Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс - родоначальники социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:24, контрольная работа

Краткое описание

Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано развитием общества и обществознания в конце XVIII и начале XIX века. В это время мир переживал глубокие социальные перемены, связанные с переходом от традиционного к современному индустриальному обществу. Новые формы экономической и политической жизни требовали конкретного научного анализа. Возникла потребность перехода от общих абстрактных философских размышлений об обществе, тенденциях его развития к позитивной науке об обществе как живом функционирующем образовании.

Содержание

Введение
1.О.Конт - основатель социологии
2.Социологические идеи Г Спенсера
3. Социологические идеи К.Маркса
Заключение
Перечень ссылок

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 38.98 Кб (Скачать файл)

Социология

Тема: О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс - родоначальники социологии

план

          • Введение
          • 1.О.Конт - основатель социологии
          • 2.Социологические идеи Г Спенсера
          • 3. Социологические идеи К.Маркса
          • Заключение
          • Перечень ссылок

Введение

Появление социологии как самостоятельной  науки было вызвано развитием  общества и обществознания в конце XVIII и начале XIX века. В это время  мир переживал глубокие социальные перемены, связанные с переходом  от традиционного к современному индустриальному обществу. Новые формы экономической и политической жизни требовали конкретного научного анализа. Возникла потребность перехода от общих абстрактных философских размышлений об обществе, тенденциях его развития к позитивной науке об обществе как живом функционирующем образовании. Поскольку строгие научные методы познания были выработаны и применялись в этот период естествознанием, социология испытывает его влияние. Она имела богатую разнообразную предысторию, но собственная ее история начинается в XIX веке, когда был поставлен вопрос о создании позитивной науки об обществе, опирающейся на строго установленные научные факты. Первый этап связан с именами О. Конта, Г. Спенсера и К. Маркса. Это этап глобальных концепций развития общества. Ориентация на переход к позитивной науке сочеталась с созданием общих, в какой-то мере тоже умозрительных теорий.

1.О.Конт - основатель социологии

Основателем социологии являлся  французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Он полагал, что социология, которую он вначале называл "социальной физикой", должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяяемость, доказательность. "Социальная физика" состояла из 2-х взаимосвязанных частей: социальных статики и динамики. Социальная статика изучает структуру общества, функции его основных институтов, социальная динамика -- процессы социаль-ных изменений. Общество, по Конту, -- сложная система отношений, целостный организм, об отдельных структурных элементах которого можно судить только по соотношению с целым. Эволюционное развитие приводит к установлению фундаментального порядка. О. Конт разрабатывает методы социологических исследований, подчерки-вает значение метода наблюдения, эксперимента, сравнительного, генетического и конкретно-исторического методов. [1, с.6-7]

Огюст Конт ввел в употребле-ние понятие социология, имея в виду научное изучение явлений общественной жизни в дихроническом и синхроническом аспектах, в отличие от умозрительных конструкций традиционной филосо-фии истории, исторической фактологии и фактографии и разроз-ненных эмпирических обобщений политико-юридической мысли. Контовская позитивная философия -- это своеобразная переходная система между метафизикой XVIII ст. и методологией науки XIX ст. По форме позитивная философия близка к метафизике, а социо-логия -- к философии истории, но по общей ориентации обе воспро-изводят проблемы науки о человеке и об обществе. Уже самим понятием позитивный (позитивизм) Огюст Конт противопоставля-ет свою философию и социологию старым (негативным) пред-ставлениям.

Социальная физика или социология, не предполагает по Конту, сведение общественных явлений к физическим; специфика  социального учтена им в пределах позитивного синтеза -- своеобразной энциклопедии научного знания, в основании  которой лежит специально разработанная  классификация наук, сохраняющая  известное значение и в современных  условиях.

Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающий в логи-ческой форме исторический процесс развития знания от простого к слож-ному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая ступень в развитии знания -- наука более высокого порядка -- подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку, которая однако, не-достаточна для объяснения специфического содержания науки более высокой ступени. По определению Огюста Конта иерархия основных наук выглядит так: математика-астрономия-физика-химия-биология-социо-логия. Из общей схемы следует, что социология основывается на законах биологии и без них невозможна, но имеет «сверх того нечто своеобразное, видоизменяющее влияние законов биологии и вытекающее из взаимо-действия индивидов друг на друга». Это взаимодействие индивидов осо-бенно осложняется в человеческом роде вследствие каждого поколения на последующее. Выдвигаемое Контом требование к социологии изучать законы наблюдаемых явлений, а не искать трансцендентных причин; основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации смысла истории, стало новаторством.

Специфика социологического подхода  к общественной жизни состоит  в том, что социологический подход представляет теорети-ческие исследования законов социальных явлений с помощью обще-научного метода, а не философской рефлексии, т. е. отражение, исследование познавательного акта, взаимное отражение единого. В совокупности общественные явления, по Конту,-образный орга-низм. Эта идея Конта предвосхитила установку методологии струк-турно-функционального анализа. Решая проблему личности, Конт подчеркивает существование у человека наряду с эгоистически-личностым также социального инстинкта и считает, что семья, а не индивидуум образует ту простейшую целостность, образующуюся из множества элементов общества. Огюст Конт, используя методо-логические и мировоззренческие установки Сен-Симона, пытается сформулировать основной закон, способствующий преобразованию донаучного знания об обществе, о человеке в научное, закон, кото-рому подчиняется общественный процесс. Социальные связи носят, пожалуй внешний характер, потому что в их возникновении глав-ную роль играет материальная необходимость, воплощающаяся в таких институтах как промышленность, торговля, армия и т. п. и т. д. Природа социальной связи есть главный вопрос социальной статики, которая имеет своим предметом взаимоотношения, сохра-няющиеся при всех исторических условиях элементов социального организма. Здесь-то у Конта на передний край выходит понятие система, которое до сих пор остается одним из центральных в социологии. У Конта оно органически связано с идеей эволюции. Конт претендовал на то, что открыл теоретический закон двой-ственности эволюции, социальной и интеллектуальной. У Огюста Конта социальный закон -- это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все мысли необходимо проходят Три сменяющие друг друга состояния: сначала теологи-ческое состояние, где открыто господствует спонтанно возникаю-щие функции, не имеющие доказательств. Затем метафизическое состояние, с привычным преобладанием абстракций или сущностей, принимаемых за реальность. И, наконец, позитивное состояние, неизменно основывающееся на точной оценке внешней деятель-ности, исторической реальности. Каждое из трех состояний образу-ет основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. По мнению Огюста Конта, от общего состоя-ния человеческого знания зависит и состояние техники, ремесел, промышленности и т. п. Закон трех стадий исторического развития одновременно есть и законом развития всего человечества. Знания человека и знания, культура человечества, считал Огюст Конт, про-ходит три стадии: теологическую (религиозную), метафизическую, позитивную, т. е. научную. Первоначально господствуют религиоз-но-метафизические представления -- фикции, далее наступает эпо-ха господства позитивизма -- позитивной науки. Отсюда, вывод, что первоначально необходимо построить систему наук, чтобы выделить в ней место социальной науке и ее особый предмет, далее социаль-ную науку можно представлять как систему -- систему социоло-гии, наконец, опираясь на нее, выстроить систему общества.

