективистский - применяется при исследовании групп, организаций, толпы, общественных движений и т.д. Интеракционистский (интеракция - социальное взаимодействие) - рассматривает общественную жизнь людей как многообразие взаимодействий, обусловленных социальными ролями. Культурологический - применяется при анализе поведения на основе его соответствия таким элементам культуры, как законы, табу, обычаи, традиции.

Кроме подходов, выделенных Н. Смелзером, выделяют:

-системный, рассматривающий общество, государство, образование как систему - совокупность взаимосвязанных частей;

-сравнительный, изучающий поведение людей, конфликты, модернизацию в разных культурных  контекстах;

-функциональный, исследующий общество, его подсистемы  на основании анализа функций  каждого элемента;

-структурный, изучающий социальные общности  с позиций всестороннего исследования  их структурных единиц (слоев, групп, личностей), социальных связей между  ними и их динамики.[5]

 

 

 Методы конкретного социологического исследования.

Важнейшим методом получения первичной информации является наблюдение. Это метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного восприятия и регистрации с точки зрения целей и задач исследования. Наблюдение применяется тогда, когда информация, не может быть получена никакими иными способами, или при изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся обстоятельствах, когда действия индивидов и групп приобретают «автоматизированный» характер, а также в экстремальных случаях - для выявления типичных реакций людей на чрезвычайные ситуации.

Наблюдение в социологическом исследовании может служить для достижения различных целей: как источник информации, как дополнительные сведения об изучаемом объекте, как средство проверки данных, полученных иными способами. Существует несколько типов наблюдения: нестандартизированное, когда определен только объект наблюдения; стандартизированное - заранее определены объект, предмет и цели наблюдения; не включенное - исследователь находится вне изучаемого объекта; включенное - исследователь включен в изучаемый социальный процесс; полевое - проводится в реальной жизненной ситуации; -лабораторное - осуществляется в искусственно созданных и контролируемых условиях; систематическое - проводится в соответствии с определенным графиком (изучение динамики процессов); эпизодическое и случайное; одномоментное - фиксация определенного явления или события, происходящего в определенном месте и времени; панельное - длительное наблюдение за одним и тем же объектом; контролируемое и неконтролируемое.[7]

Информация о работе Объект и предмет социологии. Социологические методы