Огранизация взаимодействия семьи и дошкольных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:50, методичка

Краткое описание

В Законе РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 № 3266-1) говорится, что государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В указанном документе уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.

Вложенные файлы: 1 файл

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

В беседах  родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад.

Консультации проводятся индивидуально или для группы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп ДОУ, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются: усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь родителям в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста (юриста, работника милиции, диетолога и др.) с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например на тему «Как учить с детьми стихотворение»).

Консультации  для родителей могут быть плановыми  и внеплановыми. Темы и содержание консультаций обсуждаются и потом утверждаются заведующим детским садом. Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее (это может быть и постоянное число). О сроках и теме консультации оповещают родителей.

Внеплановые консультации назначаются как по инициативе заведующего или воспитателя, так и по просьбе самих родителей.

Семинары-практикумы проводятся с целью приобретения родителями практических навыков воспитания детей. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать ребенку книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, готовить руку ребенка к письму, упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания — одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива. Проводятся собрания групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-—3 раза в год. На них обсуждают: задачи на новый учебный год; результаты образовательной работы; вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя и др. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся один раз в 2—3 месяца. Первое групповое собрание — организационное — обычно назначается в сентябре—октябре. Итоговое собрание проводится в мае; собрание по итогам летней оздоровительной кампании — в августе, и еще одно — по различным вопросам воспитания — в январе—феврале. Контроль за посещением групповых собраний осуществляется воспитателем совместно с активом родителей. На обсуждение выносят 2—3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим — предлагается выступить родителям или кому-то из специалистов). Одно собрание в год целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается злободневная тема для данной группы, например: «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге?», «Телевизор — друг или враг в воспитании детей?»

Перед собранием  целесообразно провести анкетирование  родителей по проблемным вопросам, например для выявления уровня педагогической культуры родителей.

Анкета по выявлению уровня педагогической культуры родителей:

На основании  каких знаний вы воспитываете ребенка?

а) Слушаете передачи по телевидению.

б) На основе рекомендации педагогов.

в) Используя жизненный опыт.

г) Читаете педагогическую литературу.

  1. Какие методы в воспитании вы считаете наиболее эффективными?

а) Поощрение.

б) Наказание.

в) Требование.

г) Убеждение.

д) Приучение.

  1. Какие виды поощрения вы используете чаще всего?

а) Словесная похвала.

б) Подарки.

в) Ласки.

  1. Какие виды наказания, на ваш взгляд, наиболее действенны в воспитании?

а) Физическое наказание.

б) Словесная угроза.

в) Лишение развлечения.

г) Проявление вами обиды.

Каждая встреча  с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. Не стоит забывать, что родительские собрания должны проводиться интересно, что они являют собой и педагогическое просвещение, и консультацию, и дискуссию, и семейные праздники.

Родительские конференции. Основная цель конференции — обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. В конференции может участвовать специалист, выступление которого должно вызвать обсуждение или дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного ДОУ, муниципального района или города. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»), К конференции готовятся выставки детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений и др. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников ДОУ, членов семей.

Нетрадиционными методами и формами педагогического просвещения родителей являются семейные клубы, родительская почта, телефон доверия и др.

Семейные клубы в отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, строят отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В семейных клубах людей объединяют общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы — динамичные структуры, которые могут объединяться в одну большую или дробиться на

более мелкие, — все зависит от тематики встречи  и замысла устроителей.

Работа клуба  может быть построена, например, под  девизом «Моя семья — моя радость».

Первое заседание  клуба, как правило, — знакомство с семьями детей. Каждая семья может подготовить презентацию на тему: «Вот мы какие!», где в шутливой или серьезной форме, в стихах или прозе представит увлечения семьи.

Второе заседание  клуба может быть посвящено традициям  русской народной культуры (чтение сказок, разучивание народных песен и игр, ознакомление со старинными традициями и обрядами).

Значительным  дополнением работы семейных клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

За время  пребывания ребенка в дошкольном учреждении родители могут прочитать  много педагогической литературы, причем воспитатель имеет возможность  руководить их чтением и направлять его.

Учитывая  занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как родительская почта и телефон доверия. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и др. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных действиях детей.

Нетрадиционной  формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Кружок «Очумелые ручки». Современная суета и спешка, теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовый материал и др.

         Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями, характеризующихся формированием у родителей установки на контакт, возникновением доверительных отношений к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.

Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но и в форме проведения вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

На вечере вопросов и ответов желательно присутствие  большинства членов педагогического  коллектива и специалистов (медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др.), в зависимости от содержания вопросов. Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении вечера.

Методисты и  воспитатели организуют поступление  вопросов от родителей (родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники).

Беседы за «круглым столом» расширяют кругозор в области воспитания детей не только родителей, но и педагогов. Оформление мероприятия имеет большое значение. Помещение следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление — все должно располагать к раздумьям и откровенным разговорам. Темы встреч могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, педагог-дефектолог, воспитатели, социальный педагог, другие родители. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог. Беседы могут проводиться в рамках клуба «Счастливая семья».

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ

Психолого-педагогическая работа ДОУ с семьями заключается в работе с коллективом воспитателей и в работе воспитателей с коллективом родителей.

Целями работы с коллективом воспитателей является подготовка воспитателя к взаимодействию с родителями, совершенствование культуры педагога, развитие коммуникативных умений педагога.

Для реализации этих целей можно использовать следующие  формы работы.

  • Анкетирование воспитателей с целью выяснения трудностей во взаимоотношениях с родителями.
  • Обучение воспитателей педагогическому тренингу общения.
  • Консультация на темы: «Стили взаимоотношений в системах „взрослый—взрослый» („воспитатели—родители", „воспитатели—воспитатели", „взрослый—ребенок»)».

Работа воспитателей с коллективом родителей начинается с коллегиального обсуждения и принятия приоритетов взаимодействия с родителями. Последние можно представить в следующем виде.

  • Осознать, что только общими усилиями семьи и ДОУ можно помочь ребенку.
  • С уважением и пониманием относиться к родителям.
  • Помнить о том, что ребенок — уникальная личность, поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
  • Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.
  • 27


  • Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.
  • Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и ДОУ.
  • С уважением относиться к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песня, постройка из песка или другого строительного материала, рисунок и др.). Ободрить инициативность и самостоятельность ребенка, что способств<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_04421__Char" style=" font-size: 14pt; text-decoration: none; letter-spacing:

Информация о работе Огранизация взаимодействия семьи и дошкольных учреждений