Установки Огюста Конта на понимание  социологии как социаль-ной физики, ориентируются на методы биологии, физики и т. п. оказались более живучими. Большинство социологических школ XIX ст. стремились понять социальное через биологическое, с по-мощью естественного, а поэтому получили в истории социологии название натуралистической социологии. Огюст Конт не был нова-тором в науке в революционном понимании, а выступал добро-совестным и тщательным систематиком, который обобщал разно-образные идеи своего времени и осуществил первую попытку созда-ния системы социологического знания. Ориентация социологии на позитивные знания, то есть на предметную и методическую опре-деленность, научность, при всех недостатках самого позитивизма, безусловно сыграла прогрессивную роль и стимулировала поиски новых путей и средств в развитии социального познания, раскры-тия социальных законов, углубила знания о человеке. [2, с.99-100]

2.Социологические идеи Г Спенсера

В социологии английского  ученого Герберта Спенсера (1820-1903) четко выражена натуралистическая тенденция, общество уподобляется биологическому организму, который развивается на основе всеобщей эволюции. Спенсер развивает учение о социальных институтах как механизмах самоорганизации совместной жизни людей, разрабатывает типологию обществ и т.д. [1, с.7]

Английский уче-ный Г.Спенсер (1820-1903) является другим основателем социологии. Г.Спенсер был одним из самых ярких представителей натуралистической ориентации в социологии, ут-верждавший, что «невозможно рациональное понимание истин со-циологии без рационального понимания истин биологии» (Спенсер Г. Социология как предмет изучения. СПб. 1996. -- С.327). Опираясь на эту идею, Г.Спенсер развивает два важнейших методологичес-ких принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм.

Эволюция для английского социолога -- это универсальный процесс, одинаково  объясняющий все изменения как в природе, так и обществе. Эволюция -- это интеграция материи. Именно эволюция переводит материю из неопределенной бессвязной однородности в определенную связную однородность, т.е. социальное целое -- обще-ство. На громадном этнографическом материале Г.Спенсер рассмат-ривает эволюцию семейных отношений: первобытные половые отно-шения, формы семьи, положение женщин и детей, эволюцию обрядовых учреждений и обычаев, политических учреждений, государство, представительные учреждения, суд и т.д. Социальную эволюцию Г.Спенсер трактовал как многолинейный процесс. Объективным критерием процесса эволюции он считал степень дифференциации и интегрированности того или иного явления. С принципом эволюционизма в спенсеровской социологии не-разрывно связан принцип органицизма -- такой подход к анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом. В главе «Общество есть организм» ос-новного труда Г.Спенсера «Основания социологии» он довольно об-стоятельно рассматривает целый ряд аналогий (сходств) между био-логическим и социальным организмом: 1) общество как биологичес-кий организм, в отличие от неорганической материи, на протяжении большей части своего существования растет, увеличивается в объе-ме (превращение маленьких государств в империи); 2) по мере роста общества его структура усложняется также, как усложняется струк-тура организма в процессе биологической эволюции; 3) как в биологи-ческих, так и в социальных организмах прогрессивная структура со-провождается аналогичной дифференциацией функций, что, в свою очередь, сопровождается усилением их взаимодействия; 4) как в об-ществе, так и в организме в ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур; 5) в случае расстройства жизнедеятельности общества или организма, отдельные их части могут опре-деленное время продолжать существовать.

Аналогия общества с организмом позволила английскому мыс-лителю выделить в обществе три различные подсистемы: 1) поддер-живающую, обеспечивающую производство источников питания (экономика); 2) распределительную, определяющую взаимосвязь между отдельными частями общества и покоющуюся на разделении труда; 3) регулирующую, обеспечивающую подчинение отдельных частей целому (государственная власть). ,

Проводя аналогию между обществом  и биологическим орга-низмом, Г.Спенсер не отождествлял их полностью. Напротив, он указывает, что существуют определенные различия между биологичес-ким организмом и процессами общественной жизни. Главный смысл этих различий Г.Спенсер видел в том, что в живом организме элемен-ты существуют ради целого, в обществе -- наоборот -- оно существу-ет для блага своих членов.

Спенсеровское представление об обществе как организме позво-лило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функ-ционирования социальных систем. Оно, по сути дела, заложило основы будущего системного и структурно-функционального подхода к изуче-нию общества. Анализируя социальную структуру общества, Спенсер выделил шесть типов социальных институтов: родства, образования, политические, церковные, профессиональные и промышленные.

