Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:02, контрольная работа
В лицее особенно успевал в математике. Поступив в Политехническую школу, он удивлял профессоров и товарищей своим умственным развитием. В 1816 году студенты возмутились против одного из репетиторов и послали ему написанное Контом требование выйти в отставку. Вследствие этого школа была временно закрыта, а Конт выслан в родной город. Через год он против воли родителей вернулся в Париж, где с трудом существовал уроками математики. Попытки его найти какое-нибудь определённое положение были неудачны (между прочим, он поступил секретарём к банкиру Казимиру Перье, но сейчас же с ним поссорился). Вскоре он сблизился с Сен-Симоном, стал на несколько лет его учеником и сотрудником и написал первую часть Сен-Симонова «Catéchisme des Industriels», под заглавием «Prospectus des travaux scientifiques nécessaires pour réorganiser la société» («Проспект научных работ необходимых для реорганизации общества») (1822 год; 2-е издание 1824).
Биография
Детство и молодость
Мыслитель
Последние годы
Этапы в творчестве Огюста Конта
Учение Огюста Конта
Классификация наук
Интеллектуальная эволюция человечества
Общество третьей стадии
Первая социально-научная концепция
Государство и право
Второй период (1830—1842):
Издаётся 6-томный «Курс позитивной философии», разрабатываются философские и научные основы позитивного мировоззрения, обосновывается включенность человеческого и социального мира в общую систему мироздания, подчинённость человеческих дел естественному ходу вещей и ориентацию социологии на естественные науки.
Третий период (1845—1857):
Издаются «Система позитивной
политики, или Социологический трактат,
учреждающий Религию
Учение Огюста Конта
Создать посредством правильного
обобщения фактов («объективный метод»)
из частных наук одну положительную
философию, а затем, через применение
«субъективного метода», превратить её
в положительную религию — так определял
сам Конт свою двойную задачу, разрешаемую
в его двух главных сочинениях. Эта формула
в своём целом выражает лишь его позднейшую
точку зрения, как пишет Вл. Соловьёв[2]. Когда он задумывал, обрабатывал
и издавал «Курс философии позитивизма»,
он вовсе не думал о превращении или хотя
бы о дополнении философии религией. Напротив,
главной причиной его разрыва с Сен-Симоном
было стремление последнего к возрождению
религиозных идей и учреждений. Для самого
Конта основное побуждение (в первый период
его деятельности) состояло в том, чтобы
объединить умственный мир человечества
на твёрдой почве положительных наук,
через совершенное исключение (élimination)
всяких спорных теологических и метафизических
идей. Современное Конту образованное
человечество находилось, на его взгляд,
в критическом состоянии умственной анархии
и дезорганизации, после того как теологические
и метафизические попытки духовного объединения
потерпели бесповоротное крушение. Из
такого бедственного состояния человечество
не могло быть выведено отдельными науками;
каждая из них, имея свой специальный предмет,
не могла браться за общую задачу духовной
реорганизации. Разрешить с успехом эту
задачу была бы в состоянии только такая
система, которая с всеобъемлющим характером
прежней теологии и метафизики соединяла
бы достоверность точной науки. Такая
система и есть положительная философия,
то есть основанная не на фантазии и отвлеченном
мышлении, как теология и метафизика, а на бесспорном фактическом
материале наук, как последнее обобщение
их данных. Каждая наука в своей частной
области объясняет неопределенное множество
наблюдаемых фактов, сводя их к известным
единообразиям, называемым законами и
выражающим постоянную связь явлений,
в их совместности или сосуществовании
и в их последовательности. Распространяя
тот же познавательный процесс на всю
область научного ведения, философия должна
установить связь между предметами отдельных
наук и, следовательно, между самими науками. Философия не имеет своего особенного
содержания; она только приводит в общий
систематический порядок содержание всех
наук. Основание положительной философии
есть, таким образом, классификация или
«иерархия» наук. Начиная с самой общей
или широкой по объёму и простой по содержанию
науки — математики, — Конт располагает
все прочие области знания в порядке убывающей
общности и простоты, или возрастающей
спецификации и сложности. В этом порядке
Конт отмечает шесть главных ступеней,
которым соответствуют шесть основных
наук: математика, астрономия,
Научное знание, по мнению Конта — высшая ступень развития знания. Самым ценным видом знания является научное (позитивное) — достоверное, точное, полезное. Метафизика — наоборот неточное, недостоверное, бесполезное. Сравнивая многочисленные утопические проекты создания идеального общества с точными предсказаниями физики, он пришёл к заключению, что необходимо и в общественных науках отказаться от утопий и начать изучение конкретных фактов социальной жизни, тщательно их описывать, систематизировать и обобщать. Отвергал философию как навязывающую свои принципы. Поэтому задачей позитивной философии считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и выводов научного познания. Наука не должна задаваться вопросом почему происходит явление, а только ограничиваться описанием того, как оно происходит. Такой отказ от исследования конечных причин и сущностей явлений в дальнейшем стал одним из важнейших постулатов позитивизма.
Вслед за А. Сен-Симоном Конт
разрабатывал идею трёх стадий интеллектуальной
эволюции человечества. Изучив весь ход
развития человеческой мысли, Конт сделал
вывод, что есть некий великий
закон, согласно которому каждое из наших
главных познаний проходит последовательно
через три различных
Согласно Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества — строгая иерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест. Духовно-идеологическими проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет свою функцию.
Основной закон социологии Конта — «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». В таком обществе революции излишни, они вроде патологии, в нём царит солидарность различных групп и классов, поскольку общество гармонично, все классы стремятся сохранить материальное и духовное благоденствие.
Общество — органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединённых идеей «всеобщего согласия». Оно представляет собой органическую систему, порождённую необходимостью в поддержании общего порядка и состоящую из множества подсистем. Между обществом и индивидом находится семья, которая представляет собой «истинное единство» в отличие от самого общества, которое выступает как «внешняя», принудительная сила.
По Конту социология (социальна
Он делит социологию на:
социальная статика — раздел позитивной науки об обществе — изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты — семью, религию, государство; имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя; институты и условия — семья, разделение труда, кооперация…, которые общи и одинаковы для обществ любой эпохи; основной закон социальной статики состоит в том, что он исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономической, политической, культурной); изучает законы порядка.
социальная динамика — теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общества — законы прогресса, смены эволюционных стадий.
На основе этого разделения Конт обосновывал органическую связь порядка и прогресса. В поздний период своей деятельности Конт пытался превратить теоретическую социологию в «практическую науку» преобразования общества. При этом человек рассматривался не как отдельно взятый индивид, не как изолированный атом, а в контексте всего Человечества как огромного организма, составленного из совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей. На основе этой идеи Конта возникли разнообразные варианты гуманистического направления в социологии.
Назначение государства — «объединять частные силы для общей цели и предупреждать фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах». Обеспечение социального согласия государство осуществляет посредством использования материальных и духовных средств, властных предписаний (идущих от светской и духовной власти), следование которым является священным долгом каждого члена общества.
Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия: на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев, а мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским (банкиры, промышленники и земледельцы) и духовным (священники позитивной церкви).
Четыре силы в социократии:
Во взаимодействии этих четырёх сил будут обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества. В государстве, построенном на позитивных принципах, должны главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта, права только подрывают спокойствие общества.