Обьект и предмет социологии. Структура социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 10:43, реферат

Краткое описание

Социология — это наука об общих закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, а также социальных общностей и социальных отношений.
Социология как самостоятельная наука возникла в первой половине XIX в., и ее основателем является французский философ Огюст Конт. Термин «социология» был введен в 1839 г. и в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат. societas - общество и греч. logos — учение).

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 27.36 Кб (Скачать файл)

 

Конт утверждал, что социальная функция науки — предвидение  будущего. Это утверждение он более  всего относил к социологии (социальной физике), созданной им науке об обществе. Эта наука, по Конту, изучает законы общественного развития и призвана обеспечить переход от военного быта человечества к индустриальному, при котором решаются задачи не войн людей против людей, а совместной рациональной эксплуатации естественных ресурсов.

Конта тревожит, что развитие науки, обусловившее колоссальный рост производства, еще не распространилось на социальные отношения, явления и  процессы, порожденные промышленным переворотом. Его беспокоят экономические  и политические кризисы, растущие противоречия бедности и богатства, столкновения между работниками и предпринимателями, острые конфликты между сторонниками "ретроградной аристократии" и "анархической демократии". Кризисное состояние  современного ему общества Конт объяснял внутренним противоречием между  военным (теологическим) и индустриальным (научным) типами обществ, столкновением  противоположных мировоззрений.

"Идеи управляют миром  и переворачивают его, или,  другими словами, весь общественный  механизм покоится, в конечном  счете, на мнениях.., — писал Конт. — Великий политический и моральный кризис нынешних обществ происходит, в конечном счете, из-за интеллектуальной анархии. Наша наиболее серьезная болезнь на самом деле проявляется в глубоком разногласии, наблюдающемся ныне между всеми людьми, относительно основных правил, неизменность которых есть первое условие настоящего общественного порядка. Пока люди не придут к единодушному согласию относительно определенного числа общих идей, необходимых для создания общего социального учения, нельзя скрыть тот факт, что народы неизбежно останутся в революционном состоянии и смогут создавать только временные учреждения, несмотря на все политические паллиативы, которые могут быть приняты".

Исходя из предположения, что у разумных существ общественный порядок или, наоборот, социальный хаос и анархия зависят от состояния  умов, Конт предлагал упорядочить  систему знаний человечества. Любое  общество держится на согласии; оно  существует постольку, поскольку люди придерживаются одинаковых верований, способов мышления.

История человечества —  процесс становления и развития разума самого человека, история его  самосознания и знаний о мире.

 

 

7. В чем суть трех стадии  о.Конта?

 

согласно Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества — строгая иерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест. Духовно-идеологическими проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет свою функцию.

Основной закон социологии Конта — «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». В таком обществе революции  излишни, они вроде патологии, в  нём царит солидарность различных  групп и классов, поскольку общество гармонично, все классы стремятся  сохранить материальное и духовное благоденствие.

первая социально-научная концепция[править | править исходный текст]

Общество — органическое единство всего человечества или  какой-либо его части, объединённых идеей «всеобщего согласия». Оно представляет собой органическую систему, порождённую необходимостью в поддержании общего порядка и состоящую из множества подсистем. Между обществом и индивидом находится семья, которая представляет собой «истинное единство» в отличие от самого общества, которое выступает как «внешняя», принудительная сила.

По Конту социология (социальная физика) устанавливает законы общественного  развития.

Он делит социологию на:

социальная статика —  раздел позитивной науки об обществе — изучает условия его стабильного  существования, конкретный состав и  взаимосвязь частей, а также основные общественные институты — семью, религию, государство; имеет дело с  устойчивыми («естественными») условиями  существования любого общественного  строя; институты и условия —  семья, разделение труда, кооперация…, которые общи и одинаковы для  обществ любой эпохи; основной закон  социальной статики состоит в  том, что он исследует взаимосвязь  различных аспектов жизни (экономической, политической, культурной); изучает  законы порядка.

социальная динамика —  теория исторического социального  развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения  стадий его развития; изучает законы развития общества — законы прогресса, смены эволюционных стадий.

На основе этого разделения Конт обосновывал органическую связь  порядка и прогресса. В поздний  период своей деятельности Конт пытался  превратить теоретическую социологию в «практическую науку» преобразования общества. При этом человек рассматривался не как отдельно взятый индивид, не как изолированный атом, а в  контексте всего Человечества как  огромного организма, составленного  из совокупности ушедших, ныне живущих  и будущих поколений людей. На основе этой идеи Конта возникли разнообразные  варианты гуманистического направления  в социологии.

 

8.Что нового внес Карл Маркс  подход пониманию общества?

 

К.Маркс (1798-1883) - считается  творцом концепции социального  конфликта: уничтожения общества и  замены его более справедливым. Маркс  выступал за революционный путь преобразований. Развитие общества по Марксу происходит путем качественных скачков от одной  общ,-экон. формации к другой (Перв.-общ, об-во, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм). Развитие общества -объективно-исторический процесс, независимый от воли и сознания людей, в его основе лежит развитие экономических отношений. Каждая формация характеризуется определенным уровнем развития производительных сил (технологии и машины) и производственных отношений (классы и институты), характеризуемых понятием способ производства. Противостоянию классов он придавал абсолютное значение. Вся история до капитализма рассматривалась, как история нарастания антагонизма между эксплуатирующими (присваивающими общественное богатство) и эксплуатируемыми (создающими общественное богатство) классами. Отсюда следует, что дальнейшее общественное развитие возможно только путем уничтожения одних классов другими, отменой частной собственности и заменой классового общества бесклассовым.

 

Чем отличается взгляды Маркса от Конта?

 

 


Информация о работе Обьект и предмет социологии. Структура социологии