Сохраняют свою актуальность и значение для современной социологии также  ряд конкретных представлений английского  мыс-лителя об обществе. В том числе и его деление общества на основные типы: военное и промышленное (индустриальное). «Военный» тип общества характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь в нем прежде всего под-чинена дисциплине. Церковь похожа на военную организацию. Инди-вид в такой обществе подчинен социальному целому.

В индустриальном обществе преобладающими являются про-мышленность и торговля, в нем появляется политическая свобода, а социальная организация становится более гибкой. Власть рассмат-ривается в этом обществе как выражение воли индивидов, а их со-единение становится добровольным.

В ходе своих исследований Спенсер  обосновал положение о за-кономерной эволюции от «военного» общества, основанного на при-нудительной кооперации, к индустриальному, базирующемуся на добровольной кооперации. Его исследования оказали большое влия-ние на развитие последующих социологических теорий. [3, с.23-24]

3. Социологические идеи К.Маркса

Исходным в социологии К. Маркса (1818-1883) также был позитивизм. К. Маркс создает материалистическое учение об обществе, согласно которому главной определяющей силой в развитии общества является способ производства материальных благ. По Марксу развитие общества носит закономерный и поступательно прогрессивный характер. Реализуя системный подход к анализу общества, К. Маркс создает теорию общественно-экономической формации, которая раскрывает взаимосвязи между различными сторонами общества. Историческая смена формаций происходит на основе разрешения противоречий, конфликтов. [1, с.7]

Социологические идеи Маркса формировались  под воздействием гегелевской философии, классической экономической теории, социалистических, и коммунистических учений. Маркс негативно относился  к контовской идее социологии как позитивной науки и в целом не считал себя социологом. В то же время он был убежден, что основанное им вместе с Ф.Энгельсом материалистическое понимание истории является революционным переворотом во взглядах на общество и способно выступать методологическими основами всех общественных наук. В ранних работах Маркса отмечается, что "сущность человека" не является абстрактом, свойственным отдельному индивиду, а реализуется во всей совокупности ее социальных отношений. Маркс критиковал всю предыдущую философскую традицию за то, что она не смогла осмыслить действительность в ее субъективном измерении, как "человеческую материальную чувственную деятельность", или "практику". Эту деятельность Маркс рассматривал как сочетание процессов "опредметчивания" (овеществления) и распредметчивания человеческих "сущностных сил".

Значительное внимание в трудах Маркса уделено проблеме "отчуждения" результатов человеческой деятельности, в частности в сфере материального  производства. Причину "отчуждения" он видел в противоречии между  общественным характером производства и частной формы собственности  на средства производства и в неконтролируемом влиянии рыночной стихии. Преодоление  отчуждения и, следовательно, гуманизация отношений в материально-производственной сфере как базовой сфере общественной жизни возможна, по Марксу, на пути революционно-практического изменения существующих форм собственности и систем политической власти. Понятие "практики", которое в немецкой классической философии употреблялось преимущественно в абстрактно-этическом контексте, у Маркса наполняется социологическим содержанием. [4, с.305]

Традиционно считается, что учение Маркса происходит от трех главных  источников:

1. Французской социалистической  мысли, не в последнюю оче-редь от идей Сен-Симона;

2. Философии Гегеля, принципы которой  он изменял, хотя никогда полностью  не отрицал;

3. Английской политической экономии, на которой Маркс ос-новывался, но не вышел за ее пределы.

Кроме того, опыт социальных условий, полученный в путеше-ствиях, контакты с радикальными и коммунистическими группа-ми и людьми, особенно Энгельсом, с которым его связывала по-жизненная дружба и интеллектуальное товарищество с 1846 г., сыграли роль в превращении Маркса из радикального демократа в коммунистического революционера. Весь интеллектуальный проект Маркса заключал в себе несколько целей. Вкратце, он пытался:

Информация о работе Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс - родоначальники социологии