Объект, предмет и задачи социологии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 13:18, реферат

Краткое описание

Управление - непременное, внутренне присущее свойство общества на любой ступени его развития. Оно непосредственно связано с трудом. Труд же был, есть и всегда будет трудом общественным. Люди, чтобы успешнее противостоять могучим силам природы, отвоевать у нее средства к жизни, с первых же шагов своего существования должны были трудиться сообща, объединяться в трудовые организации. Но трудовая организация (трудовой коллектив) немыслима без организованности, порядка, разделения труда между людьми, определения места человека в организации, его функций.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Социология управления.docx

— 21.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине: Социология управления

 

На тему: Объект, предмет и задачи социологии управления

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

Курс:

Специальность: Документоведение

Форма обучения:

 

 

Москва 2013

 

        Управление - непременное, внутренне  присущее свойство общества на  любой ступени его развития. Оно  непосредственно связано с трудом. Труд же был, есть и всегда  будет трудом общественным. Люди, чтобы успешнее противостоять  могучим силам природы, отвоевать  у нее средства к жизни, с  первых же шагов своего существования  должны были трудиться сообща, объединяться в трудовые организации. Но трудовая организация (трудовой  коллектив) немыслима без организованности, порядка, разделения труда между  людьми, определения места человека  в организации, его функций.

       Социология управления является  пограничной синтетической наукой, которая появилась на стыке  двух самостоятельных дисциплин: социологии и менеджмента. Так  как основной задачей социологии  является максимально объективный  анализ социальных отношений  между людьми с целью выявления  законов и закономерностей управления  обществом, социология в основном  изучает общество в самых разнообразных  формах его проявления: начиная  с общих законов развития и  заканчивая поведением малых  групп и отдельных личностей.

Объект, предмет и задачи социологии управления

      В Российской социологической  энциклопедии социология управления  определяется как отрасль социологического  знания, изучающая систему и процессы  управления в условиях складывающихся  в обществе социальных отношений.

      Специфической особенность социологии  управления является то, что она  относится к активной социологии. Социология управления, используя  понятийный и методологический  аппарат прикладной социологии, позволяет производить реальные  изменения на различных уровнях  взаимодействия людей.

      Таким образом социология управления, как часть общей социологии, рассматривает  процесс становления, функционирования  и развития определённой сферы  жизнедеятельности; исследует механизм  социальных изменений и социальных  отношений, закономерности социальных  действий и поведение в процессе  управления.

      Под управлением понимается основанное  на достоверном знании систематическое  воздействие субъекта управления (управляющий) на социальный объект (управляемый), в качестве каковой  может выступать общество в  целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а  также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.п.) с  тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование  и развитие, достижение заданной  цели. Управление осуществляется  путем целенаправленного влияния  на условия жизни; людей, их целостные  ориентации, поведение и имеет  в качестве основной задачи  обеспечение хорошо скоординированной  целенаправленной деятельности  как отдельных участников совместных  усилий (трудовых, политических, спортивных  и др.), так и социальной организации (системы) в целом. Процесс управления  включает в себя множество  разнокачественных компонентов, вследствие  чего он исследуется разными  науками - политологией, социологией, психологией, экономическими науками. Однако  каждая из них выделяет из  него свой, только ей присущий  объект и предмет исследования.

Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

Предмет социологии управления составляет изучение, оценку и совершенствование процессов управления различных типов общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

Вычленение объекта и предмета социологии управления даёт возможность более полно представить специфику этой отрасли социологического знания.

Она изучает многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем:

1. весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров;

2. отношения и взаимодействия, складывающиеся  между работниками аппарата управления  и подчиненными им сотрудниками  и организационными структурами;

3. исследование и формирование  целей управления с точки зрения  социально-экономических и социально-психологических  критериев, их соответствия интересам  и ожиданиям управляемых;

4. анализ и оценку социальных  последствий принимаемых управленческих  решений, определение эффективности  управленческих действий;

5. изучение и совершенствование  социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный  объект (управляемую подсистему) для  сохранения ее качественной специфики  и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Определив особенности социологии управления как специальной социологической теории, а также ее объект и предмет, можно сформулировать ее основные задачи:

Первая из основных задач социологии управления состоит в изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

Вторая задача социологии управления заключается в том, чтобы из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделил наиболее важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

Третья задача социологии управления обусловлена необходимостью объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новы практические способы их реализации в управленческих процессах.

Четвёртая задача. Сущность этой задачи составляет построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз ее совершенствования

Пятая задача - сформулировать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления, т.е. стать реально действующим средством повышения эффективности управленческой деятельности.

Вычленение основных задач социологии управления позволяет определить ее основные функции, которые непосредственно связаны с ее задачами и вытекают из них.

Первая из функций социологии управления - познавательная. Ее основная цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии! общества и, его подсистем, организаций, групп и т.п.

Вторая функция социологии управления - оценочная: Ее сущность состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей.

Третья функция социологии управления - прогностическая. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.

Четвертая функция социологии управления - образовательная (обучающая). Сущность ее состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем - распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации. Речь идет о распространении знаний через систему учебных заведений, различных институтов и центров повышения квалификации, переобучения и переквалифицирования кадров, помогающую им лучше понять, в чем заключается сущность процессов управления, приобрести знания, умения и навыки практического осуществления управленческой деятельности.

Пятая функция - вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления, превращаясь тем самым в практически действующее средство совершенствования системы управления.

Выделяют следующие методы социологии управления

1. Организационно - административные:

· система законодательных актов страны;

система нормативных документов вышестоящих структур управления;

система, разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий;

система оперативного управления (поощрения, санкции, передача полномочий).

Это управление может быть трёх видов:

- вынужденное и внешне навязанное  подчинение «сверху - вниз»;

- пассивное подчинение (облегчение, связанное с освобождением от  принятия самостоятельных решений)

- осознание (внутренне обоснованное  подчинение, связанное с пониманием  аргументированности и важности  полученного распоряжения)

2. Экономические - базируются на действии  экономических механизмов мотивации:

налоговая система страны;

кредитно - финансовый механизм;

система заработной платы;

система ответственности за качество работы;

система стимулирования инновационной деятельности.

3. Социально - психологический механизмы. Это совокупность специфических  способов воздействия на личность, социальную группу или общность; на отношения и взаимодействие  между ними в целях повышения  эффективности деятельности управляемого  объекта.

       Одна из причин невостребованности потенциала социологии состоит в отсутствии социального заказа науке со стороны аппарата государственного управления, низком профессиональном уровне чиновников. Такая ситуация приводит к тому, что реальный объект управления - социум - нередко становится «вещью в себе», оказывается за рамками интересов деятельности государственной службы. Отрываясь от социума, власть превращается в замкнутую структуру с доминированием внутренних интересов и полным безразличием к людям. Изменение такой ситуации невозможно без реальной демократизации государственного управления, без формирования альтернативных структур общественного управления и самоуправления. В таких условиях государственная служба будет вынуждена бороться за потребителя своих услуг, а следовательно ориентироваться на людей, изучать и отслеживать социальные процессы, динамику развития социальных групп, общественного мнения и реальное положение объектов социальной деятельности, используя для этого средства социологической теории управления.

        Серьезного исследования требуют  вопросы взаимодействия государственной  службы с гражданским обществом, формирование среднего класса, отношения  с предпринимателями, а также  с традиционными группами российского  постсоветского социума.

       Реальное отношение и взаимодействие  государственной службы с социально-демографическими, профессиональными и этническими  группами может быть проиллюстрировано  на примере анализа тенденций  пополнения государственной службы  молодыми работниками, ответом на  вопрос об удельном весе женщин, этнических меньшинств в органах  власти и управления и т.д. Только  академическим интересам отнюдь  не исчерпывается важность вопроса  об отражении в институтах  государственной службы культурно-цивилизационных влияний той человеческой общественной среды, в которой действует государство. Этот фактор часто определяет формы и стиль работы органов государственной службы. В его контексте формируются ценностные и мотивационные стимулы работы государственных служащих: с одной стороны, отношение населения к государственной службе, с другой - отношение к государству в целом.

       Сегодня мы осознаем тот факт, что идеальная модель государственной  службы не может быть достигнута  на основании только политического  решения. Необходимо совершенствовать  всю систему общественных отношений, в структуре которой отношения  власти занимают значительное  место, но являются по сути  прямым отражением состояния  общества. Государственный служащий - это не только представитель  власти, но и член общества, носитель  его типических характеристик. Важно  понять, что главная функция государственной  службы, государственное управление, реализуется в процессе взаимодействия  субъекта и объекта управления, и от того, насколько развиты нравственные и гражданские качества каждой взаимодействующей стороны, зависит конечный итог - стабильность и предсказуемость общественного развития.

 


Информация о работе Объект, предмет и задачи социологии управления